Президент Пакистана П. Мушарраф — утверждение во власти

Заявление П. Мушаррафа о том, что «он не будет церемониальным президентом, а будет, наоборот, активно действующим», постепенно реализуется.

Всеобщие парламентские выборы были проведены в стране 18 февраля с.г. Убедительную победу на них одержали правящие в конце 80-х – первой половине 90-х годов Пакистанская народная партия и Пакистанская мусульманская лига (Наваза Шарифа). Формирование коалиционного правительства, в состав которого вошли деятели оппозиционных президенту политических партий, породило много разговоров о закате «политической карьеры» П. Мушаррафа, о скором объявлении парламентом импичмента действующему главе государства.

П. Мушаррафу нужен был рывок, и он его сделал. У Пакистана сегодня множество проблем в социальной и экономической жизни, и президент выбрал из них две, самые важные:

— борьба с терроризмом против боевиков движения «Талибан» и «Аль-Каиды» в Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП страны;

— курс на дальнейшее привлечение крупных иностранных инвестиций, международные инфраструктурные мега-проекты, создание дополнительных рабочих мест для пакистанцев и т.д.

Вопрос утверждения во власти личности крупной, созидающей, требует, с одной стороны, масштабности заявлений, с другой — обязательного положительного результата своих действий. Время и место подсказали П. Мушаррафу направление – Китай. «Испытанный друг на все времена», именно так называют КНР в Исламабаде.

Свой первый зарубежный визит в качестве главы государства уже после приведения к присяге нового кабинета министров во главе с премьером Юсуфом Раза Гилани президент П. Мушарраф совершает в Китай, на островную провинцию Хайнань. Официальный повод — участие в ежегодном Азиатском форуме Боао/Boao Forum for Asia. Как признают очевидцы, это «что-то вроде швейцарского Давоса», только весной и только для развивающихся стран.

Масштабность поставленных на форуме задач, начиная от разработки многомерного механизма координации стран-участниц, дальнейшее развитие интеграционных процессов, укрепление совместных усилий в противостоянии нетрадиционным угрозам безопасности, укрепление связей стран Азиатского континента с другими регионами планеты и т.д. [1], требовала от каждого участника адекватного ответа.

Последнее время имидж Пакистана омрачен действиями боевиков Талибана и «Аль-Каиды» на его территории в СЗПП. Азии и миру нужны заверения и гарантии безопасности как в целом, так и для реализации инфраструктурных проектов.

На форуме президент Пакистана П. Мушарраф объявляет о новой международной инициативе в борьбе с терроризмом и исламским экстремизмом, о том, что Шанхайская организация сотрудничества/ШОС [2] может присоединиться к коалиционным силам НАТО в Афганистане. «НАТО уже выполняло свою работу в Афганистане, и в случае, если ШОС присоединится и сделает что-либо (положит конец междоусобной войне), это будет очень хорошо», заявил он [3].

Для утверждения мира и стабильности в соседней с Пакистаном стране, по мнению П. Мушаррафа, необходим многовариантный подход: военный, политический и социально-экономический. По словам президента, «только совместные усилия ведут к социально-экономическим изменениям, что является жизненно важным для привнесения стабильности в Афганистан».

Наибольшую озабоченность как для пакистанских официальных властей, так и для приграничных с Афганистаном районов СЗПП вызывают афганские беженцы, бежавшие на территорию соседнего Пакистана еще в 80-е годы. На территории провинции до сих пор существует несколько лагерей беженцев, в том числе крупных. За прошедшие годы многие афганские беженцы прочно осели в Пакистане. В Пешаваре, столице СЗПП, и в соседнем Белуджистане, как полагают, находятся члены Талибана и «Аль-Каиды», что, как считает П. Мушарраф, «вызывает немалые страдания для Пакистана и необходимость отбивать атаки боевиков и террористов-смертников внутри страны» [4].

Заявление П. Мушаррафа о заинтересованности ШОС в участии в кампании по борьбе против боевиков Талибана и «Аль-Каиды» было сделано уже после того, как еще на саммите НАТО в Бухаресте в начале апреля с.г. в рамках саммита России и НАТО были подписаны договоренности о наземном транзите по территории Российской Федерации, Казахстана и Узбекистана невоенных грузов, главным образом гуманитарных, для тылового обеспечения Международных сил по содействию безопасности в Афганистане/ ИСАФ. Речь шла о поставках продовольствия, запасных частей, топлива и транспортных механизмов. Таким образом, Россия, как член ШОС, официально заявила об опосредованном участии в антитеррористической кампании в Афганистане.

Китай, со своей стороны ставивший задачу экономического развития своей западной провинции Синцзян, расположенной в непосредственной близости от Северо-Западной пограничной провинции Пакистана, также заинтересован в урегулировании афганского конфликта.

В основе интересов Пакистана и Китая в вопросе реализации антитеррористической кампании, борьбы с боевиками движения «Талибан» и «Аль-Каиды» на севере страны и в непосредственной близости от границ Поднебесной, помимо мирных, лежат торгово-экономические составляющие.

Президент П. Мушарраф на форуме вновь подтвердил стратегический план по использованию территории Пакистана в качестве «энергетического и торгового коридора», во-первых, для строительства нефтяного и газового трубопроводов для перекачки углеводородного сырья из стран Персидского залива в Китай, а во-вторых, двустороннего потока товаров из стран Центральной Азии, Ближнего Востока в Китай, страны Юго-Восточной Азии и т.д. [5].

В ходе визита президента П. Мушаррафа в Китай в середине апреля было подписано десять меморандумов о взаимопонимании. В основном речь шла об инфраструктурных проектах, начале строительства газопровода от пакистанского порта Гвадар по территории провинции Белуджистан до границы с китайской провинцией Синцзян. Одновременно с изучением и разработкой углеводородного трека, рассматривается вопрос о параллельном строительстве участков железной дороги, технико-экономическое обоснование для которого, как сообщают китайские источники, уже разработано.

Китай является давним, надежным и проверенным союзником Пакистана, и в частности П. Мушаррафа. Однако в двустороннем сотрудничестве не обходилось и без проблем. В качестве примера можно привести покупку Исламабадом китайских локомотивов низкого качества, которые невозможно было использовать для эксплуатации. И Китай, и Пакистан знают о низком качестве продукции китайского машиностроения и на многое закрывают глаза. В государственных тендерах в Пакистане одну из главных статей играет низкая стоимость предоставляемых товаров или услуг.

В целом, визит в Китай был рядовым. Но сегодня П. Мушарраф крайне заинтересован в имидже, с одной стороны, президента-мироносца, а с другой, президента, успешно выигрывающего для страны крупные проекты, президента, который успешно решает стратегические вопросы развития Пакистана.

На фоне экономических успехов президента П. Мушаррафа очень бледными представляются переговоры премьер-министра Пакистана Гилани со своим иранским партнером, результатами которых стали лишь намерения торгово-экономического партнерства.

В настоящее время в Пакистане складывается ситуация, при которой два уровня власти: первый – президент П.Мушарраф, второй – кабинет министров во главе с премьер-министром Юсуфом Раза Гилани, намечают географию и направление действий. Создается впечатление, что каждая из сторон очерчивает сферу своего жизненного пространства, не переходя границы конституционных полномочий, но и не желая отдавать честно завоеванного. Настоящий период взаимодействия высшей законодательной и исполнительной власти в Пакистане можно охарактеризовать как период холодного сосуществования, при котором обе стороны следуют демократическим принципам развития государства и при этом каждая сторона не допускает резких высказываний и шагов. Начало обещающее. Кто сделает первый шаг к конфронтации, кому он нужен и каковы его цели — покажет время.

1. China Daily 17.04.08.

2. Шанхайская организация сотрудничества основана в 2001 г. Постоянными членами являются: Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Статус стран-наблюдателей имеют Индия, Пакистан, Иран и Монголия.

3. Pakistan Times 15.04.08.

4. Pakistan Times 15.04.08.

5. BBС 16.04.08.

52.24MB | MySQL:103 | 0,384sec