Индийско-израильские отношения в условиях напряженности между Пекином и Нью-Дели

Согласно сообщениям МИД Индии, обнародованным в минувший понедельник, Пекин и Нью-Дели работают над деэскалацией в приграничном районе после июньского всплеска насилия. Для этого, прежде всего, требуется скорейшее завершение процесса разъединения войск в районе т.н. линии фактического контроля, заменяющей собой государственную границу. Несмотря на то, что после воскресных переговоров представителей враждующих сторон данный процесс стартовал, ситуация такова, что о полной нормализации говорить пока нельзя. Более того, как отметили сразу несколько представителей США, а именно глава аппарата Белого дома М.Медоуз и контр-адмирал ВМФ США Дж.Виккоф, Соединенные Штаты будут поддерживать индийскую позицию, поскольку территориальные претензии КНР  к Индии рассматриваются как часть враждебной активности Пекина, в которую также входит конфронтационный характер отношений с Вашингтоном, нарушение прав человека в Гонконге, а также, разумеется, Covid-19, вину за распространение которого американская администрация также возлагает на Китай.

Вместе с тем Соединенные Штаты далеко не единственный союзник, на которого хотели бы полагаться в Индии. Так, в Нью-Дели выражает заинтересованность в дальнейшем наращивании сотрудничества с Иерусалимом, где одним из приоритетных направлений является экспорт вооружений. В конце прошлой недели правительство Н.Моди одобрило закупку противотанковых ракет Spike, производимых концерном Rafael. Помимо этого, индийская сторона за последний год проявила интерес к приобретению высокоточных бомб Spice-2000 того же производителя, ручных пулеметов «Негев» и израильских беспилотников. Наконец, израильско-индийские ракеты класса «земля-воздух» Barak-8 MRSAM, производимые израильским Rafael и индийским Kalyani, крупный заказ на изготовление которых для нужд индийской армии был одобрен в конце 2019 г., по информации СМИ, в конце июня было запланировано в срочном порядке развернуть в спорном районе в восточном Ладакхе.

Тесные контакты в военно-технической сфере представляют большое значение для развития израильского ВПК. Однако вовлеченность Индии в конфликт с Китаем создает для Израиля и ряд сложностей. Прежде всего, данный факт может стать дополнительным аргументом Соединенных Штатов, давно побуждающих своего главного ближневосточного партнера как можно дальше дистанцироваться от КНР. При этом, как отмечает израильский эксперт, С.Францман, для Пекина это противостояние с Нью-Дели представляет собой не столько борьбу за территорию, сколько элемент демонстрации своего растущего влияния, а именно с этим, как было сказано выше, намерены бороться США, что подтверждается в том числе словами М.Медоуза и Дж.Виккофа.

Н.Моди со своей стороны демонстрирует настрой на расширение партнерского характера отношений с Израилем, который проявляется не только в словах, но и в их отсутствии. Так, внимание и даже возмущение многих обозревателей вызвало то, что индийское правительство попыталось занять максимально сдержанную позицию по вопросу распространения израильского суверенитета над территориями в Иудее и Самарии, старательно избегая при этом любых комментариев. По некоторым данным, Б.Нетаньяху и Н.Моди не затрагивали эту непростую тему даже во время июньского телефонного общения. Единственное, чем ограничилось внешнеполитическое ведомство Индии – комментарий, в котором содержится призыв к сторонам конфликта решать все вопросы т.н. окончательного статуса за столом переговоров. Любопытно здесь то, что солидная порция возражений против курса индийского правительства на палестино-израильском треке заключалась не только в недовольстве недостаточной критикой в адрес действий правительства Б.Нетаньяху, но и в том, что Нью-Дели учит Иерусалим как правильно вести мирное урегулирование, но не делает того же самого с Исламабадом.

Пакистан, кстати сказать, отверг планы израильской «аннексии», заявив от лица МИД о «принципиально последовательной позиции в отношении Палестины». Китай, в свою очередь, заявил об обеспокоенности, призвав четко следовать принципу «двух государств для двух народов». Отдельно представители КНР сосредоточились на роли ООН, подчеркивая необходимость исполнения принятых ранее резолюций. Таким образом, оба противника Индии оказались фактически по разные стороны с ней по палестино-израильской проблематике, однако, если Пакистан сосредотачивается на своей солидарности и региональных аспектах конфликта, что Китай пытается вмешаться в дела внерегиональных посредников, отстаивая позиции, противоположные взглядам Израиля и США.

В целом на нынешнем этапе израильское правительство по-прежнему заинтересовано в том, чтобы маневрировать между своими ключевыми партнерами. Впрочем, во всем, что касается Китая, делать это становится  труднее. Если для Индии важно, прежде всего, фактическое взаимодействие с Израилем, особенно в сфере ВПК, Соединенные Штаты все больше концентрируются на политических эффектах, полагая, что любые контакты с КНР, так или иначе, служат ее укреплению и подпитывают глобальные претензии, а потому, как кажется, следует ожидать усиления попыток воздействия Вашингтона на Иерусалим с целью максимального сворачивания связей с Пекином.

62.52MB | MySQL:102 | 0,501sec