Французские эксперты о племенном факторе в гражданской войне в южных районах Ливии. Часть 1

Военно-политический конфликт в Ливии стал серьезным дестабилизирующим фактором не только для этой страны, но и для всего региона Ближнего Востока и Северной Африки. По мере вмешательства в него великих и региональных  держав потенциал противоречий значительно возрос, а задача его урегулирования существенно усложнилась. В настоящее время основными участниками конфликта являются Ливийская национальная армия (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара и Правительство национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа. Первая фракция пользуется поддержкой со стороны Египта, ОАЭ, Саудовской Аравии, Франции и России. Вторая получает значительную помощь со стороны Турции и Катара. Симпатизирует правительству Сарраджа и Италия, хотя, по мнению многих аналитиков, Рим ограничится исключительно дипломатической и политической поддержкой. Таким образом, ливийский кризис уже вызвал в определенной мере раскол в рядах НАТО.

В то же время ливийский конфликт имеет и внутреннее измерение. Это племенной фактор, сыгравший существенную роль в падении режима Каддафи и последующих бедах, обрушившихся на эту североафриканскую страну. По мнению ливийского эксперта Хосни Шуэйги, проживающего в Париже, в стране насчитывается 140 племен, из которых 30 играют значительную роль в политических и экономических процессах. Племена Ливии эксперт условно подразделяет на несколько больших групп. Это , во-первых, племенной союз Эль-Мурабита, потомки Джунд аль-Фатах, первых арабов, совершивших завоевание и исламизацию Ливии в 7-8 вв. н.э. Во-вторых,  племенной союз Эль-Ашраф, представленный на востоке Ливии. Его члены считают себя потомками основателя государства Идрисидов в Марокко Идриса аль-Акбара. В-третьих, племена федерации Бану Хилаль, потомки бедуинов, вторгшихся на ливийскую территорию в 11 веке с территории халифата Фатимидов (т.н. второе арабское завоевание Северной Африки). Они представлены на западе и на востоке Ливии. В-четвертых, племена Кулоглу, потомки османских завоевателей (к ним относится, в частности, клан Мисурата). В-пятых, Либу, потомки автохтонного берберского населения. В-шестых, Бану Феццан, представители неарабских этносов юга Ливии, туарегов и тубу (1). Правительство Муаммара Каддафи долгое время уделяло большое внимание взаимоотношениям с племенами и поддержке межплеменного баланса во власти. Однако ядро поддержки Джамахирии составляли племена Варфалла, Мегариха и Каддафа. Племя Варфалла долгое время доминировало в ливийской армии. Однако после чисток в вооруженных силах, проведенных Каддафи в 1990-е годы, оно оказалось оттесненным от власти. Результатом стал его переход на сторону повстанцев в 2011 году. Значительную роль в начале антикаддафистского восстания в 2011 году сыграло недовольство племен Киренаики, основного нефтедобывающего района страны, несправедливым, по их мнению, распределением энергетических доходов. В результате восточные племена Авакир, Убейдат и Зувайя составили ядро ополчения повстанцев на начальном этапе.  В процессе свержения Каддафи племена востока сотрудничали с кланом Мисурата, но позже их пути разошлись. Кланы Киренаики почувствовали угрозу в привилегированных отношениях мисуратовцев с Турцией и Катаром.

Большую роль в последующей судьбе Ливии может сыграть позиция сравнительно немногочисленного чернокожего племени Тубу на юге страны, так как в местах его расселения находятся крупные нефтяные месторождения Шарара и Эль-Филь. Анализ ситуации этого этноса представлен в статьях Асмы Саид «Миноритарный этнос тубу в Ливии» и «Тубу в ливийской революции», опубликованных на портале Les Cles du Moyen Orient («Ключи к Ближнему Востоку»). Автор упоминает о том, что население Ливии по данным на 2020 год составляло 6,9 млн человек. При этом 90% ливийцев проживает на узкой полоске по побережью Средиземного моря. Население же глубинного южного региона Феццана является редким. По различным данным, оно составляет от 550 тысяч до миллиона человек, разбросанных на огромной территории. Среди них особое место занимает полукочевой африканский этнос тубу. Численность тубу в Ливии конкретно не определена. По словам представителя этого народа Мухаммеда ас-Синусси, в Ливии проживают 50 тысяч тубу. Есть оценки в 350 тысяч (журнал Le Point) и даже 800 тысяч (телеканал «Аль-Джазира»), но это, конечно, преувеличение.

Большая часть тубу проживает в Чаде, меньшинство в Ливии и Нигере. Представители этого племени распределены между двумя крупными оазисами: Себха в Феццане на западе Ливии и Куфра в Киренаике на востоке страны. Тубу разделяются на два субэтноса: Теда и Даза. Теда проживают на севере Чада, в нагорье Тибести и прилегающих регионах Ливии. Их количество в Ливии стало увеличиваться с 1960-х годов, когда некоторые из них мигрировали из Чада для работы на стройках и нефтяных месторождениях. Большинство тубу, живущих на плато Тибести, занимается скотоводством, разводя верблюдов, ослов, овец и коз, а также сопровождают следующие через Центральную Сахару караваны. Охрана караванов, равным образом, как и нападения на них с целью ограбления, были давним источником заработка племен тубу, что также роднило их с туарегами. Как и туареги, тубу считали ниже своего достоинства заниматься земледелием и в оазисах, в финиковых рощах, работали представители касты рабов — «камадийя», а позже — их потомки, находящиеся внизу социальной иерархии тубу. Также с помощью потомков рабов осуществляется добыча соли — еще один заработок тубу. Низшие слои в обществе тубу представлены потомками захваченных в Южном Чаде представителей земледельческих африканских народов, а сами тубу, несмотря на темный цвет кожи, часто имеют нетипичные для негроидов Африки черты. Между тем, тубу все же «темнее» и «негроиднее», чем туареги и, тем более, более северные берберские народы Алжира и Ливии. На северо-западе Чада и в Нигере проживают представители другой группы Даза. Их присутствие заметно в военной и политической элите Чада. С 1982 по 1990 годы  президентом Чада был диктатор Хиссен Хабре, выходец из тубу. В 1990 году он был свергнут нынешним президентом Идрисом Деби, представителем этноса загава. Тем не менее, тубу сохранили многие позиции в руководстве страны. В отличие от своих чадских соплеменников ливийские тубу подвергались откровенной дискриминации на протяжении последних десятилетий.

Идеология арабского национализма (панарабизма), господствовавшая в Джамахирии длительное время привела к тому, что представители неарабского населения, прежде всего, тубу и туареги рассматривались в качестве иностранцев. Асма Саид пишет: «Фактически расизм и ксенофобия по отношению к черному населению терпелись и даже поощрялись в отдельные периоды каддафистской Ливии, когда они совпадали с амбициями лидера» (2). Правда, в 2000-е годы политика по отношению к неарабским меньшинствам поменялась. Начиная с 2000 года Муаммар Каддафи осуществлял политику панафриканизма, которая должна была закончиться созданием «Соединенных Штатов Африки». В этот период он даже поощрял браки ливийцев с чернокожими женщинами.

Ярким примером манипуляций ливийского режима с этим этносом является вопрос гражданства. В период гражданской войны в Чаде (1967-1987 годы) правительство Джамахирии поддерживало военно-политические силы под руководством этнического тубу Гукуни Уэддея. В этот период оно предоставило ливийское гражданство десяткам тысяч тубу, проживавшим на территории Полосы Аузу, региона на крайнем севере Чада, богатого урановыми месторождениями. Свои претензии на Аузу ливийцы подкрепляли ссылкой на франко-итальянский договор 1940 года между Лавалем и Муссолини. Согласно этому документу Париж уступал Италии, в ту пору ливийской метрополии, права на север Чада. Однако после военного поражения ливийского контингента правительство Джамахирии в 1987 году заключило договор с Чадом, отказавшись от претензий на Аузу. Согласно Декрету № 1485 от 1996 года Каддафи лишил ливийского гражданства 7 тысяч тубу. Их провозгласили иностранцами. Для самих представителей этого народа данная мера была непонятна. Как кочевники и дети пустыни они считают своей родиной всю Сахару. Само ливийское правительство оправдывало свои действия Законом о гражданстве от 1954 года, согласно которому ливийца можно лишить гражданства в случае, если он служил в вооруженных силах другого государства или наносит своей деятельностью ущерб национальной безопасности (3).

  1. http://www.ism-france.org/analyses/La-composition-ethnique-des-tribus-libyennes-article-16702
  2. https://www.lesclesdumoyenorient.com/L-ethnie-minoritaire-Toubou-en-Libye-1-3.html
  3. https://www.lesclesdumoyenorient.com/L-ethnie-minoritaire-Toubou-en-Libye-2-3.html
62.53MB | MySQL:102 | 0,465sec