Иран и участие центральноазиатских государств в ЭКО

Центральноазиатские государства, возникшие после распада СССР в 1991 году, имеют важное значение для достаточно идеологизированной иранской внешней политики. Ныне действующая иранская Конституция декларирует необходимость оказания всемерной поддержки мусульманским государствам. В таком контексте образование в Центральной Азии пяти государств с доминирующим мусульманским населением – Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана — представило Ирану историческую возможность закрепиться в этом новом геополитическом пространстве. Этому способствует и соседство этих стран с Ираном, протяженная общая граница с рядом государств региона.

Большое значение имеют и традиция беспрецедентно тесных исторических и культурно-цивилизационных связей, существовавших между Ираном и народами нынешних стран центральноазиатского региона в течение многих веков. На основании этого Иран стремится играть роль активного интегрирующего фактора на возникшем в постсоветскую эпоху новом геополитическом пространстве, используя для этого свое экономическое, политическое и культурное присутствие. Стратегические интересы Ирана в центральноазиатском регионе определяются разными задачами. В частности, его активность на этом направлении может иметь своим следствием укрепление безопасности северных районов страны, превращение их в зону добрососедства. Разумеется, при этом Иран присоединяется к поиску и реализации путей обеспечения стабильности и безопасности в самих центральноазиатских странах. Включение Ирана в процесс интеграции со странами Центральной Азии означает для него частичное преодоление изоляции, в которую он сам себя втянул в период после установления в стране режима исламской революции, «…уменьшение враждебности и увеличение симпатий по отношению к себе» (1). Представляется, что центральноазиатский регион позиционируется Ираном как политическая площадка для интенсификации отношений с Европой, а также региональными лидерами мирового значения, такими как Китай и Япония.

Еще до установления дипломатических отношений со странами мусульманского ареала СССР в Иране разработали стратегию своего постепенного проникновения в эти государства. Она опиралась на широкомасштабное экономическое сотрудничество, создание динамичных транспортных связей, открытие посольств и консульских учреждений, всяческое содействие вступлению и полноправному членству в Организации Исламской Конференции (ОИК), Организации экономического сотрудничества (ЭКО), Исламском Банке, помощь в транзите товаров и др (2).

Помощь и поддержку при вступлении в международные организации Иран начал оказывать странам Центральной Азии немедленно после провозглашения ими независимости. При его содействии как авторитетного члена ОИК все страны региона ныне представлены в этом самой многочисленной международной структуре исламского сообщества.

Очень много сделала Исламская республика Иран для интеграции этих стран в рамках Организации экономического сотрудничества, более известной ныне по аббревиатуре ЭКО ( анг. ECO- Economic Cooperation Organization ). Как известно, ЭКО образовалась в конце 1985 г. на базе существовашей ранее организации «Региональное сотрудничество ради развития», объединявшей в 1960-х-1970-х гг. Иран, Турцию и Пакистан. С победой в Иране в 1979 г. исламской революции она прекратила свое существование. В конце 1985 г. организация была реанимирована под названием ЭКО, но долго не могла стать на ноги. Как говорил тогдашний президент Турции Тургут Озал, «нам не помешало бы вливание свежей крови»(3). Реальная возможность расширения организации появилась в начале 1990-х гг., после распада СССР и образования рядом с зоной деятельности ЭКО новых государств. Уже через два месяца после образования СНГ эта проблема была обсуждена на встрече в Ашхабаде лидеров стран-основателей ЭКО с президентами всех центральноазиатских государств. На очередном заседании совета министров ЭКО, прошедшем 28 ноября 1992 г. в Исламабаде, в его состав были приняты все пять центральноазиатских государств и Азербайджан.

Иран занимает в ЭКО главенствующее положение. Его лидеры поначалу хотели видеть в лице ЭКО не только экономический союз, но и авторитетное объединение исламских государств с проиранской доминантой. Так, в 1996 г. во время саммита ЭКО в Ашхабаде тогдашний иранский президент Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани в присутствии всех глав стран Центральной Азии посоветовал им « …не иметь дел с сионистами» и порвать отношения с Израилем. В ответ на такое заявление президент Узбекистана Ислам Каримов поставил вопрос о том, что если страна-создатель ЭКО будет и впредь оказывать политическое давление и предпринимать попытки превратить это экономическое сообщество в трибуну конфронтации, его страна прекратит в нем свое членство. С течением времени, однако, происходит эволюция иранских подходов к участию в ЭКО. С приходом к власти в 1997 г. исламского реформатора-прагматика С.М.Хатами в Иране дистанцировались от планов превращения ЭКО в полюс силы или объединение исламских государств. С.М.Хатами, проложивший в 1997-2005 гг. дорогу к диалогу Ирана со странами Запада, опирался именно на ЭКО в реализации ирано-западноевропейского диалога. В Иране надеются и на то, что с течением времени ЭКО может реально играть роль надгосударствеенной структуры, нацеленной на защиту региональной безопасности. Именно там, в Тегеране находится штаб-квартира ЭКО, и послы всех стран-членов этой организации в Тегеране являются в ней постоянными представителями, составляя центральный рабочий орган.

Сразу же после включения в состав ЭКО стран-участников СНГ путем консенсуса определились основные направления интеграционной деятельности в рамках организации. Это – транспортно-коммуникационная сфера, энергетика, сельское хозяйство, промышленность, частично- наука, культура и образование. Развитие сотрудничества в различных совместных проектах помогает Ирану как самому активному участнику этой международной интеграционной структуры преодолевать политическую и экономическую изоляцию страны, ослабить бремя продолжающихся против него американских и международных экономических и политических санкций. Кроме того, разнообразный иранский экспорт передовых технологий в страны-партнеры по ЭКО и предоставляемый Ираном своим партнерам по ЭКО режим наибольшего благоприятствования в торговле позволяют существенно улучшить имидж ИРИ на региональном уровне. Авангардная роль в ЭКО необходима Ирану и для поддержания и укрепления своих позиций как страны, претендующей на лидерство в исламском мире и одного из решающих игроков на центральноазиатском векторе постсоветского пространства. Именно поэтому Иран всячески противится идее включения в ЭКО новых членов, в частности, России. На его взгляд, это дало бы России дополнительные шансы к лидерству в регионе и подорвало бы политический вес Тегерана. Такую позицию Ирана поддерживают и другие страны-члены ЭКО ( 4). Прошедшая в ноябре 2006 г. в Мешхеде (Иран) научная конференция «Центральная Азия и внешняя политика Исламской республики Иран» подчеркнула особое значение ЭКО в развитии отношений Ирана с государствами региона, отметив, что в перспективе руководство страны предполагает реализовать в рамках ЭКО ряд масштабных проектов (5).

Из успешно реализованных проектов ЭКО наиболее важным является завершенное в 1996 г. строительство железной дороги Мешхед-Серахс-Теджен, связавшей воедино с сетью иранских железных дорог железнодорожные магистрали Центральной Азии и открывшей кратчайший и экономически эффективный путь из стран центральнозиатского региона в направлении Ближнего Востока и Европы. В Иране рассматривали эту железную дорогу как имеющую громадный потенциал международную артерию (6). Тем не менее, в речи президента Узбекистана И.Каримова на встрече государств-членов ЭКО, приуроченной к пуску в эксплуатацию этой магистрали, была сделана попытка существенно принизить ее значение, обосновать необходимость прокладки новых дорог в обход иранской территории (7). При этом сам Узбекистан начал эпизодически пользоваться этой магистралью лишь с августа 1996 г., преимущественно для экспорта производимого в стране хлопка в направлении Юго-Восточной Азии (8), не реализуя полностью свою квоту провоза экспортной продукции по магистрали. Несмотря на это, официальные представители этой страны не раз заявляли о том, что построенная силами стран-членов ЭКО транспортная артерия «…не способна в полной мере обеспечить потребности Узбекистана и других среднеазиатских государств» (9). Между тем, даже учитывая не совсем позитивный опыт сотрудничества в использовании дороги Мешхед-Серахс-Теджен для экспортно-импортных операций, Иран и Узбекистан намерены широко взаимодействовать в ряде других транспортных проектов, в том числе – трехсторонних. Так, в январе 2005 г. был подписан протокол о начале реализации трехстороннего узбекско-ирано-афганского соглашения о строительстве автомагистрали, соединяющей все три государства Значение этой артерии для самого Узбекистана в том, что создается еще один экономичный путь для экспортных операций в южном направлении, в частности, для вывоза таких важных статей узбекского экспорта как хлопок и стройматериалы. Иран рассчитывает, что эта магистраль создаст более широкие возможности для выхода иранских товаров на рынки государств Центральной Азии. Такой оптимизм, однако, не принимает во внимание того факта, что политические реалии и экономическая политика в нынешнем Узбекистане не способствует открытию границ страны для свободного рынка. Вместе с тем, заинтересованность Узбекистана в строительстве этой шоссейной магистрали и проработка вопроса возможности строительства параллельной железной дороги позволяют говорить о перспективности этого инфраструктурного проекта. Для Ташкента этот проект важен еще и как реальное взаимодействие с Ираном в плане поддержки правительства Х.Карзая, демонстрация решимости на деле способствовать нормализации общественно-политической жизни в Афганистане, поднять его разрушенную экономику. . За прошедшие годы наиболее активно в проектах ЭКО были задействованы Туркменистан и Казахстан, чьи приоритеты сконцентрированы в сфере транспорта и экспорта энерносителей. Именно в этой области Иран в состоянии эффективно помочь своим географическим соседям. Для Казахстана сотрудничество в рамках ЭКО позволяет решить вопросы доставки через транзитные государства его продукции на мировые экспортные рынки. Расширение регионального сотрудничества в рамках ЭКО стимулирует формирование более эффективных евро-азиатских транспортных коммуникаций. Казахстан заинтересован в том, чтобы привлечь грузопотоки, а географическое и геополитическое расположение Казахстана позволяет развивать транзитный транспортный потенциал республики. Железные дороги этой страны не могут развиваться без сотрудничестве со странами ЭКО. Именно в рамках этой интеграционной структуры возможна реализация проекта по запуску пассажирского сообщения между Казахстаном и Турцией. Реализация транспортных проектов ЭКО позволяет резко увеличить экспортный потенциал Казахстана по доставке отечественной продукции в регион Персидского залива и в направление Индийского океана. Казахстан изъявил желание активизировать сотрудничество с Ираном на двустороннем и региональном уровне, в первую очередь – в рамках ЭКО, отдавая в будущем приоритет нефтегазовой сфере.

Туркменистан также интенсивно использует созданный ЭКО транспортный коридор, который соединяет север и юг в интересах азиатских и европейских партнеров, и активно поддерживает новые инфраструктурные проекты. Эта страна выступила инициатором введения сквозных поездов в пределах границ стран – членов ЭКО. Для осуществления этого проекта проводится серия переговоров по практическим вопросам с отдельными странами – членами организации. В 2007 г. объём железнодорожных транзитных перевозок по маршруту Иран – Туркменистан – Казахстан – Узбекистан составил более 2,5 млн. тонн, большую часть которых составляют иранские экспортные товары.

В последнее время заметную активность в рамках ЭКО стал проявлять Таджикистан. Своеобразными аутсайдерами ЭКО считаются Узбекистан и Киргизия. В то время как пассивность Киргизии объясняется ее невостребованностью в ряде совместных объектов, ситуация с Узбекистаном представляется более сложной и обосновывается рядом серьезных причин. Президент И.Каримов всерьез критикует саму концепцию регионального экономического сотрудничества в таком виде, как она реализуется в рамках ЭКО. По его словам, до сих пор реально не разработаны приоритетные сферы сотрудничества, которыми и следовало бы ограничиваться. Каримова не устраивает и ярко выраженная политизация ЭКО, сосредоточение всех рычагов ее руководства в руках Ирана, с которым у него имеются серьезные разногласия по различным политическим вопросам. Такую позицию разделяют и некоторые другие страны-члены ЭКО. В рамках ЭКО сложился определенный конфликтный потенциал, связанный с противодействием ряда входящих в ЭКО стран усилению позиций Ирана. В сентябре 2005 г. во время встречи в Нью-Йорке министров иностранных дел стран-членов ЭКО с участием ее Генерального Секретаря Асхата Оразбая было заявлено о необходимости выработки новой стратегии и изменении организационной структуры, концентрации усилий стран-членов на развитии транспортных и энергетических коммуникаций. По всей видимости, это можно считать началом процесса пересмотра основ руководства ЭКО. Однако это не говорит о кризисе организации. Напротив, на ее саммите, прошедшем в мае 2006 г. в Баку, было выражена решимость увеличить в течение ближайшего десятилетия взаимный товарооборот в четыре раза. За эти же годы будет создана единая торговая зона, проведена гармонизация тарифной политики, таможенных сборов. Страны-члены ЭКО намерены совместно решать вопросы энергетической безопасности. Планируется объединиться в борьбе с международным терроризмом. В ряду насущных задач ЭКО – придание новых стимулов взаимодействию в таких областях, как коммуникации, торговля, энергетика, сельское хозяйство, информационные технологии, здравоохранение, охраны окружающей среды.

1. The Iranian Journal of International Affairs. -Spring 2000, vol.XII, No 1, p.34.

2. M.Mohadessin. Islamic Fundamentalism: The New Global Threat. –Washington, 1993, p.78-81.

3. «Новости недели» (Израиль), приложение «За рубежом», 7 июля 2000 г., с.6.

4. http://www.polpred.ru/free/turcija/23.htm4

5. ИСНА, 29 ноября 2006 г, код новости 8509-04927

6. «Джомхурийе эслами» (на фарси), 14 мая 1996 г.

7. «Правда Востока» (Узбекистан), 16 мая 1996 г.

8. «Эттэлаат» (на фарси), 28 августа 1996 г.

9 http://farsiiran.narod.ru/news/afghanroad.htm

62.93MB | MySQL:102 | 0,531sec