Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6 – 12 июля 2020 года)

11 июля Совет Безопасности ООН с пятой попытки принял резолюцию о продлении на год трансграничного механизма предоставления помощи Сирии. Документ поддержали 12 стран, три страны, в том числе Россия и Китай, воздержались. Итоговая резолюция постановляет «продлить действие резолюции 2139 на 12 месяцев и исключить из механизма пункты «Баб-эс-Салям», (граница Сирии и Турции), «Эль-Ярубия» (граница с Ираком) и «Аль-Рамта» (граница с Иорданией)». Таким образом, поставка будет осуществляться только через один пункт на границе с Турцией – «Баб-эль-Хава». Россия воздержалась при голосовании в Совбезе ООН по данной резолюции из-за недовольства процессом подготовки документа Германией и Бельгией. Ранее авторы резолюции предлагали продлить поставки через два КПП на границе с Турцией, однако этот вариант дважды был заветирован Россией и Китаем. Российские проекты резолюции также дважды не набрали необходимого количества голосов. При этом Москва считала необходимым отразить в резолюции пагубность односторонних санкций в отношении Сирии, ухудшающих гуманитарную ситуацию в этой стране на фоне войны и пандемии коронавируса. Россия объясняет необходимость постепенного «сворачивания» механизма изменившейся ситуацией на земле: все больше районов в Сирии возвращаются под контроль правительства, следовательно, помощь может доставляться изнутри страны в координации с Дамаском, как это предписывается международным гуманитарным правом. В этой связи Москва выступает за постепенное сокращение числа пропускных пунктов, через которые помощь Сирии поступает «в обход» Дамаска. Напомним, что решение о начале трансграничных гуманитарных операций в Сирии СБ ООН принял в июле 2014 г. Срок его действия истекал 11 июля.

На минувшей неделе боевики незаконных вооруженных формирований заметно активизировали свои действия по всему периметру идлибской зоны на северо-западе Сирии. Экстремисты неоднократно атаковали позиции сирийской правительственной армии и подвергали обстрелам ее позиции. Все атаки противника были успешно отражены.

7 июля российские и турецкие военные в ходе 19-го совместного патрулирования трассы М4 в провинции Идлиб прошли по удлиненному маршруту, впервые достигнув населенного пункта Айн-эль-Хавр. Протяженность маршрута составила более 70 км.

Средства ПВО Сирии открыли 12 июля огонь по беспилотным летательным аппаратам в окрестностях Латакии, поразив несколько воздушных целей. Беспилотники появились в небе над населенным пунктом Джебла, который расположен недалеко от базы российских ВКС в Хмеймиме.

В западной части провинции Дейр-эз-Зор продолжалась антитеррористическая операция сирийской армии и Национальных сил обороны против боевиков группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ). Военнослужащие и их союзники обследовали территорию пустыни Бадиа аш-Шам в районе административной границы с соседней провинцией Хомс.

8 июля в Дамаске министр обороны Сирии генерал А. А. Айюб и начальник Генштаба ВС Ирана генерал М. Багери подписали «всеобъемлющий договор о военном сотрудничестве» между двумя странами. Соглашение, в частности, предусматривает укрепление связей в военной области, в сфере безопасности и усиление постоянной координации между сторонами. В рамках подписанного договора Иран «будет укреплять сирийские системы ПВО». Генерал М. Багери подчеркнул, что нынешнее соглашение «усиливает <…> решимость [Ирана и Сирии] и намерение тесного сотрудничества перед лицом американского давления».

Независимая комиссия ООН по расследованию нарушений прав человека в Сирии, которая сообщала о преступлениях сил официального Дамаска в Идлибе, «не может отвечать за достоверность распространяемой информации, как это уже не раз было доказано», — заявил 8 июля министр иностранных дел России С. Лавров.

На минувшей неделе Исполнительный совет ОЗХО дал Сирии 90 дней на урегулирование вопросов, связанных с использованием химического оружия. Дамаск должен сообщить техническому секретариату ОЗХО о том, где было разработано химическое оружие, которое, согласно докладу группы по расследованию и идентификации, было использовано в ходе атак в Эль-Латамне 24, 25 и 30 марта 2017 г., задекларировать всё имеющееся в настоящее время в распоряжении правительства САР химическое оружие и урегулировать все вопросы, касающиеся первоначальной декларации о запасах отравляющих веществ и программах их производства. Данное решение поддержали 29 членов совета, 9 воздержались, Россия, Иран и Китай проголосовали против. В случае отказа отчитаться по вопросам, связанным с использованием химического оружия, против Дамаска «будут приняты дополнительные меры». Доклад группы по расследованию и идентификации ОЗХО по предполагаемым химическим атакам в Сирии политически ангажирован и фактологически недостоверен, заявили в МИД России.

Ливийская национальная армия (ЛНА) готова подписать документ о немедленном прекращении боевых действий, однако правительство в Триполи не хочет этого делать, рассчитывая на военное решение, заявил 8 июля глава МИД России С. Лавров по итогам переговоров с главами МИД «тройки» Африканского союза (Демократическая Республика Конго, Египет, ЮАР) в формате видеосвязи. Лавров также отметил, что «наши турецкие коллеги работают в этом направлении (прекращения огня) с правительством национального согласия (ПНС)». ПНС никогда не отказывалось от мирного урегулирования конфликта в стране, считая, что мира не хочет противоборствующая сторона, заявили 9 июля в МИД триполийского правительства.

Представитель ЛНА сообщил 12 июля, что порты Ливии будут отгружать нефть из своих хранилищ на танкеры только по контрактам, заключенным до прекращения работы терминалов. Такое разрешение было дано «в рамках сотрудничества с мировым сообществом и дружественными государствами, которые просили об этом». Ранее, 10 июля, Национальная нефтяная компания Ливии объявила о снятии форс-мажорных условий с экспорта сырой нефти из страны. При этом в компании отметила, что «технические проблемы будут сдерживать» производство и экспорт сырья.

Вооруженные силы Египта провели 9 июля совместные учения различных родов войск в районе, расположенном в 60 км от границы с Ливией. В учениях, получивших название «Решительность 2020», приняли участие подразделения сухопутных войск, ВМС и ВВС, а также ПВО.

Сложная ситуация сохраняется вокруг строящейся на Голубом Ниле эфиопской плотины «Возрождение» («Хидасе»). В Каире 7 июля заявили, что АРЕ с пессимизмом оценивает шансы на достижение соглашения с Эфиопией по этой плотине. Министерство водных ресурсов и ирригации АРЕ считает, что между сторонами по-прежнему сохраняются серьезные разногласия по техническим аспектам заполнения водохранилища ГЭС, а также по многим юридическим вопросам. В то же время премьер-министр Эфиопии А. Ахмед заявил 8 июля: «Если Эфиопия не заполняет водохранилище, то это равносильно согласию на снос ГЭС». Он вновь подтвердил, что страна приступит к заполнению водохранилища ГЭС «Хидасе» в июле. 10 июля Египет выступил с альтернативными предложениями к Эфиопии для устранения технических разногласий по плотине «Возрождение» и ждет ответа через 48 часов.

Ущерб от пожара на ядерном объекте в городе Натанз оказался «значительным», а не ограниченным, как сообщалось ранее, заявил 6 июля представитель Организации по атомной энергии Ирана Б. Камалванди. При этом «особенно существенными» были финансовые потери, хотя и обошлось без человеческих жертв. Происшествие замедлило развитие ядерной программы Тегерана на месяцы. Б. Камалванди пояснил, что пострадала разработка и создание технически сложного оборудования, поскольку оказались уничтожены необходимые для этого уникальные инструменты. В то же время происшествие не сказалось на работе по обогащению урана на объекте. О случившемся в Натанзе (провинция Исфахан) стало известно 2 июля. Некоторые эксперты считают, что в пожаре на ядерном объекте заинтересованы Израиль и США.

Правительство президента Х. Роухани, несмотря на критику, должно доработать до последнего дня положенного ему срока, заявил 12 июля руководитель и духовный лидер Ирана А. Хаменеи.

Реализация планов Израиля аннексировать территории Западного берега реки Иордан будет иметь последствия для отношений с еврейским государством, говорится в совместном заявлении глав МИД Германии, Франции, Египта и Иордании по итогам состоявшихся между ними 7 июля переговоров по видеосвязи. «Мы едины во мнении, что любая аннексия занятых в 1967 г. палестинских территорий нарушает международное право и может подорвать основы мирного процесса. Мы ни в коем случае не признали бы изменение границ от 1967 г., которое не было бы согласовано обеими сторонами конфликта». Четыре страны подчеркнули свою приверженность решению ближневосточной проблемы на основе создания двух государств, отметили необходимость запуска диалога между Израилем и палестинцами и выразили готовность поддержать его. Арабские страны обратились к международному сообществу с призывом принять конкретные меры для того, чтобы помешать планам Израиля по аннексии палестинских территорий, говорится в совместном заявлении глав МИД 9 арабских стран (АРЕ, Иордания, Кувейт, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия и Тунис, а также генсек ЛАГ А. А. аль-Гейт) от 7 июля по итогам совещания, посвященного палестинской проблеме. «Аннексия палестинских территорий Израилем поставит крест на мирном процессе в регион. Это спровоцирует новый виток насилия в регионе, разогреет радикальные протестные настроения», — подчеркнула официальный представитель МИД России М. Захарова.

Израиль готов к переговорам по урегулированию палестино-израильского конфликта на основе мирного плана президента США Д. Трампа, который «креативен и реалистичен, но не готов возвращаться к формулам, провалившимся в прошлом». Об этом премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 7 июля сказал главе правительства Великобритании Б. Джонсону в ходе телефонного разговора. Эту же мысль Нетаньяху высказал 10 июля в ходе телефонного разговора с президентом Франции Э. Макроном.

Премьер-министр Судана А. Хамдок 9 июля отправил в отставку ключевых министров: иностранных дел, финансов, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства и транспорта. Министры были уволены спустя несколько дней после того, как десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы, требуя реформ и улучшения условий жизни в охваченной глубоким экономическим кризисом стране. А. Хамдок выступил с обращением к народу, в котором пообещал важные решения в течение ближайших двух недель.

10 июля Госсовет Турции отменил постановление правительства 1934 г. о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. Затем президент страны Р. Т. Эрдоган подписал указ, согласно которому в Айя-Софии возобновятся мусульманские поклонения. Одновременно Р. Т. Эрдоган призвал уважать решение о смене статуса собора Святой Софии с музея на мечеть, заявив, что его реализация «станет шагом к Великой Турции». Решение Анкары превратить собор Святой Софии из музея в мечеть вызывало негативную реакцию во многих странах, которые выразили сожаление в связи с этим шагом турецких властей. Российский МИД призвал турецкие власти к взвешенности. Резко против превращения Святой Софии в мечеть высказывались представители православных церквей, а также Папа Римский. Однако Эрдоган не принял во внимание мнение других стран по Святой Софии.

В Афганистане радикальное движение «Талибан» (запрещено в РФ) не собирается прекращать боевые действия до начала межафганских переговоров, заявил представитель талибов З. Муджахид. По его словам боевые действия будут продолжаться, так как у талибов пока нет другого выхода. Муджахид назвал призывы к прекращению огня со стороны властей «нелогичными» и подчеркнул, что завершение процесса освобождения пленных является необходимым условием для начала межафганских переговоров.

 

  Приложение

 

 

О некоторых особенностях катарско-американских отношений

 

 

Отношения между Катаром и США получили интенсивное развитие после войны 1991 г. в Персидском заливе, хотя дипотношения между странами были установлены еще в 1973 г. На основе анализа событий 1990-1991 гг., связанных с оккупацией Ираком Кувейта, катарское руководство пришло к выводу, что решающей силой, способной оказать помощь эмирату в случае внешней агрессии, являются ведущие страны Запада, в первую очередь — США. В 1992 г. с Катар и США подписывают соглашение по вопросам обороны и безопасности. Документ предусматривает в чрезвычайной ситуации оказание прямой американской военной помощи, предполагает координацию военных усилий двух государств, проведение совместных военных учений и предоставление Соединенным Штатам права размещения на территории эмирата баз хранения вооружения, военной техники и снаряжения для вооруженных сил США и создания американских военных баз в стране. Также США получили доступ к катарским портам и аэродромам.

В настоящее время США занимают ведущее место во внешнеполитических, внешнеэкономических и военно-технических связях Катара. Доха рассматривает сотрудничество с Вашингтоном в качестве важного элемента поддержания внешней безопасности эмирата, его внутренней стабильности, а также «фактора устойчивого поступательного роста экономики и социального благосостояния» страны. Со своей стоны, США проявляют значительный интерес к Катару, занимающему важное стратегическое положение в центральной части зоны Персидского залива. Немаловажное значение для США играет стремление катарской правящей элиты упрочить двусторонние связи в различных областях.

По мнению катарских аналитиков, «отношения между США и Катаром опираются на две основы: общие интересы в противостоянии региональным и международным вызовам и торговые отношения». При этом подчеркивается, что «американская администрация понимает важность роли, которую играет Катар, и что США не могут обходиться без Катара при разрешении региональных проблем». В Вашингтоне же считают, что «США могут не во всем соглашаться с правительством Катара, однако интересы двух стран чаще сходятся, чем расходятся».

Динамично развиваются политические связи, политическое партнерство Катара с США. Катар, являясь близким союзником США, в то же время проводит по ряду вопросов региональной политики самостоятельную линию. Здесь следует отметить хорошие отношения эмирата с Ираном. Ряд экспертов говорит даже о «балансировании» Дохи между Вашингтоном и Тегераном. В то же время у катарского руководства имеются опасения относительно того, что в случае прямой военной конфронтации США и Ираном «монархия может оказаться на линии фронта». Поэтому Катар непосредственно заинтересован в деэскалации этой конфронтации «и может претендовать на роль посредника между своим американским союзником и шиитским соседом». Руководство Катара оказывает США содействие в поддержании контактов с афганскими талибами.

Что касается США, то Вашингтон пытается дистанцироваться от обострившегося в 2017 г. кризиса в отношениях Катара с соседними странами (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, а также Египет), так как, по оценкам американских экспертов, «никакого просвета в этой ситуации не предвидится». Поэтому «США сделали единственно верный выбор: они встали над схваткой, никоим образом не обозначая свои симпатии в решающей мере. Им этого не надо, поскольку все участники этого конфликта находятся в плотной орбите влияния Вашингтона и обременены многомиллиардными оружейными контрактами». США беспокоит незаконное финансирование исламистов и распространение экстремистской идеологии из Турции и Катара. Тем не менее, «Вашингтон просто закрыл глаза на тот факт, что катарцы являются основным спонсором столь ненавидимого Трапом движения «Братья-мусульмане».

В целом две страны регулярно «осуществляют так называемую «сверку часов» по основным актуальным вопросам международной повестки дня, при этом оставляя за собой определенную политическую независимость».

Видное место в двустороннем сотрудничестве занимает военная сфера. В Пентагоне отношения с Катаром считают «критически важными». Президент США Д. Трамп, говоря о военном сотрудничестве с Катаром, подчеркнул его «уникальный характер».

Эмират предоставил США территорию для размещения военных баз, складов для хранения вооружения и военной техники, других военных объектов. Крупнейшим военным объектом США является военно-воздушная база Эль-Удейд, расположенная южнее Дохи. Здесь находятся передовой командный пункт Центрального командования ВС США и Центр управления воздушными операциями этого командования. На сегодняшний день база Эль-Удейд остается одной из ключевых опор военного присутствия США в зоне Персидского залива. По соглашению с США, Катар может использовать часть базы Эль-Удейд в своих целях. Эмират предложил США взять на себя затраты по расширению этой базы. Размещенный в стране американский контингент (свыше 10 тыс. человек) почти что равен численности армии Катара.

Регулярно проводятся совместные учения армий двух государств. Катарское руководство модернизирует национальные вооруженные силы с опорой преимущественно на военно-технические связи с США, которые занимают лидирующие позиции в военном импорте эмирата. Американцы осуществляют обучение и подготовку катарских военных.

Две страны сотрудничают в вопросах противодействия международному терроризму, взаимодействуют в вопросах, связанных с перекрытием каналов финансирования террористической деятельности. В 2017 г. Катар и США подписали антитеррористический меморандум о взаимопонимании. В соответствии с этим документом, две страны устанавливают «взаимоприемлемые средства расширения обмена информацией, срыва потоков финансирования терроризма и активизации контртеррористической деятельности». Катар является активным участником коалиции, созданной США для борьбы с «Исламским государством» (запрещено в РФ). По имеющейся информации, «в результате совместной работы в формате меморандума о взаимопонимании, США и Катар значительно увеличили обмен информацией, в том числе по идентичности известных и подозреваемых террористов».

Динамично развиваются торгово-экономические отношения между двумя странами. США занимают одно из ведущих мест во внешнеэкономических связях Катара. Экономика эмирата находится в тесной зависимости от экономики США в силу привязки местной валюты к доллару. Объемы торгового оборота между двумя странами по итогам 2018 г., оцениваются в 6 млрд долларов, из которых на катарский экспорт приходится 1,6 млрд долларов, а на американский экспорт – 4,4 млрд долларов. Поставки из США представлены главным образом авиационной техникой, продукцией машиностроения, транспортными средствами, продукцией военного назначения и агропромышленного комплекса. США прочно удерживают первое место по экспорту своей продукции в эмират. Катарский экспорт в Соединенные Штаты состоит преимущественно из топлива, удобрений, алюминия, продукцией химической индустрии, причем «объемы катарского экспорта в адрес американских импортеров продолжают демонстрировать тенденцию к росту».

На территории эмирата ведут бизнес 753 компании с участием американского капитала, в том числе 572 в виде совместных катарско-американских предприятий. Правительство Катара заявляет о заинтересованности в привлечении американского бизнеса в различные сферы экономики. Отмечается интерес американских компаний к Катару, что связано с благоприятным инвестиционным климатом и сравнительно низким уровнем террористической угрозы. Важным для Катара являются технологические инвестиции американских компаний в добывающую отрасль В целом же американские инвестиции в экономику Катара не очень значительны — всего около 10 млрд долларов, данные о структуре не разглашаются. В то же время эмират является крупным инвестором в экономику США. В США активно действуют катарские компании. По словам президента США Д. Трампа, в результате сотрудничества с Катаром в Соединенных Штатах было открыто «дополнительно много рабочих мест». «Они вкладывают очень большие средства в нашу страну. Они создают много рабочих мест. Они покупают огромное количество военной техники, включая самолеты», — сказал Д. Трамп. В ходе визита в США в июле 2019 г. эмира Катара Тамима бен Хамада. Аль Тани стороны подписали коммерческие контракты на сумму 85 млрд долларов.

Таким образом, на современном этапе катарско-американские отношения в различных сферах носят характер тесного стратегического партнерства, в развитии и расширении которого заинтересованы как Доха, так и Вашингтон.

42.36MB | MySQL:87 | 0,803sec