О зарубежной деятельности Турции против противников действующей власти

Турецкое правительство подписало двусторонние соглашения о сотрудничестве в области безопасности с несколькими государствами, которые были сформулированы двусмысленно, чтобы разрешить высылку или похищение турецких граждан, проживающих за рубежом, подчеркивается в письме ООН, которое было опубликовано в середине июля. Докладчики ООН Лучано Хазан, председатель-докладчик рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям; Фелипе Гонсалес Моралес, специальный докладчик по вопросу о правах человека мигрантов; Фионнуала ди Аолаин, специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом;  специальный докладчик по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания Нильс Мельцер направили совместное письмо турецкому правительству с выражением обеспокоенности «систематической практикой спонсируемых государством экстерриториальных похищений и насильственного возвращения турецких граждан из нескольких государств в Турцию». В письме они также выразили свою озабоченность по поводу личной безопасности и неприкосновенности депортированных лиц, а также тех, кому грозит неминуемая депортация из третьих стран.
Докладчики ООН попросили турецкое правительство представить дополнительную информацию о его операциях в координации с властями Афганистана, Албании, Азербайджана, Афганистана, Камбоджи, Габона, Косово, Казахстана, Ливана и Пакистана в связи с похищением, произвольным арестом, задержанием, насильственным исчезновением или пытками по меньшей мере 100 лиц, подозреваемых в причастности к «движению Хизмет/Гюлен» — группе, критикующей турецкое правительство, которая, по-видимому, является последней жертвой правительства президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Кроме того, они обвинили турецкое правительство в свертывании независимого и эффективного расследования этих злоупотреблений. «Правительство Турции в координации с другими государствами, как сообщается, насильственно перевело в Турцию более 100 турецких граждан, из которых 40 человек были подвергнуты насильственному исчезновению, в основном похищены с улиц или из своих домов по всему миру, и во многих случаях вместе со своими детьми», — говорится в письме.
В этой связи отметим, что содержание соглашений Турции о безопасности изменилось параллельно с преобразованием национального законодательства, в рамках которого турецкое руководство получило новые серьезные рычаги подавления противников правительства за пределами страны. Одним из ключевых инструментов в этом контексте являются международные механизмы безопасности. «[Турецкое] правительство подписало двусторонние соглашения о сотрудничестве в области безопасности с несколькими государствами, которые, как утверждается, содержат широкие и расплывчатые ссылки на борьбу с терроризмом и транснациональной преступностью. Источники утверждают, что эти соглашения были сформулированы двусмысленно, чтобы разрешить высылку или похищение любого лица, считающегося «угрозой безопасности», из третьих стран-участниц соглашений. По-видимому, существует четкая связь в сроках предполагаемых операций-большинство из них, если не все, были осуществлены в течение двух лет с момента вступления соглашений в силу. Например, выдвигаются обвинения в том, что Турция подписала секретные соглашения с рядом государств, включая Азербайджан, Албанию, Камбоджу и Габон, где, как сообщается, было проведено несколько операций», — говорится в письме. Эксперты ООН также попросили эти страны провести расследование в отношении ответственных должностных лиц за их роль в операциях Турции по похищению людей и раскрыть секретные соглашения, подписанные с Анкарой в этой связи. «Турция, как представляется, заключила ряд секретных соглашений о сотрудничестве в области безопасности с другими государствами с целью содействия ускоренному захвату и аресту турецких граждан, подозреваемых в принадлежности к «движению Хизмет/Гюлен». Ссылаясь на принцип законности, мы подчеркиваем, что любые межгосударственные соглашения или договоренности, выполнение которых может привести к существенному вмешательству в права человека, должны быть общедоступными, с тем чтобы позволить отдельным лицам ознакомиться с условиями таких соглашений и соответствующим образом регулировать свое поведение». Совместное письмо также выявило неправомерное с точки зрения международной практики использование дипломатических объектов посланниками Эрдогана и их тактику в подготовке депортации турецких граждан, заявив «параллельно с этими соглашениями, как представляется, с целью содействия оперативным арестам за рубежом турецкие власти, как сообщается, аннулировали гражданство или паспорта целевых лиц». «Турецкие власти не только не признали прямую ответственность за совершение или подстрекательство к похищениям и незаконным передачам, но и поклялись проводить больше тайных операций в будущем. 21 сентября 2018 года, как утверждается, пресс-секретарь президента Турции заявил во время пресс-конференции, что правительство продолжит свои операции против движения «Хизмет», аналогичного действиям в Косово (29 марта 2018 года)».
Согласно письму ООН, Национальная разведывательная организация Турции (MIT) создала отдельный отдел, которому было поручено проводить или поддерживать операции за рубежом, и турецкие граждане начали массово исчезать из нескольких стран после создания этого отдела. «В 2017 году Национальная разведывательная организация Турции (MIT) создала отдельный отдел, которому поручено проведение или содействие операциям за рубежом, на которые правительство, как полагают, выделило пять миллионов долларов США, а также якобы использовало их для выплат различным преступным и другим незаконным группам в достижении заявленных «целей»». Далее указывается, что «после создания этого отдела турецкие граждане начали массово исчезать из Афганистана, Азербайджана, Камбоджи, Габона, Ирака, Казахстана, Косово, Малайзии, Молдовы, Монголии, Мьянмы, Пакистана, Катара, Саудовской Аравии, Судана, Украины и других стран/территорий». Согласно документу ООН, «организованные посольскими резидентами MIT экстерриториальные похищения и насильственное возвращение турецких граждан из третьих стран могут привести к серьезным нарушениям прав отдельных лиц на свободу, личную безопасность, неприкосновенность и справедливое судебное разбирательство в нарушение Всеобщей Декларации Прав Человека (статьи 3, 5, 9 и 14), Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП, статьи 7, 9, 13, 14, 18, 19 и 22) и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП, в частности статья 3), а также Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений (статьи 2, 3, 6, 7, 13, 14 и 20)». Докладчики ООН также ссылались на  статью 7 Декларации [о насильственных исчезновениях], в которой говорится, что «никакие обстоятельства, будь то угроза войны, состояние войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут быть использованы для оправдания насильственных исчезновений». Помимо Турции, докладчики ООН также обвинили несколько государств, которые подписали с Анкарой секретные соглашения в области безопасности, в осуществлении принуждения, пыток и унижающего достоинство обращения, направленных на получение согласия этих людей на добровольное возвращение: «столкнувшись с растущим давлением на соблюдение, принимающие государства проводят круглосуточное наблюдение, за которым следуют обыски в домах и произвольные аресты в ходе тайных операций сотрудниками правоохранительных органов или разведки в штатском. Имена этих лиц сверяются с подготовленными списками, прежде чем их насильно доставляют к автомобилям без опознавательных знаков. Они остаются насильственно исчезнувшими в течение нескольких недель в тайном или тайном заключении до депортации. В течение этого периода они часто подвергаются принуждению, пыткам и унижающему достоинство обращению с целью получения их согласия на добровольное возвращение и получения признаний, которые послужили бы основанием для уголовного преследования по прибытии в Турцию. Мы отмечаем в этой связи, что лишение гражданства с единственной целью облегчить высылку или выдворение идет вразрез с нормами и стандартами международного права. Наконец, мы хотели бы подчеркнуть, что нарушения международных обязательств в области прав человека, вытекающие из этих соглашений, влекут за собой ответственность Турции по международному праву, а также третьих стран-участниц соглашений», — говорится в письме.
Репрессии против критиков и чистка правительственных чиновников, начатые после расследования коррупции в декабре 2013 года, усилились после неудавшегося переворота в июле 2016 года, что дало Эрдогану повод провести массовую чистку без каких-либо административных или судебных расследований. С 2016 года правительство арестовало или репрессировала иными методами более полумиллиона сторонников движения Ф.Гюлена, главным образом по обвинениям в попытке государственного переворота, терроризме и диффамации. В этой связи отметим, что помимо официальных секретных соглашений с различными странами, Анкара в рамках своей политики преследования членов внутренней оппозиции активно использует и неформальные инструменты. Имеется ввиду группы турецкой диаспоры в странах Европы в первую очередь, которые работают в этом направлении в тесной координации с посольскими резидентами турецкой разведслужбы. При этом Анкара фактически открыто взяла курс на создание позиций влияния в структурах безопасности стран ЕС через внедрение в них ассимилированных и получивших соответствующее гражданство стран ЕС этнических турок. Так, в декабре прошлого года на встрече с представителями поддерживаемой Турцией диаспоры в Женеве президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыто призвал своих сторонников в Европе и других странах приложить все усилия для обеспечения важных постов в правительствах принимающих их стран, пообещав им поддержку турецких правительственных учреждений. Эти заявления прозвучали на семинаре с представителями Союза международных демократов (UID, ранее UETD) в Женеве на полях Глобального форума беженцев, состоявшегося 16-18 декабря 2019 года. Отметим, что UID полагается европейскими экспертами в области безопасности как «длинная рука президента Эрдогана» в Европе, которая используется Анкарой для мобилизации турецкой и мусульманской диаспор в рамках развития инструментов влияния. В своей речи Эрдоган подчеркнул, что «турки, живущие в Европе, должны стараться занять важные посты в правительствах принимающих их стран». Он также попросил представителей стран UID работать с другими группами диаспоры и пообещал полную поддержку турецких правительственных учреждений. На этой встрече UID присутствовали министр внутренних дел Сулейман Сойлу, министр национальной обороны Хулуси Акар, министр технологий и промышленности Мустафа Варанк, официальные лица правящей Партии справедливости и Развития (ПСР) и другие представители правительства. Турецкое правительство регулярно информирует представителей UID о своей политике и приоритетах и координирует деятельность UID. Последний координационный семинар был проведен в Анталии, туристическом центре на юге Турции, 8-10 ноября 2019 года. В семинаре, организованном Антальским отделением ПСР, приняли участие 38 представителей из 17 европейских стран. Представители UID были приняты в популярном отеле Ramada правящей партией Турции. 8 ноября члены UID были проинформированы министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу о военной операции на севере Сирии, двусторонних отношениях с европейскими странами и ряде внешнеполитических вопросов. Джевдет Йылмаз, глава департамента иностранных дел ПСР и бывший министр развития, проинформировал участников о политике партии и возможных проектах и подчеркнул важность лоббирования в Европе, заявив: «число турок, живущих за рубежом, достигло 7 миллионов, и они должны заниматься политикой, экономикой, спортом и искусством, чтобы лоббировать интересы Турции». Затем Абдулла Эрен, глава агентства диаспоры для турок за рубежом и связанных с ними общин (YTB), описал политику турецкой диаспоры и объяснил деятельность YTB, ориентированную на турок в Европе. Кроме того, представители UID отметили местные проблемы, с которыми сталкиваются члены диаспоры, и свои предложения по преодолению этих проблем. Участники, представляющие страновые или региональные отделения UID, также обсудили долгосрочную стратегию UID и ее роль в турецких общинах в Европе.
Напомним, что UID был первоначально основан в Кельне в 2004 году как «Союз турецких демократов Европейского союза» (UETD) и изменил свое название на UID в 2018 году на съезде в Сараево, в котором принял участие президент Р.Т.Эрдоган качестве основного докладчика, что отражало амбиции Анкары по расширению деятельности организации за пределами Европы. В настоящее время UID имеет 152 офиса в 17 странах: Австрии, Бельгии, Боснии и Герцеговине, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Северной Македонии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и Соединенном Королевстве. В 2017 году Следственный отчет немецкой полиции связал Анкару с «боксерской бандой» в Германии, обвиняемой в преследовании противников турецкого правительства. По данным следствия, турецкий парламентарий Метин Кюлюнк предоставлял деньги «боксерской банде» Osmanen Germania в Германии для покупки оружия, организации протестов и преследования критиков Эрдогана. Полицейское расследование также показало, что эта банда имеет тесный контакт с UID, внешней лоббистской группой ПСР. Примерно те же инструменты в турецкой диаспоре были использованы турецкими спецслужбами во время последнего по времени кризиса на греческой границе, что было зафиксировано немецкой разведкой.

52.54MB | MySQL:104 | 0,315sec