Израильские эксперты моделируют развитие событий в случае аннексии частей Западного берега р. Иордан. Часть 4

Иерусалимский институт стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS) совместно с проправительственной газетой Israel Hayom провели трехчасовую игру, задача которой заключалась в том, чтобы определить развитие событий после решения израильского правительства об аннексии частей Западного берега р. Иордан. В предыдущей части рассматривалась ситуация, предшествующая заседанию израильского кабинета министров, на котором планируется обсуждение вопроса о масштабах аннексии.

В ходе моделируемого заседания правительства советник по национальной безопасности (роль которого играет Яаков Амидрор) обращается к министрам, описывая им дипломатический аспект аннексии и связанные с ней проблемы безопасности. Прежде всего, он подчеркивает, что для всего мира ближневосточный план США ломает все парадигмы и соглашения, к которым привыкли в Израиле. Некоторые опасаются, что аннексия лишит возможности вести переговоры с Палестинской национальной администрацией (ПНА). Для палестинцев это может стать концом надежды на достижение цели – создания палестинского государства. Хотя американский план предусматривает двухгосударственное решение, границы основаны не на линиях 1967 года, а учитывают реальность и потребности Израиля в безопасности. В «сделке века» не упоминается «право на возвращение» палестинских беженцев в свои дома.

Советник по национальной безопасности представляет кабинету министров четыре варианта. Первый – аннексия Иорданской долины. Второй вариант состоит в том, чтобы аннексировать территорию Большого Иерусалима: Маале-Адумим, E-1, Гуш-Эцион, квартал Шмуэль ха-Нави или районы, которые расширяют коридор маршрута 443 и выходят на аэропорт в Лоде. Третий вариант – аннексия только еврейских поселений, но не районов между ними, что предотвратит необходимость выдачи израильского гражданства даже одному палестинцу. Это аннексия без палестинцев и без изменения границ – только поселений. Четвертый вариант – аннексия территории, включая проживающих на них палестинцев [30% Западного берега р. Иордан], на основе концептуальной карты, предложенной США.

По словам советника по национальной безопасности (Я.Амидрора), задаваясь вопросом «что сможет проглотить мировое сообщество», необходимо понимать, что речь идет о принципе, а не логике. «В принципе нет большой разницы между тем или иным видом аннексии. Для всех, кроме американцев, это односторонняя аннексия. Два последних варианта аннексии – концептуальная карта США или конкретные еврейские поселения – вероятно, вызовут больше всего возмущения, потому что их сложнее оправдать. Эти две аннексии не имеют другого оправдания, кроме идеологии».

Я.Амидрор напоминает, что в прошлом эксперты, в том числе и он сам, были неправы, когда говорили об ожидаемой реакции во всем мире на многие односторонние шаги, такие как перевод посольства США в Иерусалим. «Мы говорили о многих угрозах, но ничего не произошло. Я до сих пор помню свое время в качестве главы Совета национальной безопасности. Все говорили о дипломатическом цунами, но не было даже дождя. Трудно оценить, какой будет реакция [в случае аннексии], но она точно будет, и есть определенные круги, которые мы должны принять во внимание…»

Что касается палестинской реакции, Израиль должен рассмотреть широкий спектр ответных действий, от поощряемых ПНА беспорядков до организованного террористического хаоса. Палестинцы позволят действовать различным группам. Скорее всего, по мнению Я.Амидрора, начнутся нападения «одиноких волков», и это, конечно, станет концом координации действий в сфере безопасности между Израилем и ПНА со всеми вытекающими из этого последствиями. М.Аббас также попытается провести кампанию за международное признание палестинского государства. В Совете Безопасности ООН США будут блокировать антиизраильскую резолюцию, но в других структурах ООН – Израиль получит удары.

По мнению советника национальной безопасности (Я.Амидрора), высказываемому премьер-министру, «реакция Газы [на аннексию] будет во многом зависеть от уровня договоренности, достигнутой с Израилем на момент, когда это произойдет». Чем она серьезнее, тем больше ХАМАС будет колебаться, действуя так, что это приведет к его потерям. Трудно оценить, насколько далеко зайдет [действующий в секторе Газа] «Палестинский исламский джихад» и насколько его деятельность приведет к ухудшению ситуации на местах. Советника по национальной безопасности порекомендует премьер-министру ограничить израильские ответы на обстрелы со стороны «Палестинского исламского джихада», предполагая, что ХАМАС не присоединится к эскалации насилия, по крайней мере, в начале.

«Что касается арабских государств, то за закрытыми дверями они могут говорить израильскому премьер-министру очень хорошие вещи, но улица бросит им вызов, и они не смогут противостоять этому [давлению]. Им придется ответить. Иордания не отменит мирный договор, потому что ей нужна наша вода, но [аннексия] резко сократит сотрудничество». Советник по национальной безопасности предлагает премьер-министру быть очень осторожным с иорданцами и перестать объяснять им, насколько они зависят от Израиля, т.к. им это не нравится.

Египет ответит с большой сдержанностью. У них есть насущные проблемы на Синайском полуострове, при этом советник по национальной безопасности отмечает, что «не может здесь сказать, насколько Израиль помогает египтянам».

Европа, опять-таки, отреагирует на аннексию определенным набором карательных мер. «Горизонт 2021» называется в качестве  слабого места для Израиля.

Что касается Соединенных штатов, то премьер-министр в этом лучше разбирается, чем советник по национальной безопасности, тем не менее, он отмечает, что «главная проблема Израиля – это либеральная часть американского общества, Демократическая партия и еврейская община. Они пойдут против Израиля до конца. Отношения Израиля с либеральной частью американского общества будут только ухудшаться».

Советник по национальной безопасности советует премьер-министру «готовить армию и ШАБАК к худшему, когда речь идет о палестинцах. Необходимо готовиться к ответам из сектора Газа, сначала со стороны «Палестинского исламского джихада», но постепенно ситуация может ухудшиться. МИД Израиля должен подготовить пиар-кампанию. Нужно убедиться, что США поддержат Израиль против любых возможных юридических процедур в Гааге. Еще одна вещь: Израиль не должен принимать план, который расколет израильское общество. Одна из величайших ошибок процесса Осло заключалась в том, что он не учитывал тех, кто считал его катастрофой. Чем сильнее мы [израильское общество] сплочены, тем легче будет справиться с тем, что произойдет».

Допускается, что некоторые министры правительства будут принимать решение об аннексии в зависимости от ответа на один вопрос: приближает ли это к созданию палестинского государства или удаляет такую перспективу. По мнению советника по национальной безопасности, «график [аннексии] откладывает [палестинское] государство еще на более удаленную перспективу, потому что любому палестинцу будет труднее вступить в переговоры [с Израилем] на основе условий, которые будут созданы после реализации плана на местах. С другой стороны, это в значительной степени исключает способность Израиля в будущем отрицать создание палестинского государства. Таким образом, в краткосрочной перспективе создание палестинского государства откладывается. В долгосрочной перспективе план [аннексии] повышает шансы его появления».

В ходе моделирования во время заседания израильского правительства на дороге к поселению Алон Море происходит теракт – расстреляна семья, есть убитые и раненые. Израиль призывает М.Аббаса помочь в поимке убийц, как он это делал в прошлом. На этот раз глава ПНА «на переговорах Маджида Фараджа, главы палестинской разведки, с Надавом Аргаманом, директором ШАБАКа, ясно дал понять, что в случае приверженности израильского правительства двухгосударственному решению и наличия конкретных жестов в сторону палестинцев, органам безопасности ПНА будет легче следовать его указаниям и уверенно предотвращать вспышку насилия».

В процессе ситуационного моделирования, прежде чем подвести итог заседания правительства и объявить о его решении, Б.Нетаньяху (Э.Инбар) еще раз подчеркнул, что ЦАХАЛ и силы безопасности способны успешно справиться с любой насильственной реакцией со стороны палестинцев. Израиль продолжит помогать Египту в его кампании против джихадистских элементов на Синае, попытается изменить пассивную политику США в Ливии и приложит усилия, чтобы в Вашингтоне лучше поняли потребности Египта в сфере безопасности. Что касается Иордании, Израиль продолжит соблюдать мирный договор, включая особый статус Хашимитского королевства на Храмовой горе.

Премьер-министр зачитывает решение правительства, которое было принято единогласно: «Израиль полностью согласен со «сделкой века», обнародованной в январе 2020 года. Этот план признает суверенитет Израиля над единым Иерусалимом и законность еврейских поселений в Иудее и Самарии (на Западном берегу р. Иордан). План также учитывает потребности Государства Израиль в сфере безопасности и дает нам историческую возможность установить долгосрочные факты [на местах]. Одновременно «сделка века» признает нужды палестинцев. Она отличается от предыдущих мирных планов, которые не были реалистичными и давали палестинцам ложную надежду».

«Члены правительства, мы не только получаем благословение США, план реализуется при широкой национальной поддержке Израиля – что само по себе является стратегическим активом. На первом этапе кабинет министров решил распространить израильский суверенитет на районы вокруг Иерусалима и далее в Иорданской долине. По поводу «Большого Иерусалима» в Израиле достигнут консенсус. Область, в которой будут применяться израильские законы, включает Маале-Адумим на востоке, Гиват-Зеэв к северу от Иерусалима и Гуш-Эцион к югу от столицы. Все эти районы будут территориально соединены. Иорданская долина является частью оборонительных границ, в которых нуждается Израиль, и поэтому мы применим израильские законы на всей долине, от реки до дороги Алон, за исключением «зоны А», в таких местах как Иерихон или Аль-Ауджа, статус которых не будет изменен».

Что касается даты второго этапа аннексии остальных еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан, то, по словам Б.Нетаньяху (Э.Инбара) в ходе игры, Израилю «нужно договориться с партнерами». «Это правительство единства. Мы сделаем все в национальном согласии. Некоторые из наших партнеров по коалиции в настоящее время не поддерживают реализацию всего плана. Услышав ряд соображений от советника по национальной безопасности, мы решили минимизировать размер аннексии, предусмотренной планом Трампа».

В процессе моделирования, после объявления премьер-министром о решении аннексировать поселения на Западном берегу р. Иордан, события в регионе и Израиле развивались следующим образом. Командиры в Иорданской долине сообщают, что их коллеги с иорданской стороны не реагируют на призывы к проведению собраний или дискуссий. На Западном берегу р. Иордан был открыт огонь по израильтянам, в результате чего убит мальчик. В ответ еврейские поселенцы напали на прилегающую палестинскую деревню, где ранили нескольких жителей. В мире заявляют, что Израиль не может защитить палестинцев в аннексированных районах. Израильские города вокруг сектора Газа подвергаются обстрелам, ракеты упали в Ашкелоне. Десятки палестинцев пытались перелезть через пограничный забор в Газе, израильские солдаты их убили, и по всему миру усиливаются протесты.

В ЕС ведутся дискуссии о введении санкций против Израиля. Лига арабских государств, включая страны Персидского залива, осуждает Израиль, проходят акции протеста у посольств Израиля и США по всему миру, начались попытки нападений «одиноких волков». Сообщается о попытке самоубийства палестинца напротив посольства США в Иерусалиме. Иран и лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла призывают мусульманский мир объединить силы против Израиля и совершить насильственные действия, которые докажут еврейскому государству серьезность их намерений.

В ходе игры участники предположили ситуацию, при которой вооруженные отряды «Танзим» в разных частях Западного берега р. Иордан начинают обстреливать израильских граждан, и палестинские полицейские дезертируют и присоединяются к ним. М.Аббас действует по принципу: «любой, кто пытается отвлечь палестинскую борьбу в направлении, которое служит интересам сионистского врага, является предателем и агентом, с которым разберутся соответствующим образом».

Тем временем советник по национальной безопасности (Я.Амидрор) «рекомендует кабинету министров утвердить четкую политику: по тому, кто стреляет, будет открыт огонь. Кроме того, израильские командиры на местах будут действовать на свое усмотрение в зависимости от ситуации».

В конце моделирования событий участники игры постарались ответить на ряд вопросов, поставленный газетой Israel Hayom. По оценкам Э.Лермана, ПНА не рухнет в результате аннексии, главным образом потому, что это финансовая система, которая кормит десятки тысяч людей и «доит международную систему».

Я.Амидрор исключил возможность того, что ХАМАСу удастся дестабилизировать власть ПНА: «И мы, и они знают об этой возможности. В Рамалле понимают, что режим ХАМАСа означает то, что они будут сброшены с третьего этажа со связанными за спиной руками. У них это уже было в Газе». Он предположил, что эти события приведут к еще одной, третьей, декларации о создании палестинского государства, и что мировое сообщество его снова признает.

Последняя часть дискуссии была посвящена возможности того, что Джо Байден, кандидат в президенты от Демократической партии, бывший вице-президент, победит на президентских выборах в США в ноябре этого года. Р.Сильверман считает, что в этом случае Джо Байден сведет на нет американское признание израильской аннексии некоторых частей Западного берега р. Иордан. Другие участники дискуссии с ним не согласились, т.к. полагают, что даже в случае победы Байдена, останутся возможности для переговоров и смягчения формулировок в отношении Израиля.

Некоторые участники дискуссии заявили, что администрации Б.Обамы и Д.Трампа создали прецеденты отмены решений, принятых их предшественниками: Б.Обама аннулировал письмо президента Дж.Буша премьер-министру Ариэлю Шарону, в котором признавались факты на местах в виде еврейских блоков поселений на Западном берегу р. Иордан. Д.Трамп действовал аналогичным образом в отношении многих решений администрации Б.Обамы, особенно когда дело касалось Израиля. Следовательно, и сейчас нет оснований предполагать, что в случае избрания Джо Байдена его администрация будет действовать иначе[i].

В заключении хотелось бы напомнить, что в рамках коалиционного соглашения партии Б.Нетаньяху Ликуд с нынешним министром обороны Бени Ганцем, лидером «Кахоль-лаван», Б.Нетаньяху должен был провести одностороннюю аннексию с 1 июля, однако в тот день он объявил, что переговоры с администрацией США по этому вопросу продолжаются. Как бы там ни было, в Израиле возбуждение, вызванное ожиданием проанонсированной аннексии, немного спало, и внимание общественности в значительной мере переключилось на проблему с пандемией коронавируса и антикоррупционными акциями протеста перед резиденцией премьер-министра в Иерусалиме.

[i] Game of sovereignty: Experts imagine the ‘day after’ // JISS. 02.07.2020 — https://jiss.org.il/en/jiss-game-of-sovereignty/

52.31MB | MySQL:103 | 0,466sec