Ливия: к вопросу о контроле над воздушным движением и организацией перевозок на территории, подконтрольной ПНС

Ливийский информационный портал «Оэа» сообщает об очередных разногласиях внутри лагеря Правительства национального согласия, поскольку решение председателя президентского совета ПНС, Фаиза Сарраджа об отказе от выполнения решения министра внутренних дел, Фатхи Башаги, относительно получения разрешения на посадки, взлеты, транзит частной авиации и оказания первой помощи средствами воздушной эвакуации может вызвать новый конфликт между двумя сторонами.

Как Ф.Саррадж подтвердил в своем обращении к министру транспорта, авиационным компаниям-операторам, главе Авиационного управления и руководителю Управления аэропортов, копия которого попала в распоряжение корреспондентов «Оэа», что полномочия по выдаче разрешений в вышеупомянутых целях принадлежат к компетенции председателя Президентского совета, а не другим ведомствам, отметив при этом, что Министерство внутренних дел имеет право запрашивать и просматривать списки путешественников и пассажиров а также предпринимать последующие действия в соответствии с полномочиями, предоставленными ему в этой связи. То есть, заниматься мерами по обеспечению контроля доступа на территорию аэропортов, контролировать, при необходимости, работу служб авиационной безопасности, поддерживать порядок в районах, прилегающих к аэропортам, а в данном случае, речь идет, прежде всего, о Миитиге и Мисурате, поскольку международный аэропорт Триполи существует, в данный момент, только на бумаге.

Председатель Президентского совета отметил, что это решение направлено на то, чтобы контролировать, организовывать и следить за процессом авиационного движения отправления и прибытия частных рейсов и воздушной скорой медицинской помощи.

Само решение было принято через несколько дней после того, как глава Высшего судебного совета попросил Ф.Сарраджа отменить решение Ф.Башаги, которое было направлено министру транспорта 8 июля 2020 года, с просьбой предоставить разрешение на посадку, взлет и транзит частной авиации и воздушной «Скорой помощи» только после получения одобрения службы безопасности на основании «опасения проникновения террористических элементов из-за границы или выезда за границу нежелательных лиц без получения указанных разрешений».

Одним из аргументов в письме на имя Ф.Сарраджа, которое было направлено Высшим судебным советом является тезис о том, что ни один орган безопасности не может запретить поездки или въезд, за исключением тех, кого разыскивали по уголовному делу или подозреваемого в совершении преступления, и то, только после внесения такого лица в список лиц, подлежащих остановке в зонах доступа и ожидания воздушных и морских портов.

Совет отметил, что, принимая во внимание проблемы безопасности и стадию, через которую проходит в настоящее время страна, процедура запрета на поездки или въезд нарушает конституционную декларацию и действующее законодательство, за исключением случаев, предусмотренных законом и основанных на приказах прокуратуры с целью ареста тех, кто разыскивается.

Совет обнаружил, что это указание, выпущенное из ведомства Ф.Башаги, «использовалось для предотвращения въезда или выезда некоторых публичных лиц или их задержки таким образом, который несовместим с гражданскими и правовыми нормами», подчеркнув, что «подобная практика не может способствовать созданию и совершенствованию состояния институтов общества и права в Ливии».

Совет потребовал от причастных к проблеме министерств ПНС и органов безопасности подготовить списки разыскиваемых лиц и подозреваемых, а затем включить их в вышеупомянутую систему, подчеркнув, что вопрос о запретах на поездки и въезд на территорию страны требует разработки специального закона или организационного решения, которое будет являться основой для этих процедур.

В начале месяца министр внутренних дел ПНС Фатхи Башага направил письмо министру транспорта с требованием не выдавать разрешения на посадку, взлет и транзит для частной авиации, а также на временные и регулярные рейсы, иначе чем только, после получения разрешения от МВД, указав на необходимость предоставления списка пассажиров, а также расписаний взлета и посадки в аэропортах для получения такого разрешения.

В своем письме Ф.Башага исключил из действия данной меры поездки председателя Президентского совета и главы правительства ПНС Фаиза Сарраджа и вице-президентов Совета, Ахмеда Мутаика, Абдулу Салама Кагмана, Мухаммеда Аммари Заида и представителя Совета Ахмеда Хамзу аль-Махди, а само требование базировалось на основе чрезвычайного положения и ситуации, которую переживает Ливия.

Ф.Башага сослался на информацию, полученную им от служб безопасности, о том, что наличествуют террористические элементы, намеревающиеся покинуть Ливию частными самолетами и чартерными рейсами, а также поступают данные о прибытии лиц, разыскиваемых в связи с уголовными делами и преступлениями, отметив, что это также должно касаться отслеживания движения всех частных рейсов и воздушной «Скорой помощи».

Этим решением МВД, войди оно в силу, ведомство Ф.Башаги должно было отвечать за выдачу разрешений на поездки всем министрам и должностным лицам во всех учреждениях и органах, связанных с правительством, лидерами ополчения и даже известным военным и политическим лидерам, таким как, глава Высшего государственного совета, Халед аль-Мишри, который также как его заместители или члены Совета не были исключены из подведомственности данной инициативы Ф.Башаги.

Как считается, сама такая идея появилась на свет после того, как 20 мая было оглашено письмо из канцелярии министра внутренних дел ПНС, адресованное канцелярии управляющего Центрального банка в Триполи, Аль-Сиддика аль-Кабира, с требованием прекратить ревизии и замораживание счетов некоторых лидеров ополчения, которые, якобы, занимаются контрабандой всех видов, после выпуска специальной брошюры от «Интерпола» где упоминались такие деятели как Абу- Курайн, Аль-Касаб, Аль-Амо и Беджа.

За несколько дней до этого решения Ф.Башага распорядился закрепить частный самолет с регистрацией 5A-MIS для использования в интересах ведомства, поскольку это воздушное судно «будет использоваться во многих миссиях министерства и для расширения возможностей и оснащения Главного управления полицейской авиации и в целях обеспечения задач безопасности», особенно потому, что частная и коммерческая авиация, действующая сейчас на западе Ливии, ограничена Турцией, за очень немногими исключениями, предоставленными с целью выполнения рейсов скорой помощи в Италию, Германию и Тунис из-за общего запрета на полеты, наложенного на ливийские самолеты.

Некоторые обозреватели полагают, что кроме, собственно, внутренних номенклатурных разборок между различными силами в ПНС, такое решение входит в число шагов по выполнению американских инструкций, где  один высокопоставленный дипломатический источник подчеркнул, что после американского вмешательства для урегулирования конфликта «из-за ливийского пирога», Америка продиктовала свои инструкции тем, кого он назвал «пешками» в Восточной и Западной Ливии, для  того, чтобы открыть нефтяные месторождения и порты с помощью нового механизма, когда, в частности, открывается новый счет, на который поступают доходы от нефти, и они делятся поровну между «временным» и «согласованным»  правительствами.

Он также подчеркнул, что издан строгий американский приказ избавиться от ряда фигур, считающихся чересчур одиозными, или неспособными к управлению, будь они связаны с правительством востока или с запада Ливии, не важно. Так, согласно утечки из верхних эшелонов власти, в ПНС существует намерение избавиться от ряда связанных с ним ополченцев, где информированный источник в области безопасности подтвердил, что Фатхи Башага уже, якобы предоставил туркам предварительный список имен ополченцев, которые должны быть уничтожены. Список включает 34 имени в городах Триполи, Завия и Сабрата.

В условиях современной ливийской квази-государственности самым быстрым способом покинуть ее пределы является воздушный. И число людей, готовых воспользоваться, при необходимости, таким путем, велико, слишком смутное время сейчас царит, что в Триполитании, что в Киренаике. Средств контроля воздушного пространства не существует, как и единой системы управления воздушным движением. Аэропортов и аэродромов, взлетно-посадочных полос в Ливии многие десятки, и данные разногласия между двумя одними из ключевых фигур в ПНС по поводу контроля над воздушным транспортом наглядно показывают, сколь непрочна и не уравновешена структура управления, которую пытаются создать на обломках Джамахирии и те, кто ее предал, и те, кто против нее тогда выступал. Схожая картина, царит и на востоке страны, с той лишь разницей, что там, отчитываются не перед Стамбулом, а перед Абу-Даби. В данном же, конкретном эпизоде, похоже, Ф.Башаге не удастся монополизировать контроль над воздушными воротами Триполитании, слишком уж это важный элемент для обеспечения «строительства нового демократического общества».

62.85MB | MySQL:102 | 0,527sec