Арабские эксперты и журналисты об уменьшении вероятности турецко-египетского военного конфликта в Ливии

В течение последнего месяца происходило обострение ливийского кризиса, которое несло прямую угрозу его трансформации  из прокси-войны в прямой конфликт между спонсорами враждующих ливийских фракций. Угроза этого конфликта обозначилась в начале июля после заявления президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси на военной базе в Сиди-Баррани о том, что Сирт и Эль-Джуфра являются «красными линиями» для его Родины и если войска Правительства национального согласия (ПНС) Ливии, поддерживаемого Турцией, начнут наступление на эти населенные пункты, то Египет направит в Ливию свои вооруженные силы. Этот шаг египетского президента сочетался с воинственной и алармистской риторикой турецкого руководства и поддерживаемого им ПНС. При этом в выступлениях турецких клиентов в Ливии высказывалось намерение начать в ближайшее время штурм Сирта с целью последующего установления контроля над «нефтяным полумесяцем», средоточием нефтяных терминалов Ливии (Рас-Лануф, Зуейтина и Эс-Сидр), через которые идет нефтяной экспорт этой страны.

Арабские эксперты и журналисты внимательно отслеживают и анализируют ход событий в Ливии и тренды этого конфликта. Главный редактор издающейся в Лондоне газеты «Рай аль-Йаум» Абдельбари Атван посвятил серию статей египетско-турецкой конфронтации в Ливии. А.Атван отмечал 22 июля ряд факторов, свидетельствовавших об интенсификации конфликта. Во-первых, 20 июля президент АРЕ фельдмаршал Абдель Фаттах ас-Сиси получил от египетского парламента одобрение использования Вооруженных сил АРЕ вне территории страны. Во-вторых, арабский журналист обратил внимание на воздушный мост с военно-воздушной базой в Эль-Джофре, установленный российскими ВКС из Хмеймима. По этому мосту, по словам автора, российскими военно-транспортными самолетами Ил-76 в Ливию  были доставлены двадцать военных самолетов МиГ-29 и Су-34, танки и систем ПВО «Панцирь». В-третьих, А.Атван отметил создание при помощи египетских инструкторов вооруженных формирований из числа молодежи ливийских племен, проживающих вдоль границы с Египтом, а именно Ауляд Али, Абабида и Аль-Бурайса. Одновременно были отмечены попытки египетского руководства привлечь на свою сторону до сих пор нейтральных каддафистов из племен Каддафа и Меграхи. С этой целью, по словам Атвана, в Каире руководители силовиков АРЕ провели переговоры с двоюродным братом покойного Муаммара Каддафи и одним из руководителей ливийских спецслужб до 2011 года Ахмедом Каддафедамом. Во встречах принял участие спикер Палаты представителей в Тобруке Акилла Салех Исса, находившийся в начале июля в египетской столице (1). Эскалация напряженности в Ливии вызвала большое беспокойство у западных соседей этой североафриканской страны – в Алжире и Тунисе. В частности, президент Алжира Абдельмаджид Теббун, который еще месяц назад предложил инициативу передачи власти в Ливии Конгрессу племен, выступил против египетской инициативы о вооружении племен Киренаики. В интервью одной из алжирских газет он высказал опасение о том, что «гражданская война в Ливии прошла стадию Сирии  и приближается к стадии Сомали (сомализации), то ест распаду страны на несколько враждующих регионов». Атван констатирует, что озабоченность алжирского лидера объясняется его опасениями ростом террористической угрозы на ливийско-алжирской границе, в частности, в связи с направлением Анкарой на ливийский фронт 17 тысяч наемников из Сирии. По информации Абдельбари Атвана, две с половиной тысячи из них являются бывшими боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

Впрочем, дальнейшее развитие событий показало намерение сторон уйти от прямого военного конфликта и взять паузу в долгом противостоянии в Ливии. В своей статье «Почему уменьшилась вероятность военного противостояния в Ливии в эти дни?», опубликованной в газете «Рай аль-Йаум», А.Атван отмечает несколько признаков разрядки напряженности вокруг Ливии. Во-первых, несмотря на турецкие угрозы начать наступление на Сирт и Эль-Джуфру на фронтах в этой части Ливии в последние дни наступило затишье и явное снижение военной активности.  Во-вторых, сообщение советника президента Эрдогана Ясина Актая, сделанное им в интервью каналу «Аль-Джазира». Турецкий политик отметил, что в его стране внимательно следят за поведением египетского руководства, в частности, за полномочиями, данными президенту Сисси египетским парламентом по использованию армии страны за рубежом, а также за маневрами ВС АРЕ около ливийской границы. Однако эти шаги Каира Турцию не пугают. По его словам, между турецкими и египетскими представителями ведутся секретные переговоры и консультации, что свидетельствует о разрядке напряженности (2).

В-третьих, на прошлой неделе президент США Дональд Трамп провел телефонные переговоры по ливийскому вопросу с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси.  С обоими «сильными людьми» у американского лидера установились хорошие личные отношения. Нет сомнения, что Трамп убеждал своих собеседников снизить градус напряженности. Президент США накануне выборов поглощен внутриполитическими проблемами: преодолением последствий коронавируса и бунтами в различных штатах США. Поэтому у него нет времени и ресурсов для вмешательства в ливийский конфликт. В-четвертых, поездка в Анкару заместителя министра иностранных дел Российской Федерации  Сергея Вершинина и его переговоры с турецким коллегой Седатом Оналом 23 июля с.г. Дипломаты выступили с совместным заявлением, в котором они заявили о создании рабочей группы по выработке условий перемирия и призвали к решению конфликта путем внутриливийского диалога. В-пятых, угроза президента Франции Эммануэля Макрона наложить европейские экономические санкции на Турцию в связи с ее агрессивной политикой в Ливии и разработкой природного газа в территориальных водах Кипра и Греции, являющимися членами Евросоюза. В-шестых, заявление пресс-секретаря президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Ибрагима Калына, прозвучавшее 23 июля. Данное заявление было достаточно противоречивым. Тем не менее, в нем просматривается намерение турецкого руководства уйти от прямого военного противостояния и начать поиски компромисса. И.Калын, считающийся одним из наиболее близких к турецкому лидеру официальных лиц, отметил в интервью агентству Reuters, что «для устойчивого прекращения огня в Ливии необходимо, чтобы силы Халифы Хафтара эвакуировали Сирт и Эль-Джуфру». Турецкий политик  также подверг критике президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси, отметив, что возможное египетское вооруженное вмешательство подрывает усилия по прекращению вооруженного конфликта в Ливии и несет риски для Каира. Он сказал: «Я убежден, что эта военная авантюра может быть опасной для Египта». В то же время Ибрагим Калын заявил о том, что Анкара не приемлет фигуру командующего ЛНА Халифы Хафтара, но готова вести переговоры с другими авторитетными представителями ливийского парламента в Тобруке. В этом арабские эксперты усматривают указание на спикера Палаты представителей в Тобруке Акиллу Салеха Иссу, чей политический вес в Ливии все более повышается.

На смягчение военной напряженности в Ливии влияют, прежде всего, военные факторы. Несмотря на то, что египетская армия является одной из сильнейших в регионе, ей явно не достает боевого опыта. С 1973 года (после арабо-израильской войны Судного дня) она не вела боевые действия с сильным противником. В течение сорока лет она не вела боевых действий за рубежом. Кроме того, помимо Ливии у Египта имеется еще один серьезный внешнеполитический вызов, который может перерасти в открытие нового фронта. Речь идет об Эфиопии, выполняющей программу-максимум по вводу в действие плотины «Возрождение», что грозит Египту серьезными экономическими и социальными потерями. Невыгодна широкомасштабная война и для Турции. Прежде всего, с точки зрения логистики. Ведь воевать придется в 1500 километрах от турецкой территории. Кроме того, турецкая армия уже задействована в нескольких военных операциях за рубежом. Речь идет об операции «Источник мира» в Сирии, о сирийском Идлибе и о борьбе против РПК в иракском регионе Синджар. В этих условиях отвлекаться на Ливию было бы опрометчиво.

Однако это вовсе не значит, что ливийский кризис близок к всеобъемлющему мирному решению. Нынешнее снижение напряженности означает только временную передышку в ливийском конфликте, принявшем черты «гибридной войны». Ведь коренные противоречия между коалицией Турции и Катара с одной стороны и Египтом, ОАЭ, Саудовской Аравией, Россией не преодолены и интересы этих государств в Ливии не согласованы. В качестве примера непримиримой позиции египетского руководства по отношению к усилению поддерживаемых Анкарой и Дохой «Братьев-мусульман» в Ливии можно привести статью египетского аналитика Хани Горабы в газете «Аль-Ахрам». В ней египетский политолог обрушился на сторонников этого движения, «мечтающих о восстановлении халифата». Он считает «братьев» виновниками всех политических кризисов в Египте с 1940 года. По его словам, когда «Братьям-мусульманам» не удалось убедить короля Фарука возродить халифат в Каире, они организовали убийство премьер-министра Ахмеда аль-Нукраши в 1948 году. В последующее время «Братья-мусульмане», по мнению автора, стали откровенно террористической организацией. «Им не удалось убить нашего национального лидера Гамаля Абдель Насера в 1954 году, но зато они преуспели в ликвидации героя войны и мира Анвара Садата в 1981 году», — пишет Гораба. После «революции 30 июня» (так автор охарактеризовал свержение правительства «Братьев-мусульман» в 2013 году – авт.), активисты этого движения, по словам египетского политолога, стали пятой колонной враждебных Египту государств. Хани Гораба заключает: «Братья-мусульмане нашли воплощение своих девяностолетних мечтаний в фигуре турецкого президента Эрдогана, следующего учению таких террористов как идеологи движения Хасан аль-Банна и Сейид Кутб. Фантазии Эрдогана о возрождении Османского халифата и его мания величия являются музыкой в ушах активистов «Братства», заставляющей их идти на предательство собственных стран и народов. Таким образом, нынешний кризис в Ливии является экзистенциальным кризисом для безопасности Египта. Его не преодолеет легко, даже если наша армия, поддерживаемая сильной нацией, в конце концов победит» (3).

 

  1. https://www.raialyoum.com/index.php/الجيش-المصري-حسم-امره-واعد-العدة-للتدخ
  2. https://www.raialyoum.com/index.php/لماذا-تتراجع-احتمالات-المواجهة-العسك
  3.    http://english.ahram.org.eg/NewsContent/50/1204/375074/AlAhram-Weekly/O
52.24MB | MySQL:103 | 0,610sec