Анализ Исследовательской службой Конгресса США развития ситуации в Сирии. Часть 3

Гуманитарная ситуация

По состоянию на середину 2020 года, по оценкам, 6,2 млн сирийцев являются внутренне перемещенными лицами, а еще 5,6 млн — вынужденными переселенцами. Миллионы сирийцев зарегистрированы в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) как беженцы в соседних странах. Генеральный секретарь ООН регулярно отчитывается перед Советом Безопасности и Советом по гуманитарным вопросам и вызовам в Сирии и связанным с ней вопросам безопасности, на эту тему приняты резолюции Совета 2139 (2014), 2165 (2014), 2191 (2014), 2258 (2015), 2332 (2016), 2393 (2017), 2401 (2018), 2449 (2018) и 2504 (2020). Гуманитарная ситуация в Сирии значительно ухудшилась в 2020 году. По состоянию на начало 2020 года официальные лица ООН сообщили, что сирийский фунт за последние полгода потерял в цене больше, чем за первые девять лет войны. Обесценивающийся неофициальный обменный курс привел к резкому росту цен на продовольствие, снижению доступа к базовому питанию миллиона человек в 2019 году. В мае 2020 года Продовольственная программа ООН объявила, что, по ее оценкам, 9,3 млн человек в Сирии—это более половины населения страны — испытывает дефицит продовольствия.

Трансграничная помощь под угрозой исчезновения

Сирийское правительство уже давно выступает против предоставления гуманитарной помощи по всей территории Сирии через границу и внутренние линии конфликта вне каналов, находящихся под его контролем. Тем не менее последовательные резолюции Совета Безопасности ООН санкционировали предоставление таких услуг. СБ ООН 2449 санкционировал трансграничную гуманитарную помощь до тех пор, пока Россия и Китай воздержались при голосовании, которое должно было одобрить эту резолюцию, и российский представитель утверждал в то время, что «новые реалии … требуют, что этот [мандат] должен быть пересмотрен с конечной целью постепенного, но неизбежного устранения». Пункты пропуска для оказания помощи были сокращены. 20 декабря 2019 года Россия и Китай наложили вето на резолюцию Совета безопасности ООН, которая продлила бы действие разрешения, позволяющего учреждениям ООН доставить помощь в Сирию из двух пунктов в Турции и одного в Ираке еще на 12 месяцев. Чиновники ООН предупредили, что без трансграничных операций «мы увидим немедленный конец помощи и поддержки миллионов гражданских лиц». 10 января 2020 года Совет Безопасности утвердил резолюцию 2504, вновь санкционирующую трансграничную помощь Сирии через два из четырех существующих КПП на границе: переходы Баб-аль-Салам и Баб-аль-Хава, оба в Турции — на срок в шесть месяцев; и продолжение использования пограничных переходов в Рамте (Иордания) и Эль-Ярубии (Ирак). В соответствии с резолюцией 2504 Совета Безопасности ООН срок действия разрешения на все трансграничные поставки помощи истекал в июле. В мае 2020 года лидеры комитета Палаты представителей по иностранным делам и Комитет Сената по иностранным делам призвал госсекретаря М.Помпео активизировать усилия США по обеспечению возобновления разрешения на трансграничную помощь Сирии и настаивать на ее возобновлении. 7 июля Россия и Китай наложили вето на проект резолюции Совета Безопасности, который переоформил бы пограничные переходы в Баб-эль-Саламе и Баб-эль-Хаве на двенадцать месяцев. Соединенные Штаты впоследствии наложили вето на российский проект резолюции, который разрешал только доставку помощи через переход Баб аль-Хава сроком на шесть месяцев. 11 июля Совет Безопасности принял резолюцию по реавторизации трансграничной помощи сроком на один год, ликвидацию контрольно-пропускного пункта Баб-эль-Салам, и оставив только один разрешенный пункт пересечения границы в Баб-эль-Хава. Официальные лица ООН ранее уже подчеркнули важность пересечения границы в Баб-аль-Салам в дополнение к Баб-аль-Хава, заявив: «Оба пограничных перехода необходимы для поддержания поставок. В то время как перевалочные мощности Баб аль-Салам меньше, чем Баб-аль-Хава, Баб-аль-Салам обеспечивает прямой доступ к частям города в Северном Алеппо, где сосредоточены одни из самых высоких концентраций перемещенных лиц в стране. 1,3 миллиона человек живут в районе, доступном из Баб-эль-Салама, и 62% из этих людей являются перемещенными лицами».

Воздействие на общественное здравоохранение.

До отмены разрешения использования перехода Аль-Ярубии для поставок трансграничной помощи, ВОЗ использовала его для передачи медицинских принадлежностей и оборудования в Северо-Восточную Сирию. С момента его закрытия медицинские учреждения в этом районе столкнулись с дефицитом, что вынудило ВОЗ обратиться к Совету Безопасности с призывом восстановить этот контрольно-пропускной пункт. Как сирийское, так и российские правительства уже давно настаивают на ликвидации трансграничной помощи, утверждая, что помощь должна быть обеспечена только трансграничными поставками непосредственно из Дамаска. Однако официальные лица ООН заявили, что «трансграничные поставки на северо-восток из Дамаска не заполнили критического разрыва в поставках медикаментов, которые до января этого года доставлялись через границу в районе КПП Аль-Ярубия». После начала сирийского конфликта в 2011 году возникли многочисленные гуманитарные проблемы. Международные организации в настоящее время описывают условия в нижеследующих районах как особенно тяжелые, и отмечают, что риск, с которым сталкиваются эти районы, усиливается угрозой, исходящей от коронавируса. В каждом из этих районов перемещенное население проживает в условиях перенаселенности с неадекватным доступом к санитарии. Чиновники предупредили, что вирус может быстро распространиться среди населения этих районов при условии ограниченных возможностей местных систем здравоохранения в Северо-Западной Сирии (Идлиб, Алеппо, Хама). Военные операции просирийских правительственных войск в Сирии вокруг Идлиба в период с декабря 2019 по февраль 2020 года привели к перемещению почти миллиона человек. В апреле официальные лица ООН заявили, что «прекращение огня [в марте 2020 года], возможно, принесло определенную степень передышки, но гуманитарная ситуация на северо-западе остается такой же мрачной, как и прежде». По оценкам официальных лиц ООН, перемещенные семьи составляют две трети населения Северо-Западной Сирии, и что из них 70% нуждаются в гуманитарной помощи.

Северо-Восточная Сирия (Ракка, Хасеке, Дейр-эз-Зор). В этом районе проживает более 4 млн человек, в том числе тысячи внутренне перемещенных лиц и заключенных «Исламского государства» в тяжелом состоянии в условиях перенаселенности.

Лагерь ВПЛ Аль-Холь (Хасеке). Построенный для размещения максимум 10 000 человек, в лагере в настоящее время проживает почти 70 000 перемещенных лиц, многие из которых бежали с последнего аванпоста «Исламского государства» в Восточной Сирии. По оценкам, 94% жителей составляют женщины и дети. По данным курдского Красного Полумесяца, по меньшей мере 517 человек, в основном дети, умерли в лагере Аль-Холь в 2019 году из-за недоедания, недостаточного медицинского обслуживания новорожденных и переохлаждения.

Лагерь ВПЛ Рукбан (сельский Дамаск). В 2015 году тысячи сирийцев спасались бегством от наступления сил режима и застряли на так называемой «берме» — участке ничейной земли между сирийской и иорданской границей. По состоянию на май 2020 года около 10 000 человек оставались в Рукбане, который находится в пределах 50 км от американского военного гарнизона в Эт-Танфе. Сирийское правительство не разрешало никаким гуманитарным конвоям въезжать в этот район с сентября 2019 года. В мае 2020 года организация «Международная амнистия» призвала Иорданию разрешить оказание чрезвычайной помощи Рукбану через транзит через иорданскую территорию, а также позволить тем, кто нуждается в срочной медицинской помощи, получить лечение в Иордании. Амман, который объявил район вокруг Рукбана закрытой военной зоной после взрыва террориста-смертника в 2016 году, утверждал, что любая помощь Рукбану должно быть обеспечена исключительно с сирийской территории.

Финансирование гуманитарной деятельности США

Соединенные Штаты являются крупнейшим донором гуманитарной помощи сирийскому кризису, опираясь на существующее финансирование из глобальных гуманитарных счетов и некоторое перепрограммированное финансирования. По состоянию на июль 2020 года, общая гуманитарная помощь США для сирийского кризиса с 2011 года достигла более чем 11,3 млрд долларов (включая  696 млн в гуманитарных фондах, объявленных американскими официальными лицами на июнь 2020 года в рамках Брюссельской донорской конференции). Эти средства пошли на удовлетворение гуманитарных потребностей внутри Сирии, а также в поддержке сирийских общин в Ливане, Иордании, Турции, Ираке и Египте, принимающие сирийских беженцев.

Международное гуманитарное финансирование

Многосторонняя гуманитарная помощь в ответ на сирийский кризис включает в себя как международную, так и региональную поддержку. План помощи беженцам и устойчивости (3RP) и План гуманитарного реагирования (HRP) предназначены для решения проблемы влияния конфликта на соседей Сирии и включает в себя Ливанский план реагирования на кризис, Иорданский план реагирования и страновые отделения в Турции, Ираке и Египте. Они включают в себя деятельность по оказанию гуманитарной помощи беженцам, координируемую УВКБ ООН, и ответной реакции на «устойчивость» (помощь в целях развития на основе стабилизации), возглавляемая программой Организацией Объединенных Наций по вопросам развития (ПРООН). Параллельно с 3RP, HRP для Сирии предназначена для решения кризиса внутри страны при уделении особого внимания гуманитарной помощи, защите гражданского населения, повышению устойчивости и возможности получения сирийским населением средств к существованию, в частности за счет улучшения доступа к основным услугам. Это включает в себя реконструкцию поврежденной инфраструктуры (водоснабжение, канализация, электроснабжение), а также восстановление медицинских и образовательных учреждений и инфраструктуры для производства материалов для таких секторов, как сельское хозяйство. Призыв к 3RP 2020 года для Сирии предусматривает 5,2 млрд долларов, а HRP 2020 года для Сирии — 3,4 млрд долларов, что аналогично уровню предыдущих годов. С 2013 года ежегодные призывы 3RP для Сирии финансируются на уровне примерно 60%. В марте 2020 года ООН запустила глобальный план финансирования гуманитарного реагирования на COVID-19 в приоритетных странах, включая Сирию. Координируется она UNOCHA в размере 2 млрд долларов для различных организаций ООН. В мае сумма была увеличена до  6,7 млрд долларов. В июне Европейский союз провел в Брюсселе Четвертую ежегодную конференцию доноров по Сирии. Участники конференции пообещали выделить гуманитарную помощь на сумму 5,5 млрд долларов на 2020 год, а также почти 2,2 млрд долларов на 2021 год и далее. Международные финансовые учреждения и доноры также объявили о выделении 6,7 млрд долларов льготных кредитов.

 Развитие общественного здравоохранения

По состоянию на середину 2020 года в Сирии было зарегистрировано относительно мало подтвержденных случаев заболевания COVID-19, несмотря на наличие нескольких факторов риска. Сирийское правительство сообщило о самом низком подтвержденном случае заболевания в регионе. Однако возможности тестирования значительно ограничены по сравнению с соседними странами, в середине июля UNOCHA сообщило, что сирийское правительство увеличило свои ежедневные тесты до 345 человек, по сравнению с 70 в начале мая. Сирийские официальные лица сообщили о том, что они описали как первый сирийский случай COVID-19 22 марта; неофициальные сообщения предполагают, что вирус, возможно, присутствовал в стране в течение некоторого времени. Впоследствии были зарегистрированы дополнительные случаи заболевания, большинство из которых произошло в контролируемых правительством районах и вокруг Дамаска. Данные Министерства здравоохранения Сирии не включают районы за пределами центральной части страны государственного контроля.

Северо-Восточная Сирия. В контролируемых курдами районах северо-востока Сирии зафиксирован первый подтвержденный случай заболевания. О вирусе было сообщено 17 апреля, по состоянию на начало июля было подтверждено 6 случаев заболевания на северо-востоке.

Северо-Западная Сирия. В удерживаемых оппозицией районах северо-запада Сирии (в Идлибе и его окрестностях) местные врачи в марте сообщили о смерти, которая, казалось, соответствовала вирусу, но не смогли подтвердить это документально из-за отсутствия возможности тестирования. По состоянию на середину июля было зарегистрировано 4 положительных случая заболевания на северо-западе.

В мае сирийское правительство начало отменять некоторые ранее введенные ограничения; при этом июльские отчеты Министерства здравоохранения Сирии отмечают рост числа новых случаев заболевания. Некоторые наблюдатели оценивают, что число подтвержденных случаев, сообщенных сирийским правительством, занижается. Возможности сирийского правительства по реагированию на вспышку болезни также ограничены. Сирийская медицина и объекты были значительно повреждены или разрушены за последнее десятилетие насильственного конфликта. В марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила, что она задокументировала более 500 нападений на медицинские учреждения с 2016 года. Исследование Лондонской школы экономики за март 2020 год говорит, что во всей стране насчитывается всего около 325 коек интенсивной терапии с ИВЛ, в основном в государственных городских центрах.

Американская помощь Сирии для преодоления COVID-19

В марте 2020 года Соединенные Штаты объявили, что выделят дополнительно 16,8 млн долл. в ответ на пандемию. Отдельно, официальные лица ОИР объявили в апреле, что коалиция предоставила 1,2 млн долларов в качестве поставок в рамках превентивных усилий партнеров по коалиции на северо-востоке Сирии. В заявлении коалиции сообщается, что оборудование поможет защитить медицинский персонал на северо-востоке Сирии, а также охранников, ответственных за обеспечение охраны заключенных «Исламского государства». Представитель коалиции заявил: «в разделе 1209 закона Соединенных Штатов о разрешении национальной обороны 2015 года Equip Fund (CTEF) оказывает финансовую поддержку СДС для проведения их борьбы с ИГ». В контексте COVID-19 CTEF также разрешает использование средств для закупки средств индивидуальной защиты для наших партнеров в Сирии и задержанных боевиков ИГ. Каждая покупка должна пройти через соответствующие процессы запроса и рассмотрения.

 

С 2011 года США в отношении беспорядков и конфликта в Сирии пытаются проводить параллельную политику и управлять взаимосвязанными проблемами, с разной степенью успеха. Среди них были следующие цели, определенные сменяющими друг друга администрациями и многими членами Конгресса США на последующих сессиях:

поддержка возглавляемых Сирией усилий по обеспечению представительности, подотчетности и эффективном руководстве;

поиск переговорного урегулирования, которое включает в себя переход в Сирии от руководства Башара Асада и его сторонников;

ограничение или предотвращение применения военной силы государственными и негосударственными субъектами против гражданского населения;

смягчение транснациональных угроз, исходящих от базирующихся в Сирии исламистских экстремистских группировок;

удовлетворение гуманитарных потребностей внутренне и внешне перемещенных сирийцев;

предотвращение дестабилизации присутствия и потребностей сирийских беженцев в ближнем зарубежье;

ограничение негативного воздействия других вмешательств третьих сторон на региональные и международные балансы сил;

реагирование на применение химического оружия и предотвращение его применения.
Конфликт в Сирии со временем трансформировался от гражданских беспорядков до общенационального военного конфликта. Вовлечение многочисленных внутренних и внешних субъектов в очевидное возрождение правительства Асада привело к возобновлению нестабильности, вызванной экономическим спадом, и соответственно привели к трансформации политики, подходов и приоритетов Соединенных Штатов и других стран. Соединенным Штатам, их сирийским и региональным партнерам не удалось склонить или принудить сирийского президента Башара Асада оставить свой пост или обеспечить фундаментальную переориентацию политической системы Сирии в рамках переговорного процесса урегулирования. Соединенные Штаты продолжают выступать за проведение инклюзивных переговоров и отреагировали на возобновление Асадом политического контроля и контроля в области безопасности расширением экономических санкций в отношении режима. Соединенные Штаты и Израиль на сегодня создали принципиально иной набор расчетов по сравнению с тем, которые преобладали до конфликта. Начиная с 2018 года, политика США в Сирии преследовала три основные цели: стойкое поражение «Исламского государства», политическое урегулирование сирийского конфликта в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254 и вывод из Сирии войск, поддерживаемых Ираном. Турецкое военное вторжение в октябре 2019 года в Северную Сирии и последующий вывод и / или передислокация основной части американских войск в стране подняли вопрос о том, изменилась ли (или изменится) политика США в Сирии. Посол Джеффри с тех пор подтвердил, что ранее сформулированные цели США в отношении Сирии остаются неизменными. В декабре 2019 года министр обороны Марк Эспер заявил, что «стратегия Соединенных Штатов в регионе Ближнего Востока стремится к тому, чтобы регион не был безопасным убежищем для террористов и способствует стабильному мировому энергетическому рынку». Эспер добавил, что главной целью США в отношении Сирии является поддержка спонсируемой ООН политической системы урегулирования конфликта, которое затрагивает эти три цели, уточняя, что враждебная держава в сирийском контексте — это Иран. Чиновники администрации заявили, что Соединенные Штаты продолжают работать с СДС, несмотря на решение группы после турецкого вторжения координировать свои действия в некоторых районах с правительством Асада. В ответ на вопрос от членов Конгресса США, военные лидеры США в декабре 2019 года подтвердили, что политика США в Сирии по-прежнему будет работать «с местными партнерами и через них, вне зависимости их контактов с Дамаском по тем или иным вопросам локальной безопасности». При этом они подтвердили настрой Пентагона на дальнейшее сокращение американского контингента по мере наращивания боевого потенциала местных сил СДС. Соединенные Штаты сохраняют экономические санкции в отношении Сирии с 1979 года, когда сирийское правительство было признано государством-спонсором актов международного терроризма в рамках Закона об ответственности и восстановлении ливанского суверенитета 2003 года (P. L. 108-175; 22 U. S. C. 2151). Потребовались дополнительные ограничения на экспорт США, инвестиции, сделки и дипломатические отношения из-за сирийского вмешательства в Ливан и его поддержки назначенных США иностранных агентов, включая «Хизбаллу» и ХАМАС. Соединенные Штаты ввели дополнительные санкции в соответствии с законодательством о нераспространении с начала 1990-х годов и в соответствии с национальным законодательством с начала конфликта в 2011 году. В 2013 г. государство установило, что правительство Сирии применило химическое оружие в Сирии, что требует еще одного раунда экономических и дипломатических усилий. Однако по соображениям национальной безопасности эти ограничения будут применяться в каждом конкретном случае. Американские официальные лица описали санкции как инструмент для изменения поведения сирийского правительства и карательная мера, направленная на изоляцию Сирии в ответ на продолжающиеся нарушения прав человека со стороны правительства Асада. В ноябре 2018 года и марте 2019 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Казначейства США выпустило рекомендации, предупреждающие о риске введения санкций США для сторон, участвующих в поставках нефти правительству Сирии. OFAC заявил, что Соединенные Штаты стремились «сорвать поддержку режима Асада, препятствуя нормализации обстановки в Сирии. Соединенные Штаты привержены изоляции режима Асада и его сторонников из глобальной финансовой и торговой системы в ответ на продолжающиеся зверства, совершенные режимом против сирийского народа». Госдепартамент отметил, что санкции США «останутся в силе до тех пор, пока не будет установлено, что сирийский режим и Россия постоянно и проверяемо будет придерживаться» резолюции СБ ООН 2254. В мае 2020 года президент Трамп продлил еще на год действие национальных чрезвычайных властей в отношении Сирии, включая связанные с этим санкции. В июне администрация Трампа опубликовала правила, предусматривающие реализацию Исполнительный указ 13894 от октября 2019 года, частично основанный на требованиях, принятых в Законе Сирии о защите гражданского населения («Закон Цезаря»), предусматривающий санкции в отношении лиц, определенных правительством США, как «ответственных или соучастников; или в попытке принять участие в любом из следующих действий в Сирии или в связи с ней: 1) действия или политика, которые еще больше угрожают миру, безопасности, стабильности или территориальной целостности; 2) совершение серьезных нарушений прав человека». Затем администрация объявила о назначении 39 физических и юридических лиц в соответствии с Исполнительным указом 13894. В число назначенных теперь входят президент Сирии Башар Асад и его супруга Асма, а также другие члены семьи Асада и сторонники правительства.

52.31MB | MySQL:103 | 0,618sec