К вопросу о развитии ситуации в Восточном Средиземноморье. Часть 1

Отношения между Турцией и Грецией в Восточном Средиземноморье накаляются. Главной новостью в Турции 28 августа с.г. стала информация о перехвате шести греческих самолетов F-16, стартовавших с острова Крит в направлении Кипра, со стороны турецких ВВС при приближении к заявленной турками зоне Navtex в Средиземном море. Об этом сообщило турецкое Министерство национальной обороны в своем официальном аккаунте Twitter.

Цитируем заявление оборонного ведомства Турции: «27 августа 2020 года 6 самолетов F-16, принадлежащих Греции, вылетающих с острова Крит в направлении Южного Кипра и приближающихся к региону, объявленному (со стороны Турции – В.К.) как Navtex, были перехвачены и удалены из региона самолетами F-16 наших ВВС».

Эта новость легла в общий новостной фон Турции, который в значительной мере складывается из напряженной обстановки, наблюдающейся в Восточном Средиземноморье.

Главные вопросы этих дней в Турции: возможно ли прямое столкновение между Турцией и Грецией, кто из региональных и глобальных держав поддержит противоборствующие стороны, каковы могут быть вероятные последствия турецко-греческого противостояния и проч.?

Особняком стоят намерения Греции, которая предпринимает действия провокационного, по мнению турецкой стороны, характера. Турецкие обозреватели практически едины в своем мнении о том, что Греция пытается вызвать Турцию на жесткие и даже необдуманные действия, вслед за которыми грекам можно будет апеллировать к международному сообществу, прежде всего, к санкциям со стороны ЕС. Последние, как можно понять действия и заявления греческой стороны, являются одним из главных аргументов Греции в её споре с турками в Восточном Средиземном море.

В этой связи, особое внимание в эти дни уделяется именно тем заявлениям, которые поступают в связи с турецко-греческим противостоянием из Брюсселя.

Самым свежим и заметным выступлением в этой связи следует считать заявление, сделанное верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем 28 августа с.г.

В частности, как сообщили турецкие СМИ (независимое интернет-издание Т24 – В.К.) высокопоставленный европейский бюрократ призвал Турцию воздерживаться от односторонних действий в споре с Грецией в Восточном Средиземноморье. В частности, Боррель отметил, что возможные (европейские) санкции могут быть распространены на корабли, принадлежащие Турции.

Разумеется, в первую очередь, вопрос касается корабля Oruç Reis, принадлежащего Турции, который продолжает свои работы в восточной части Средиземного моря на фоне нарастания напряженности между Анкарой и Афинами.

Как заявил Жозеп Боррель, ЕС будет продолжать внимательно следить за ситуацией. Заявление Ж.Борреля прозвучало во время неофициальной встречи министров иностранных дел ЕС в Берлине. В частности, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности выступил с призывом к Турции воздерживаться от односторонних действий в регионе и призвал к переговорам по этому вопросу с ЕС.

С другой стороны, Боррель заявил, что достигнута договоренность о введении санкций против Анкары. Санкции могут применяться ко всем турецким кораблям. Однако, европейским бюрократом было отмечено, что ЕС в настоящее время составляет список из наименований лишь только тех судов, который связаны непосредственно со спором в Восточном Средиземноморье. Однако, на встрече в Берлине было заявлено, что могут быть приняты также меры, касающиеся деятельности всего сектора (турецкого ТЭК — В.К.) и замораживания активов.

Выступая перед вышеупомянутой встречей в Берлине, министр иностранных дел Греции Никос Дендиас заявил, что он «с большим интересом ждет того, что Жозеп Боррель сделает заявление, касающееся вариантов санкций по отношению к Турции».

В этом смысле, Жозеп Боррель заявил о том, что в настоящее время прорабатываются варианты антитурецких санкций. В частности, Ж.Боррель заявил о том, что санкции против Турции будут обсуждаться на саммите Европейского союза 24 сентября с.г. Касательно цели санкций, Ж.Боррель указал, что речь идет о прекращении Турции своих буровых работ.

Как указал Жозеп Боррель: «Мы можем принять меры в отношении отраслевой деятельности между турецкой и европейской экономиками».

С другой стороны, в адрес Греции был послан четкий сигнал о поддержке её позиции со стороны Германии, которая пытается играть посредническую роль в снижении напряженности по линии Анкара — Афины. В частности, в своем заявлении для прессы в Берлине, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что усилия Германии направлены на то, чтобы разрешить напряженность между Турцией и Грецией путем диалога. Также, говоря об отношениях ЕС с Турцией, А.Меркель отметила интенсивные переговоры по этому поводу с президентом Франции Эммануэлем Макроном.

Касательно позиции Франции по вопросу ситуации в Восточном Средиземноморье, она была недвусмысленно была выражена со стороны президента Франции Э.Макрона ещё 23 июля с.г. Стоит напомнить про это заявление, которое было охарактеризовано турецкими СМИ, ни много ни мало, как «позорное». Заявление Э.Макрона последовало в ходе его встречи с президентом Республики Кипр Никосом Анастасиадисом.

Процитируем французского лидера: «Оставлять безопасность Восточного Средиземноморья другим игрокам и, в особенности, Турции будет большой ошибкой. Это не является альтернативой для Франции, и Франция не позволит этому состояться». И далее: «Эти региональные вопросы энергетики и безопасности в Средиземном море имеют жизненную важность для двух наших стран (то есть, для Франции и для Кипра – В.К.). Турция и Россия буквально на наших глазах откровенно борются за власть в регионе и Европейский союз очень мало что делает по этому поводу».

Также президент Франции заявил о том, что ошибкой со стороны ЕС является оставление без ответа провокаций в Восточном Средиземноморье. Э.Макрон отметил свое желание ввести санкций против тех, кто вторгается на греческий континентальный шельф.

Итак, 24 сентября ожидается саммит ЕС, на котором решится вопрос европейской реакции на действия Турции в Восточном Средиземноморье. При этом, как можно заметить из высказываний А.Меркель, Германия пытается занять более сбалансированную позицию, а второе ведущее европейское государство заняло по отношении к Турции непримиримую позицию необходимости введения санкций и наращивания на страну давления. Впрочем, надо отметить, что отношения между Турцией и Францией все последние годы складываются достаточно сложно. Серьезным раздражителем для отношений является армянский и курдский вопросы.

Тема того, как может развиваться и чем может кончиться турецко-греческое противостояние становится поводом для анализа многих турецких политологов. Приведем цитаты из некоторых из них, наиболее характерных.

В частности, главное англоязычное издание страны Daily Sabah 28 августа опубликовало статью под характерным заголовком «По словам бывшего военного, Греция понесет большие потери в войне с Турцией».

Статья начинается со следующего комментария: «Греция потеряет контроль над многими островами в Средиземном море и Западной Фракии, если решит начать войну с Турцией, сказал отставной военный офицер и аналитик по вопросам безопасности».

Издание приводит высказывание полковника в отставке Юнала Атабая, который отметил, что Греция пытается получить преимущество за счет обострения напряженности. Цитируем: «Греция привыкла выигрывать за столом и хочет сохранить такую ​​же привычку сегодня».

При этом Юнал Атабай указал, что Турция примет во внимание вариант военных действий, если Греция прямо нацелится на нарушение её прав. Впрочем, как пишется в материале, Анкара выступает за решение всех возникших проблем дипломатическим путем. Но Греция суживает круг обсуждаемых вопросов до исключительных экономических зон (ИЭЗ) и ее континентального шельфа (в отличие от Турции, которая пытается составить повестку для всеобъемлющего урегулирования; главным вопросом в этом списке для Турции является кипрская проблема – В.К.).

Предметом многолетних споров между Турцией и Грецией являются турецкие обвинения греков в том, что они вооружили острова Эгейского моря при том, что, согласно ранее достигнутым турецко-греческим договоренностям, они должны быть демилитаризованы. Более того, согласно утверждениям турецкой стороны, Греция увеличила свой континентальный шельф в Ионическом море до 12 миль (19 километров) с 6 положенных им миль. Также, как утверждается турецким изданием, Афины продолжают использовать 10 миль воздушного пространства вместо ранее согласованных 6 миль.

Мы не раз писали о той юридической позиции, которую сформулировала Турция в своем споре с Грецией. Речь идет о том утверждении Турции, что островная линия не может формировать «побережье», уравненное в правах с «материком» при определении линии пролегания исключительной экономической зоны. Как отмечают турки, такой подход Греции, при котором Афины пытаются определить свой континентальный шельф через острова, прямо нарушает морское право. Цитируем отставного турецкого полковника: «Морское право гласит, что у островов не может быть континентального шельфа. Они заявляют, что у островов Крит, Карпатос и Родос есть собственный континентальный шельф»

Говоря о мотивах греческой стороны, Юнал Атабай отметил, что Афины сознательно создают напряженность, чтобы турки либо отступили, либо приступили к переговорам, но на греческих условиях.

Здесь турецкое издание приводит высказывание бывшего министра иностранных дел Греции Теодоры Баккоянис, которая указала, что «что вступать в войну с Турцией нелогично, потому что никто не пожертвует собой ради Греции» (вообще, достаточно интересная цитата, хотя и не совсем понятная с точки зрения того, что Греция, в отличие от Турции, как раз, не находится в стратегическом одиночестве в своем споре с Турцией за зоны влияния в Восточном Средиземном море – В.К.).

В субботу вице-президент Турции Фуат Октай дал информационному агентству «Анадолу» интервью, где вторым официальным лицом Турции был сделан ряд важных заявлений, касающихся Восточного Средиземноморья.

Вице-президент Турции Фуат Октай в субботу призвал Европейский союз занять справедливую позицию в отношении спора между Турцией и Грецией в Восточном Средиземноморье.

Цитируем: «Турция ожидает от ЕС справедливой позиции, никто не должен ожидать, что Анкара сделает шаг назад, исходя из своих прав». И далее: «Если попытки Греции расширить свои территориальные воды не являются причиной войны, то что же это тогда?» подчеркнув, что страна «будет защищать свои права в отношении каждого кубометра Восточного Средиземноморья, несмотря ни на что» (просто констатируем то, с какой легкостью второе должностное лицо Турции вводит в оборот слово «война», что, безусловно, отражает турецкие настроения в отношении территориального спора с Грецией – В.К.).

В своем аккаунте в Twitter Фуат Октай также написал следующее: «Со стороны ЕС неискренне призывать к диалогу, с одной стороны, и строить другие планы, с другой, в отношении деятельности, которую мы проводим на нашем собственном континентальном шельфе в Восточном Средиземноморье». И далее: «Мы (Турция) хорошо знаем язык мира и дипломатии, но мы без колебаний сделаем все необходимое, когда дело доходит до защиты прав и интересов Турции. Франция и Греция входят в число тех стран, кто это знает наилучшим образом».

Опять же заметим, что Германия не занимает лидирующей позиции среди тех стран, на которые в эти дни обращены медийные атаки со стороны Турции. Помимо Греции, на первом плане, в этом смысле, оказывается Франция из-за своей открытой и безусловной поддержки греческой стороны конфликта.

Отдельное раздражение у турок Франция вызывает своей позицией поддержки Халифы Хафтара в Ливии. Поэтому все последние недели и даже месяцы по турецкому телевидению крутили различные документальные сюжеты на тему французского колониализма в Африке и его последствий для африканских народов и для Черного континента в целом.

Хотя, при всем при этом, надо заметить, что французские компании продолжают оставаться в Турции и занимать в стране серьезные позиции. Даже невзирая на то, что нередко, за прошедшие годы, в Турции звучали призывы к тому, чтобы Турция объявила санкции в отношении французских товаров и услуг и отказалась бы от их приобретения. Достаточно в этой связи лишь отметить то, что французская компания Alstom является поставщиком турбинного оборудования для первой турецкой атомной электростанции «Аккую», сооружаемой российскими компаниями и за счет российского же бюджета (!), а также претендует ровно на то же самое в турецко-японском проекте атомной электростанции «Синоп».

В свете медийных атак, предпринимаемых в Турции на Францию в последние дни, главное англоязычное издание Турции, газета Daily Sabah, 31 августа с.г. опубликовало статью под заголовком «Тотальная» нищета: Франция в Восточном Средиземноморье» (игра слов: ‘Total’ miserability: France in Eastern Mediterranean, обыгрывающая название французской компании Total – В.К.).

Автором этого материала стал известный колумнист Хаккы Оджал. Отечественным наблюдателям, в том числе, из числа сотрудников российского МИДа, пристально следящим за турецкими авторами, комментирующими международную обстановку и Россию, конкретно этот автор может быть памятен скандальными высказываниями со страниц Daily Sabah в адрес президента России В.В.Путина. И равно – последующей открытой перепиской с чрезвычайным и полномочным послом России в Анкаре А.В.Ерховым, который был вынужден дать открытый ответ на открытые нападки на Россию и на её президента за отечественную региональную политику. Эта переписка получилась достаточно громкой и привлекла достаточно пристальное внимание со стороны занимающихся российско-турецкими отношениями.

В этот раз турецкий колумнист обратился в сторону Франции. Приведем некоторые, наиболее характерные высказывания Х.Оджала из его материала в адрес Франции, чью политику он рассматривает через призму истории и действий французской нефтяной компании Total.

Цитируем: «Total S.A. — французская транснациональная интегрированная нефтегазовая компания, основанная в 1924 году и одна из семи крупнейших нефтяных компаний мира. Когда британцы обманули французов в соглашении Сайкса-Пико в 1916 году, французы получили гранатовые поля в Ливане, а британцы высадились на иракских нефтяных месторождениях. Тогдашний президент Франции Раймон Пуанкаре попросил полковника Эрнеста Мерсье заручиться поддержкой банков и компаний для создания Французской нефтяной компании (CFP, «Французская нефтяная компания»), которая была создана 28 марта 1924 года.

Фактически, победители Первой мировой войны пришли к соглашению на конференции в Сан-Ремо в 1920 году, когда они разделяли Османскую Империю. Французское государство получило четверть Турецкой нефтяной компании / Turkish Oil Company (в то время принадлежавшей Deutsche Bank) в качестве части компенсации за военные убытки, нанесенные Германией во время Первой мировой войны. Доля французского правительства была передана CFP. Другими словами, Total S.A. заплатила Турецкая нефтяная компания (позже переименованная в Иракскую нефтяную компанию в 1929 году)».

52.27MB | MySQL:103 | 0,517sec