Евросоюз ужесточает иммиграционную политику

В конце мая в Брюсселе французский министр по делам иммиграции, интеграции и национальной идентичности Б. Ортефе представил в Европарламенте проект документа под названием «Европейский иммиграционный пакт». Главная цель французской инициативы состоит в запрете массовой легализации иммигрантов и совместных действиях по выдворению нелегалов за пределы ЕС.

В ходе предстоящего председательства в ЕС (которое начнется 1 июля с.г.) Франция ставит перед собой приоритетную задачу выработать универсальный для всех государств-членов документ по вопросу контроля и регулирования передвижения людских потоков внутри ЕС.

Необходимость документа вытекает из того, что страны— члены ЕС стакиваются в сфере иммиграции с разными проблемами и, соответственно, применяют разные подходы к их решению. Ряд стран в первую очередь борется с нелегалами, другие за счет иммиграции решают проблему нехватки рабочей силы, третьи, в силу давней истории иммиграции, ищут решение проблем второго и третьего поколения иммигрантов и т.д. Около 80% миграционных потоков внутри Европы приходится на пять государств — Францию, Испанию, Италию, Великобританию и Германию, что естественным образом ставит их в ряд наиболее заинтересованных членов Евросоюза по поиску совместного решения проблем иммиграции.

Отсутствие границ внутри ЕС позволяет лицам, находящимся на территории какого-либо государства без соответствующего основания, перемещаться из стран, где проводится более жесткая политика по отношению к нелегалам, в страны с более «мягкими» требованиями. В частности, до недавнего времени к массовой легализации нелегальных иммигрантов прибегали Испания и Италия. После подобной легализации иностранец уже на законных основаниях может перемещаться и искать работу в Европе.

Меры, принимавшиеся в одностороннем порядке (например, ужесточение иммиграционного законодательства, введение квот, усиление пограничного контроля, организация рейсов для отправки нелегалов на родину), существенно не влияли ни на улучшение положения внутри страны, ни на изменение ситуации на европейском уровне.

С точки зрения демографического потенциала, 27 стран объединенной Европы также находятся в разном положении. Например, во Франции в настоящее время зафиксированы самые высокие среди стран ЕС показатели рождаемости (приблизительно два ребенка на женщину), в Испании и Италии — 1,3, в Германии — 1,4. Таким образом, согласно данным Министерства иммиграции, интеграции и национальной идентичности, Франция практически в состоянии обеспечить воспроизводство населения самостоятельно, и «совершенно ясно, что страна не нуждается, с демографической точки зрения, в массовой иммиграции».

Проблемы, связанные с интеграцией иммигрантов, также различаются, поскольку в силу исторических и географических особенностей концентрация выходцев из определенных стран в одних европейских государствах выше, чем в других. Так, по данным французского министерства, во Франции 2/3 иммигрантов* — выходцы из Северной Африки и Африки южнее Сахары; в Испании среди иммигрантов преобладают латиноамериканцы; в Италии треть легальных иммигрантов — выходцы из Румынии, Албании и Марокко.

Что касается нелегалов, то, по некоторым оценкам, в настоящее время на территории ЕС незаконно находятся около 8 млн человек.

Очевидно, что решение проблем, связанных с иммиграцией, должно быть адаптировано под каждую конкретную страну. С другой стороны, на уровне ЕС должны быть выработаны единые для всех стран-участниц принципы регулирования миграционных потоков для более рационального их распределения и более эффективного контроля за движением людских ресурсов.

Французская инициатива постаралась учесть все эти нюансы. Ортефе назвал пять основных пунктов «Европейского иммиграционного пакта»: защита границ, эффективное управление легальной иммиграцией, ужесточение борьбы с нелегальной иммиграцией, совместное решение проблем беженцев, помощь развивающимся странам. Суть предложений состоит в следующем:

— улучшение контроля внешних границ ЕС, создание полноценной пограничной полиции (на базе общеевропейского агентства по контролю и безопасности границ Frontex) и, начиная с 2011 г., выдача только биометрических виз (с фотографией и отпечатками пальцев, которые будут занесены в общую электронную базу данных);

— организация легальной иммиграции в соответствии с возможностями принимающей стороны в «духе ответственного подхода»;

— признать, что массовая легализация в какой-либо стране создает дополнительный приток нелегалов и лишь усугубляет ситуацию. В будущем от этого необходимо отказаться, т.к. «легализация — не способ управления миграционными потоками». Тем не менее возможность индивидуальной легализации (при тщательном рассмотрении ситуации каждого заявителя) может быть предоставлена в исключительных случаях;

— на общеевропейском уровне необходима корреляция между политикой занятости в каждой стране и политикой иммиграции в целом и трудовой иммиграции, в частности;

— с целью дополнительного привлечения выходцев из третьих стран, имеющих самую высокую квалификацию, предлагается выдача специальных разрешений на работу (Blue Card) на территории ЕС по аналогии с американской Green Card;

— с целью адаптации неевропейских иммигрантов к повседневной жизни в Европе предусматривается введение обязательного «иммиграционного контракта», по которому новоприбывшие должны будут посещать курсы языка страны, в которую они приехали, иметь представление «о национальной идентичности и европейских ценностях». В особенности о таких, как физическая неприкосновенность личности, равноправие мужчин и женщин, терпимость, обязательное всеобщее образование;

— организация высылки нелегалов. На всей территории ЕС должно работать правило, согласно которому у нелегала могут быть лишь «две возможности: либо уехать добровольно, либо быть отправленным в свою страну». Усиление борьбы против предпринимателей, нанимающих нелегалов, что поможет в борьбе с незаконным человеческим трафиком;

— заключение соглашения о выработке единого подхода к проблеме беженцев к 2010 г.;

— предоставление помощи для развития тех стран, выходцы из которых работают в Европе. Новизна этого подхода состоит в создании благоприятных условий для работающих иммигрантов инвестировать средства в развитие собственной страны. В 2006 г. иммигранты, работающие в ЕС, перечислили в свои страны около 19,2 млрд евро. 8 млрд из этой суммы пришлось на работающих во Франции, что почти соответствует объему французской государственной помощи развивающимся странам.

Что касается легальной иммиграции, то в преамбуле говорится, что «Европа нуждается в иммигрантах как с демографической, так и с экономической точки зрения». Однако речь идет о приоритете «качественной» иммиграции над «количественной», т.е. о привлечении в Европу в первую очередь высококвалифицированных специалистов.

Приоритетом общеевропейской политики иммиграции должны стать «достойные условия» существования легальных иммигрантов. Каждая страна будет обязана обеспечить проживание, социальное обеспечение и возможность получения образования детьми иммигрантов. Предполагается, что все эти условия будут соблюдаться во всех странах ЕС, однако количество и квалификация рабочей силы будет определяться каждой страной в отдельности. Согласно документу, «иммиграционные потоки обязательно должны быть адаптированы к возможностям европейской принимающей стороны», исходя из потребностей экономики, конкретных условий рынка национальной рабочей силы и возможностей организации приема иммигрантов.

«Европейский иммиграционный пакт» направлен в первую очередь на защиту интересов европейских государств в экономической и социальной сферах. Поэтому вполне закономерно выглядит заявление, сделанное французским министром в Брюсселе, согласно которому «Европа не имеет возможностей принять на достойном уровне всех тех, кто надеется на (европейское) Эльдорадо».

Французская инициатива по взаимодействию и координации в рамках ЕС при решении проблем иммиграции в случае ее одобрения предоставит странам Юга Европы, которые в последние годы сталкиваются с массовым наплывом нелегалов из стран Африки, дополнительные возможности по регулированию миграционных потоков.

В последние годы рост ксенофобии и формирование в общественном мнении непосредственной связи между проблемами безопасности и пребыванием на территории ЕС слишком большого числа иммигрантов (в первую очередь это касается выходцев из мусульманских стран) не могли не отразиться на действиях политиков. Признавая необходимость привлечения рабочей силы из третьих стран, политические элиты заинтересованы в том, чтобы иностранцы перестали быть источником проблем и приняли «европейские правила игры». Отсюда вполне логично вытекает «иммиграционный контракт», по которому не только принимающее государство берет на себя ряд обязательств, но и иммигрант обязуется соблюдать закон и уважать принятые в Европе нормы социального поведения. Однако здесь встает большой вопрос, насколько пакты, контракты и прочие декларации окажутся эффективными как в борьбе с набирающей ежегодно обороты нелегальной иммиграцией, так и в моделировании социального поведения легальных иммигрантов «по европейскому подобию»?

Б. Ортефе отметил, что адекватно оценить работу Франции на посту председателя ЕС поможет не столько принятие совместных текстов и деклараций, сколько результаты усилий по строительству новой политики ЕС в отношении стран — источников иммиграционных потоков в духе партнерства с использованием новых механизмов регулирования и привлечения рабочей силы.

*Скорее всего, речь идет о лицах, не имеющих гражданства, поскольку иммигранты, получившие французский паспорт, на бытовом уровне продолжают называться иммигрантами. Именно этот факт ведет к путанице в цифрах при анализе процентного соотношения иммигрантов и граждан. По некоторым оценкам, на базе анализа фамилий, места рождения, результатов социологических и политологических опросов, к 2005 г. 40% населения (не обязательно граждан) нефранцузского происхождения — выходцы из Италии (2,6 млн), Испании (1,5 млн), Португалии (1,1 млн). Еще 32% имели европейские и восточноевропейские корни, чуть более 2% — выходцы из Турции, 5% — из Африки южнее Сахары. Выходцы из Магриба представляли лишь около 22% численности населения Франции нефранцузского происхождения.

52.23MB | MySQL:103 | 1,328sec