Пакистан: переговоры федерального правительства с боевиками

Переговоры, начатые при поддержке посредников между представителями федерального правительства и боевиками движения «Талибан», были инициированы старейшинами племен еще в марте с.г. За этим последовали долгий этап переговоров, разработка текстов соглашений и т.д. Но в середине июня переговоры были прерваны (как позднее сообщили — на неделю) в знак протеста против убийства боевика в ходе перестрелки в агентстве Моманд/ Mohmand Agency [1].

Бесспорно, представляется символичным, что переговоры в целом имели место. Обе стороны не только сформулировали обоюдные требования, выдвинули их, приняли к рассмотрению, пришли к определенному соглашению и приступили к выполнению… “Люди племен — наши братья, и правительство сделает все возможное для их благосостояния и развития территории их проживания в Белуджистане и других провинциях”, — заявил Рехман Малик/ Rehman Malik, советник премьер-министра Пакистана по внутренним вопросам [2].

Отношения между боевиками движения «Талибан» и администрацией генерала-президента П. Мушаррафа на протяжении всех лет пребывания последнего у власти складывались непросто. Именно он «возглавил» антитеррористическую борьбу в регионе с конца сентября 2001 г. Но, с другой стороны, именно при его администрации в 2002 г. количество мест для представителей племен в Национальной ассамблее (нижней палате парламента) увеличилось с восьми до двенадцати.

2007 г. отмечен наиболее жестокой демонстрацией боевиками непримиримости их позиции по отношению к военным кампаниям армии Пакистана в зоне племен, и в частности, к начальнику штаба сухопутных сил. Весеннее наступление военных подразделений в Северо-Западной пограничной провинции, куда федеральные власти направили до 100 тысяч солдат, попытки вытеснить талибов с территории Пакистана привели только к дополнительному кровопролитию, в целом военная операция фактически не имела успеха [3].

Осада, а затем и штурм подразделениями спецназа пакистанской армии мечети Лал-Масджид в Исламабаде в начале июля 2007 г., оказавшейся в руках правых радикалов, лишь усугубили конфликт. В ответ боевики ответили серией террористических актов как против военных (включая покушения на жизнь генерала-президента П. Мушаррафа), так и против гражданского населения.

В целом, на борьбу против боевиков работала и работает не только мощная пропагандистская машина как Запада, так и Пакистана, часть военно-промышленного комплекса НАТО, мировые финансовые структуры. Только Пакистану по различным каналам выделены денежные средства, амуниция, боевая техника, топливо и т.д. на сумму более 11 миллиардов долларов [4]. По некоторым косвенным оценкам, цифра достигает 20 миллиардов долларов.

Представлялось, что война за приграничные с Афганистаном земли, выбивание оттуда боевиков… бесконечная. Предыдущие военная и военно-гражданская администрации генерала-президента П. Мушаррафа следовали только военной тактике решения проблемы, но чем больше они направляли солдат, вооружений, боевой техники, тем сильнее было сопротивление боевиков.

Но внутриполитическая ситуация в Пакистане кардинальным образом изменилась весной текущего года. Глава государства — тот же П. Мушарраф, и при этом он уже гражданский президент. Но в состав нового коалиционного правительства вошли представители оппозиционных Пакистанской народной партии/ ПНП и Пакистанской мусульманской лиги (Наваза Шарифа), победившие на всеобщих парламентских выборах 18 февраля с.г.

Кабинет министров еще в марте высказывался за диалог с боевиками и мирное урегулирование спорных вопросов. В вопросе зоны племен новый кабинет министров исходил из «невозможности борьбы с терроризмом исключительно силовыми методами, которые только усугубляют ситуацию, и предложил системный подход и целый комплекс мер: во-первых, диалог с боевиками зоны пуштунских племен Пакистана, и, во-вторых, программу помощи социально-экономическому развитию отсталых районов зоны пуштунских племен. Но следует оговориться, что еще на стадии намерений подобный шаг новой администрации Пакистана вызвал резкое недовольство администрации США.

Диалог или, как его называют, «мирная сделка Сват»/Swat peace deal [5] был бы невозможен без административно-политических изменений в самой Северо-Западной пограничной провинции/ СЗПП, а именно — поражения блока исламских партий ММА в избирательной кампании 18 февраля с.г. при выборах в национальную ассамблею провинции, и победы Народной национальной партии/ ННП/ Awami National Party и Пакистанской народной партии/ПНП.

Основная цель переговорного процесса — остановить переход пакистано-афганской границы боевиками из соседнего Афганистана на территорию Пакистана и вывести иностранных наемных боевиков с территории Пакистана в течение одного–двух месяцев.

Договор об установлении государственной границы (т.н. Линии Дюранда) между Афганистаном и английскими колониальными владениями в Южной Азии был подписан еще в 1893 г. и подтвержден рядом англо-афганских официальных документов. Но в июле 1949 г., вскоре после образования независимого государства Пакистан, Кабул заявил о непризнании договора и, соответственно, пограничной полосы.

Труднодоступная горная местность и близлежащие земли долины Сват, расположенной на юге Северо-Западной пограничной провинции, давно используются боевиками для укрытия и организации тренировочных лагерей.

В 2001 г., после начала военной операции коалиционных войск НАТО в Афганистане, на север Пакистана, в зону расселения пуштунских племен и в Пешавар, столицу Северо-Западной пограничной провинции, устремились наемники из арабских стран, а также узбеки, уйгуры, чеченцы и т.д. Оседали они в основном на территориях племен — 500 километров границы с Афганистаном — территории агентств, где пуштуны пользуются предоставленной Исламабадом автономией [6].

Правительство премьер-министра Пакистана Юсуфа Раза Гилани решило искать выход и достигло соглашения с одним из «самых воинственных боевиков» Мауланой Фазлулой о прекращении боевых действий против его формирований. Последний известен своей жесткой позицией по проведению в жизнь устоев шариата, законов и порядков истинно исламского государства в повседневную жизни населения [7].

Были инициированы переговоры с Байтуллой Масудом/ Baitullah Mehsud, лидером движения «Талибан», действующего в зоне пуштунских племен Пакистана, в Южном Вазиристане, который в мае с.г. заявил, что «ислам не признает границы, и священная война — джихад против оккупационных сил — обязанность всех мусульман, а также что не будет «нарушать законы Пакистана и ислама на территории страны, на границе или за ее пределами» [8].

Текст договора несколько раз менялся, но одна из последних версий договора с племенем Масуд выглядит именно так [9]:

1. Правительство и силы безопасности не будут преследовать племя Масуд, их имущество и оборудование.

2. Племя Масуд отказывается от практики похищения правительственных чиновников или военных представителей.

3. Племя Масуд обязуется разблокировать дороги для проезда военных машин.

4. Племя Масуд несет ответственность за неучастие своих соплеменников в каких-либо террористических акциях на всей территории страны.

5. Племя Масуд не будет оказывать помощь, предоставлять укрытие на своей территории какому-либо лицу, вовлеченному в террористическую деятельность, и не будет предоставлять земли племени для акций, связанных с терроризмом.

6. Племя Масуд не будет создавать как параллельные органы власти, так и местное правительство.

7. Политический администратор наделяется полномочиями решать все проблемы племени в соответствии с обычаями и традициями племени, как указано в (1901 Британское право) Уголовном кодексе пограничных земель, и указанное право применимо для племени Масуд.

8. Племя Масуд обязуется выдворить всех иностранцев с территории их проживания и отказывается от практики использования региона для укрытия боевиков.

9. В течение месяца после подписания договора должна начаться высылка иностранных элементов; в случае, если процесс высылки не будет закончен в указанные сроки, сроки высылки продлеваются на один месяц дополнительно.

10. Племя Масуд не будет препятствовать развитию региона и обязуется оказывать посильную помощь правительству для претворения в жизнь социальных программ.

11. Племя Масуд несет ответственность за безопасность местных и иностранных официальных лиц, работающих по различным программам развития в регионе.

12. Политическая администрация и племя Масуд подготовят совместный доклад о деятельности тренировочных лагерей боевиков и подготовке террористических актов.

13. В случае если племя Масуд будет не в состоянии повлиять на снижение террористической активности на указанной территории, правительство получает право предпринимать (самостоятельные) действия в соответствии с обычаями и традициями и Уголовным кодексом пограничных земель.

14. Обмен заключенными должен состояться после подписания настоящего соглашения. Правительство берет на себя обязательства освободить всех заключенных племени Масуд.

15. Правительство начнет поэтапный вывод войск из района расселения племени Масуд после подписания настоящего соглашения.

Предполагается, что от имени федерального правительства соглашение будет подписано главой исполнительной власти региона, политическим администратором Южного Вазиристана, а со стороны зоны племен — старейшинами племени Масуд от имени Байтуллы Масуда.

В то время как оговариваются отдельные пункты соглашения, некоторые из них выполняются, а именно: начат отвод войск, начат процесс обмена военнопленными, частично ликвидированы заградительные блоки на дорогах, преграждавшие путь домой тысячам жителей.

Правительство потребовало от племени Масуд выплатить 5 миллионов рупий в течение двух месяцев согласно мирному соглашению в счет оплаты за людские и материальные потери, понесенные правительством, которые оно намерено направить на восстановление форта Сара Рогха/ Sara Rogha fort.

Таким образом, «правительство имеет право предпринимать любые действия в соответствии с традициями /Нормами уголовного права зоны племен / в случае, если представители племени получат фактические доказательства неэффективности своих действий».

Несмотря на все трудности, компромиссы, противоречия, новые «непредсказуемые» условия, выдвигаемые представителями зоны племен, в целом диалог начат, стремление к пониманию отмечено, очерчен круг всех табу для обеих сторон, а это уже прогресс.

Но пункты, оговоренные с представителями одного племени, не означают выполнение их другими племенами; и правительство отчетливо осознает, что Масуду будет трудно выполнить все договоренности, так как он, в частности, «не имеет влияния на племя Вазир, которое как раз и населяет территорию, граничащую с Афганистаном».

 

1. Dawn 15.06.08.

2. Pakistan Times 25.04.08.

3. Наталья Замараева. Северо-Западная пограничная провинция Пакистана — наступление на исламский экстремизм? www.iimes.ru 04.03.2008.

4. ВВС 18.04.08.

5. Pakistan Times 11.06.08.

6. Dawn 15.06.08.

7. BBC 17.06.08.

8. Dawn 15.06.08.

9. www.memri.org

52.32MB | MySQL:103 | 0,682sec