Социально-экономическая ситуация в Иране и государственная программа реформ

23 июня с.г. президент ИРИ М. Ахмадинежад выступил с обращением к народу, в котором указал на целый ряд проблем, стоящих перед экономикой страны, и назвал основные направления грядущих преобразований. В начале своей речи он заявил о том, что со времени исламской революции его страна прошла путь беспрецедентного развития и добилась целого ряда значительных экономических успехов (в качестве примера были приведены производственные возможности иранского сельского хозяйства). В то же время президент отметил целый ряд сложностей, стоящих сегодня перед ИРИ. Основные из них: нестабильность темпов роста экономики страны, инфляцию, социальное расслоение и несправедливое распределение доходов, ущербность финансовой, банковской и дотационной систем, а также кризис жилищного сектора. Президент отметил, что именно данные проблемы будут решаться действующим правительством в первую очередь.

Бурной реакции иранских деловых и политических кругов на речь М. Ахмадинежада пока не последовало. Однако определенные опасения вызывает общий характер выступления иранского президента — в действительности он не обозначил ни одной действенной меры по улучшению социально-экономической ситуации в стране, которая требует скорейшего вмешательства со стороны правительства. Местные и зарубежные эксперты отмечают сохранение негативных тенденций, проявившихся еще в 2007 г., при явных неудачах экономической политики правительства. Основываясь на собранных данных, они говорят о возможном внутреннем социально-экономическом кризисе, наступление которого предвещает устойчивый рост потребительских цен.

Только с января по май текущего года стоимость потребительских товаров выросла более чем на 7% по сравнению с последним кварталом 2007 г. и на 25,3% в годовом исчислении (характерно, что еще в апреле по данным иранского Центробанка этот показатель составлял 22%). Иранские независимые аналитики считают, что реальный рост цен значительно выше и на апрель с.г. составлял не менее 40% в год. В наибольшей степени дорожали продовольствие, табачные изделия и коммунальные услуги. Значительные опасения вызывает сохраняющийся рост цен на товары, составляющие основу питательного рациона населения. Только с мая по июнь рис подорожал на 19%, куриные яйца на 28,8%, растительные масла на 10,2%, чай на 2,6%, молочные изделия и сахар на 1,8%, бобовые на 1,4%, куриное мясо на 1,1%.

По мнению экспертов, рост цен в Иране обусловлен целым рядом факторов. Во-первых, с 21 марта с.г. была введена коммерческая цена на бензин, более чем в четыре раза превышающая стандартную. С учетом того факта, что на автомобильный транспорт приходится основная масса грузоперевозок, это незамедлительно повлекло за собой заметный рост цен на все группы товаров.

Во-вторых, структурная инфляция, присущая экономике Ирана на протяжении последних 30 лет, снова стала усиливаться за счет увеличения объемов денежной массы. При этом если в 2005 г. рост денежной массы составлял 30,1%, то в 2006 г. он достиг 34,3%. В 2007 г. данный показатель вышел на уровень 35–39%, а к июню 2008 г. — 40%. В результате, даже по официальным данным, иранский риал обесценивается на 19,2% в год.

В-третьих, свое воздействие оказывает и общая негативная ситуация на мировых продовольственных и топливных рынках. Несмотря на все официальные заявления иранских властей, страна по-прежнему зависит от поставок бензина, риса и некоторых сортов пшеницы из-за границы. Поддерживать низкий уровень цен на внутреннем рынке при их росте за рубежом правительству ИРИ становится все сложнее. Заниженная стоимость товаров к тому же еще больше подстегивает их потребление и, как следствие, увеличивает объем импорта, который вырос с 49,3 млрд долл. США в 2006 г. до 71,5 млрд долл. в 2007 г. и продолжает увеличиваться. Положительное сальдо баланса было обеспечено лишь благодаря устойчивому увеличению цен на нефть и, как следствие, высоким прибылям от ее продажи в 2007 г. (88 млрд долл.). Между тем дефицит внешнеторгового баланса ИРИ (за вычетом поступлений от экспорта нефти) с апреля 2007 г. по апрель 2008 г. превысил 3,2 млрд долл. США. При этом, как и прежде, иранский экспорт по качеству значительно уступает импорту. На 88,4% он состоит из сырья, в то время как основную массу ввозимых продуктов составляют промышленные товары, что несет серьезную угрозу для внутреннего производителя.

Анализ текущей макроэкономической ситуации в ИРИ заставляет сделать неутешительные прогнозы ее дальнейшего развития. Уже сейчас можно говорить о том, что опасения аналитиков относительно снижения темпов роста иранской экономики полностью оправдались. Если в 2004, 2005 и 2006 гг. наблюдалось определенное увеличение данного показателя (4,8; 5,7; 6,2%), что многими экспертами трактовалось как реакция на успешные преобразования периода президентства М. Хатами, то в 2007 г. проявились обратные тенденции (снижение до 5,3%) с их прогнозируемым закреплением в 2008 г. (снижение до 4,5%).

Такое развитие ситуации представляет определенную угрозу социальной стабильности в стране, где все острее ощущается растущее расслоение между бедными и богатыми. По имеющимся данным, 20% населения сосредоточило в своих руках 70% финансов страны, в то время как 60% населения находится на черте бедности или за ней. Уровень МРОТ (около 230–250 долл. США) считается многими аналитиками не отвечающим действительности. Еще в 2007 г. представители профсоюзов промышленности заявили, что он должен быть повышен до 540 долл. США. Их расчеты в марте с.г. подтвердило правительство ИРИ, установив прожиточный минимум на человека в размере 6 млн риалов (655 долл. США), при этом практически не изменив МРОТ.

Высоким является и уровень безработицы. Точно определить его на данный момент не представляется возможным, однако он намного превышает официальный показатель (10–12% против неофициальных 14,5%). В группе наибольшего риска находится молодое поколение в возрасте 20–30 лет. Бросив в массы в начале 1990-х гг. лозунг о востребованности и престижности точных наук и технических профессий (вузы, занимающиеся подготовкой данных специальностей, как правило, имеют наиболее высокий проходной балл), руководство страны не смогло обеспечить достаточное количество рабочих мест. В результате безработица среди выпускников достигает, по неофициальным оценкам, порядка 50%.

Пытаясь справиться с существующими проблемами, руководство страны объявило о начале реформирования иранской экономики. Однако, по мнению некоторых аналитиков, эти заявления правительства являются скорее очередной пропагандистской акцией кабинета, не желающего идти на заведомо непопулярные преобразования в экономике страны. Другие эксперты считают принимаемые меры половинчатыми, не затрагивающими основ существующей экономической системы. Их слова фактически подтвердил и М. Ахмадинежад, заявивший, в частности, о том, что иранскому хозяйству нужна не полномасштабная, а «умеренная» либерализация с сохранением государственного присутствия (пока весьма значительного).

По мнению аналитиков, руководство страны, несмотря на все свои обещания, не осмелится реформировать существующую систему широкомасштабных социальных проектов, одну из основных причин ухудшающейся экономической ситуации в стране, ведущую к постоянному росту текущих расходов. Если в 2007 г. на текущие нужды правительство ассигновало 468 трлн риалов (51 млрд долл.), то в 2008 г. этот показатель увеличился до 537 трлн риалов (58,4 млрд долл.). К этому необходимо прибавить расходы государственных банков и предприятий, которые в 2007 г. составляли 1677 трлн риалов (182 млрд долл.), а в 2008 г. — 2053 трлн риалов (223 млрд долл.).

В результате бюджет страны на 2008 г., несмотря на все заявления руководства ИРИ, по сравнению с предыдущим годом вырос на 15% (по другим данным на 25%) и сохранил нацеленность на финансирование текущих нужд и затратных социальных программ. Характерно, что в нем заложена чрезвычайно низкая цена на нефть (39,70 долл. США за баррель), свидетельствующая об изначально запланированном дефиците. Последний придется покрывать за счет нефтяного валютного резерва (НВР). Причем опора правительства на него постоянно растет: если в 2004–2005 гг. из НВР был привлечен 21 млрд долл., то в 2008–2009 гг. планируется забрать уже 36 млрд долл. При этом дефицит и так на 80% зависимого от нефти бюджета, по мнению экспертов, все равно может достигнуть как минимум 11,4 млрд долл. США.

В данной ситуации девятый кабинет министров оставил за собой право компенсировать нехватку за счет выделения необходимых средств из сумм, предусмотренных на развитие экономики (таким образом избегается конфликт с парламентом, который может быть вызван попыткой принятия дополнительного бюджета), что, несомненно, вызовет остановку реализации многих начатых проектов. В результате достижение установленного в четвертом пятилетнем плане показателя экономического роста в 8% на 2008 г. уже представляется невозможным. Некоторые аналитики предполагают, что 20%-ное увеличение в этом году государственных расходов на развитие фактически является скрытым аккумулированием правительством средств для покрытия дефицита финансов на текущие нужды.

Таким образом, правительству Ирана пока не удалось добиться выполнения обещаний об улучшении социально-экономической ситуации в стране. Дотационная политика, направленная в первую очередь на поддержание потребителя, а не на развитие производства, не внушает надежд на перспективу экономического роста. Ряд предпринятых правительством мер экономического характера, в том числе искусственное понижение цен на продукты питания путем выделения дотаций на их производство, увеличение объемов импорта некоторых видов сельскохозяйственной продукции, производимых внутри страны, явно носит популистский характер и имеет целью кратковременное снижение уровня цен. Средства на эти нужды изымались из нефтяного стабилизационного фонда, что привело лишь к очередному скачку инфляции.

62.86MB | MySQL:102 | 0,556sec