Американские эксперты о перспективах политики США на Ближнем Востоке. Часть 1

Четыре года пребывания у власти президента Дональда Трампа и его администрации внесли значительные коррективы в американский внешнеполитический курс вообще и на Ближнем Востоке в частности. С одной стороны, Трамп сделал попытку отойти от политики неоконсерватизма, господствовавшей в эпоху президентства Джорджа Буша-младшего, и либерального интернационализма (либерального интервенционизма), доминировавшей при президентстве Обамы. Он ограничил американское вмешательство в дела зарубежных государств теми сферами и регионами, где это действительно жизненно важно для Америки. С другой стороны, США при его президентстве стали освобождаться от обязательств перед американскими союзниками там, где это не приносит американцам непосредственной выгоды. Нельзя забывать и о принципе экономической пользы, ставшим доминирующим во внешней политике этого государства. Результат оказался достаточно противоречивым. Во-первых, США сосредоточились на немногих действительно жизненно необходимых для Вашингтона направлениях во внешней политике. Во-вторых, применительно к Ближнему Востоку, укрепилось стратегическое партнерство с несколькими «избранными» союзниками: Израилем, Саудовской Аравией, ОАЭ. В-третьих, началась открытая оппозиция Вашингтону со стороны тех союзников, которые почувствовали себя обделенными в новой ситуации. Это, прежде всего, Германия и Турция. В-четвертых, наметилось ослабление многосторонних блоков и альянсов, таких как военный блок НАТО, в рамках которого противоречия между различными участниками (Турция с одной стороны, Франция и Греция с другой) достигли критической точки. Кроме того, в случае прихода к власти на предстоящих президентских выборах представителя Демократической партии возможна ревизия американской внешней политики и принятие качественно иных подходов. Все это не может ускользнуть от внимания американских экспертов и аналитиков.

В газете Asia Times была опубликована статья Дэвида Голдмана «Лозунг «Америка прежде всего» играет свою роль на Ближнем Востоке». Дэвид Голдман является ветераном американской политики, занимал важные должности в администрации президента Рональда Рейгана (1980-1988 годы). Затем руководил крупной финансовой компанией, известен своими статьями по экономическим и политическим вопросам. В данной статье Д.Голдман приветствует заключение соглашения между ОАЭ и Израилем и установление дипломатических отношений между этими государствами. Он характеризует наследного принца Мухаммеда бен Заида как одного из самых мудрых политиков Ближнего Востока. Положительное сальдо экономики ОАЭ, по его данным составило 109 млрд долларов (в соседней Саудовской Аравии только 47 млрд). По его мнению, руководство ОАЭ ведет эффективную политику по сдерживанию исламского радикализма, политику которого проводят в регионе Турция и Иран. Американский эксперт считает, что соглашение между ОАЭ и Израилем со временем может перерасти в оборонный альянс. Заключить такой альянс Мухаммеда бен Заида побудили два фактора. Во-первых, постепенный уход США с Ближнего Востока, вызванный тем, что Америка больше не зависит от импорта арабской нефти. Во-вторых, перспектива прихода к власти в США демократов во главе с Джо Байденом, намеренным вернуться к исполнению СВПД и войти в диалог с Ираном, стратегическим противником аравийских монархий. Голдман пишет: «Действительность заключается в том, что самодостаточная энергоресурсами Америка больше не нуждается в том, чтобы быть полисменом Персидского залива. Она не станет более жертвовать жизнями американских солдат и тратить казну в региональных войнах. В этих условиях заливные монархии задумываются о самосохранении. До тех пор, пока они оставались де-факто американскими протекторатами, они могли утверждать, что «арабская улица» мешает им нормализовать отношения с Израилем. Теперь, когда они берут ответственность за свою оборону, они обращаются к Израилю за помощью».

Далее Голдман отмечает «стратегическую мудрость» Дональда Трампа. Он пишет: «Трамп вызвал огонь на себя о октябре 2019 года, когда объявил о выводе небольшого американского военного контингента из Сирии. Это оставляло Россию доминирующей силой в Сирии, но никакой катастрофы не случилось. Россия сдержала распространение турецкого влияния, осуществляющееся через суннитских радикалов и позволяет Израилю бомбить иранские позиции повсюду в Сирии. Соглашение между Израилем и ОАЭ открывает новые перспективы для реконструкции САР» (1). Анализируя «благотворные» для Вашингтона последствия эмиратско-израильского соглашения Голдман ссылается на мнение руководителя частной военной компании Blackwater Эрика Принса, долгие годы проживающего в Абу-Даби. По этому поводу американский аналитик, лично знакомый с Принсом, взял у последнего телефонное интервью. Принс, в частности, сказал: «Неприязненное отношение, которое проявила к Израилю и государствам ССАГПЗ администрация Обамы, заставило их взглянуть друг на друга и сказать: «Давайте дружить». Они сделали это, во-первых, чтобы оказать помощь дружественному им президенту Трампу. Во-вторых, чтобы обезопасить себя после событий в ноябре (американских выборов, в ходе которых к власти может прийти Джо Байден –авт.). В-третьих, из-за больших масштабов торговли, уже ведущейся между ОАЭ и Израилем».

По мнению руководителя крупнейшей частной военной компании (ЧВК), установление отношений между Израилем и ОАЭ отражает больше, чем прагматический интерес. Он видит в Мухаммеде бен Заиде (МБЗ) олицетворение просвещенного и толерантного ислама, единственное в регионе. Эрик Принс также убежден в том, что МБЗ должен обратить внимание на Ирак. Он отмечает: «Иранцев в Ираке ненавидят сунниты, большинство шиитов и, конечно, курды. ОАЭ вместе с Израилем могли бы организовать эффективный систему противодействия иранскому влиянию. Иран крадет достаточное количество иракской нефти, чтобы финансировать спецоперации КСИР. Битва против этого должна проходить не через избирательные урны, так как иранцы не играют таким образом». Дэвид Голдман заключает статью следующим выводом: «Нельзя преуменьшать проблемы, которые ждут нас на Ближнем Востоке. Россия в среднесрочной перспективе останется господствующей силой в Сирии. Китай будет расширять свое влияние в регионе как экономический союзник Ирана и Турции и возможный участник реконструкции сирийской экономики. Постамериканский порядок буде наполнен опасностями и в регионе понадобятся лидеры с большим предвидением, чтобы эти опасности преодолеть».

В то же время существуют большие сомнения, что внешнеполитическая линия Трампа будет продолжаться. Многие эксперты выражают большое сомнение в победе Дональда Трампа на приближающихся в ноябре президентских выборах. Американский президент, приобретший значительный рейтинг благодаря экономическим успехам своей администрации и снижению уровня безработицы, стремительно теряет популярность из-за провалов правительства США в борьбе с пандемией коронавируса, спада экономики, вызванного пандемией и межрасовых волнений. Показателем неудач Трампа является то, что многие видные деятели Республиканской партии перешли к нему в оппозицию, и он остается без поддержки истеблишмента. Такие видные политики-республиканцы как бывший президент США Джордж Буш-младший, бывший госсекретарь США Колин Пауэлл, кандидат от республиканцев на выборах 2012 года сенатор Мит Ромни и даже бывший советник по национальной безопасности самого Трампа Джон Болтон заявили о том, что не только не будут голосовать за Трампа на выборах, но и будут всячески препятствовать его переизбранию. Главный редактор газеты «Рай аль-йаум» Абдельбари Атван язвительно заметил, что Трамп все больше начинает походить на своих друзей из числа монархов Персидского залива. На последнем по времени съезде республиканцев не было основных деятелей этой партии, но зато в первых рядах присутствовали сын Трампа, две его дочери, Иванка и Тиффани и зять Джаред Кушнер, что превратило его в семейно-династическое мероприятие. На этом фоне все большую актуальность приобретает вопрос, какой будет внешняя политика США в случае победы Джо Байдена.

  1. https://asiatimes.com/2020/08/america-first-pays-off-in-the-middle-east/
62.84MB | MySQL:102 | 0,604sec