Ситуация в Ливии: июнь 2008 года

Главным событием месяца стал проведенный в Триполи 10 июня мини-саммит арабских государств, на котором они должны были выработать совместную позицию относительно инициированного Францией проекта Средиземноморского союза (ПСС). Официальное заявление о его создании должно прозвучать 13 июля в Париже.

Арабские страны в целом не против этого союза как такового, однако ранее они потребовали от Парижа разъяснений относительно участия в нем Израиля. Поскольку таких разъяснений, судя по всему, не последовало, лидер ливийской революции Муамар Каддафи в ходе мини-саммита высказался против ПСС. «Мы — участники Лиги арабских государств (ЛАГ) и Африканского союза (АС). Поэтому мы ни в коем случае не можем подвергнуть риску арабское или африканское единство, — заявил Каддафи. — Если Европа хочет сотрудничать с нами, пусть она делает это с ЛАГ или АС. Для нас неприемлемо, если Европа будет договариваться только с какой-то узкой группой стран региона». Каддафи подверг резкой критике действующие соглашения между странами северного и южного берегов Средиземноморья. «Эти соглашения — оскорбление для этих стран. Мы — не собаки, которым бросают кости», — утверждал он. Каддафи полагает (и в этом он прав), что ПСС обречен на провал, равно как барселонский процесс. После выступления Каддафи мини-саммит проходил при закрытых дверях.

Кроме Ливии, в число противников ПСС попал — по вполне понятным причинам — и Алжир. Это случилось после того, как стало известно, что, согласно предварительным планам, сопредседателем Союза со стороны стран южного берега Средиземноморья будет Египет, его секретариат обоснуется в Тунисе, а пост генерального секретаря будет доверен представителю Марокко.

В мини-саммите, кроме Каддафи, принимали участие главы Алжира, Мавритании, Сирии и Туниса, а также премьер-министр Марокко. Ожидалось, что в Ливию приедет и президент Египта, однако Хосни Мубарак предпочел не делать этого. О результатах мини-саммита ничего неизвестно.

На следующий день после мини-саммита Ливия отмечала 38-ю годовщину эвакуации американских баз с территории страны. По этому случаю Каддафи заявил, что главные причины повышения цен на нефть — внешняя политика США и слабость доллара. «Слабость доллара, спекуляции, а также войны, которые ведут США в Ираке и Афганистане, являются главными причинами роста цен на нефть», — отметил он. Одновременно Каддафи обрушился с критикой на кандидата в президенты США от Демократической партии Барака Обаму, обвинив его в поддержке Израиля. «Заявления нашего кенийского брата американской национальности Обамы по Иерусалиму показывают, что он либо не разбирается в международной политике и не знает причин ближневосточного конфликта, либо речь идет о лжи в угоду предвыборной кампании», — поиздевался над «братом» Каддафи. Что касается Обамы, то он ранее утверждал, что «Иерусалим останется столицей Израиля, и он должен быть неделимым».

Примечательно, что в том же выступлении Каддафи признал, что американо-ливийский кризис 80-х годов был следствием «как неудачной американской внешней политики, так и ливийской». «США извлекли урок из этого, мы — также», — отметил он. Такой «самокритики» из его уст ранее не звучало.

Уже который год с наступлением летних месяцев для Ливии резко обостряется проблема незаконной иммиграции. Десятки тысяч африканцев, скопившихся в Джамахирии, используют хорошую погоду и относительно спокойное море для того, чтобы отправиться в небезопасное путешествие к итальянским островам Лампедуза и Сицилия, а также на Мальту. Не стал исключением и первый летний месяц текущего года. Как бы предваряя очередное летнее «форсирование» Средиземного моря, 4 июня представитель МВД Ливии полковник Абдель Монем Айяд заявил, что в 2007 г. Джамахирия на собственные средства репатриировала 31 тысячу незаконных иммигрантов. Для выполнения аналогичной миссии в текущем году и в последующие годы Ливия потребовала от европейцев оказать ей помощь в объеме 1 млрд евро. Это требование сформулировал Муамар Каддафи в ходе афро-европейского саммита в декабре прошлого года в Лиссабоне.

«У нас насчитывается 1 млн незаконных иммигрантов, что составляет 20% населения Ливии. В одиночку мы никогда не сможем справиться с этим потоком, — сказал Айяд. — Европейцы требуют от нас остановить поток иммигрантов, следующих через нашу территорию. Однако у нас нет средств для того, чтобы контролировать сухопутную границу протяженностью свыше 4 тыс. км и 1,7 тыс. км морского побережья».

Согласно официальным данным, в 2006 г. Ливия репатриировала 64,5 тысяч незаконных иммигрантов, израсходовав на эту операцию 4 млн евро.

4 июня британское подразделение американской компании «Дженерал дайнемикс» подтвердило заключение с правительством Ливии контракта стоимостью 85 млн фунтов стерлингов (165 млн долларов) на поставку систем тактической связи. Элитная механизированная бригада ВС Ливии получит средства связи УКВ и КВ-диапазона и системы управления огнем, которые будут устанавливаться на бронетехнику бригады, включая танки Т-72 и бронетранспортеры. Конкретная номенклатура средств связи не разглашается, однако было отмечено, что аналоги такой техники ранее были поставлены в Нидерланды и Румынию. Установка средств связи будет проводиться в Ливии на местных ремонтных заводах при поддержке специалистов «Дженерал дайнемикс UK». Ранее представители британской компании подтвердили сообщение о том, что их компания вместе с MBDA фигурирует в соглашении о военно-техническом сотрудничестве, подписанном между правительством Великобритании и Ливии в ходе визита премьер-министра Великобритании Т. Блэра в Ливию 29-30 мая 2007 г. Как стало известно, MBDA намерена подписать контракт с Триполи на поставку ЗРК малой дальности «Джернас». Британская судостроительная компания «VT Групп» заявила о том, что видит возможность продажи береговых патрульных кораблей в Ливию. Великобритания уже экспортировала в Ливию небольшую партию военного имущества. Кроме того, в Триполи на постоянной основе открыт филиал британской Оборонной организации по экспортному обслуживанию (DESO), оказывающий поддержку британским оборонным компаниям в Ливии. По мнению руководства британского филиала «Дженерал дайнемикс», поставка средств связи элитной механизированной бригаде ВС Ливии является только началом. В дальнейшем не исключается возможность проведения подобной модернизации других подразделений ВС Ливии.

В июне несколько новостей так или иначе касались недавней истории Ливии. 5 июня в Штутгарте начался судебный процесс над 65-летним германским инженером Готхардом Лерхом. Его обвиняют в том, что он, состоя в тайной сети «отца» пакистанской атомной бомбы Абдул Кадыра Хана, способствовал реализации атомной программы Ливии (в настоящее время она заморожена). По имеющимся данным, Лерх в нарушение германского экспортного законодательства через посредников в ЮАР и Малайзии передал Ливии технологии, необходимые для производства атомной бомбы. Он также контролировал и координировал работу лабораторий с газовыми центрифугами, в которых обогащался уран. В обмен на эти услуги он получил 28 млн евро. На след Лерха спецслужбы вышли в 2003 г., когда американский военный корабль перехватил германское торговое судно, следовавшее из Малайзии в Ливию. На его борту находились тысячи комплектующих, необходимых для сборки центрифуг. Стоит напомнить, что именно этот инцидент — вернее, угроза возможных силовых санкций — привел в итоге к отказу Ливии от реализации программ разработки ОМП. Лерх в это время жил в Швейцарии, где он был арестован в 2005 г. Впоследствии его выдали Германии. У Лерха были три швейцарских подельника, двое из которых, по данным германской газеты «Тагесшпигель», работали как на сеть Хана, так и на ЦРУ.

И в завершение — еще об одной истории. Она касается катастрофы самолета DC-9 итальянской авиакомпании «Итавиа» 27 июня 1980 г., упавшего в Тирренское море близ острова Устика к северу от Сицилии. Тогда погибли 81 человек. 22 июня итальянские следственные органы возобновили расследование этой трагедии после того, как бывший президент Италии (1985-1992 гг.) 79-летний Франческо Коссига обвинил Францию в том, что она стояла за этой катастрофой.

После трагедии у Устики потребовалось целых 11 лет для того, чтобы собрать обломки DC-9. Их исследование показало только одно: гибель самолета никоим образом не была связана с технической неисправностью. Что касается заявления Коссиги, то он утверждал, что DC-9 был сбит ракетой, выпущенной с французского истребителя. По его данным, французы в тот момент «охотились» за самолетом Каддафи, но, по всей видимости, ошиблись в выборе цели. Примечательно, что Коссига получил доступ к этой информации в период, когда он был президентом, а не в 1980 г., когда он занимал пост премьера. Заявление Коссиги подтверждает версию тех итальянских экспертов, которые утверждают, что 27 июня 1980 г. американские и французские истребители охотились за самолетом Каддафи (его могли сопровождать несколько истребителей), который, спасаясь от них, вплотную приблизился к пассажирскому авиалайнеру. Считается, что DC-9 либо был сбит, либо столкнулся с одним из ливийских самолетов. Эта версия косвенно подтверждается тем, что 18 июля 1980 г. в горах Калабрии на юге Италии были обнаружены обломки ливийского МиГ-23. В 2003 г. Каддафи обвинил США в том, что они хотели убить его в 1980 г., спровоцировав авиакатастрофу. «Американцы полагали, что я находился на борту этого самолета, — заявил тогда Каддафи. — Вот почему они его сбили». До сих пор Париж и Вашингтон отрицали свою причастность к этой трагедии.

52.29MB | MySQL:103 | 0,484sec