Итальянские эксперты о позиции страны в отношении кризиса в Восточном Средиземноморье

Маттео Коломбо (Matteo Colombo), эксперт Итальянского института международных политических исследований, (l’Istituto per gli Studi di Politica Internazionale) и Валерио Вигноли (Valerio Vignoli) из Департамента политологии Университета Милана, обратились к вопросу о нынешнем векторе итальянской политики в отношении процессов, происходящих в бассейне Средиземного моря. Актуальность более подробного рассмотрения ее сегодня, на наш взгляд, важна еще и в свете недавнего соглашения ряда южноевропейских стран касательно турецких региональных амбиций и ситуации в Ливии и в Сирии. У Италии есть свое собственное мнение на этот счет, свои собственные отношения с той же Турцией и было бы несколько опрометчиво считать, что Рим в данном случае целиком и полностью следует в фарватере Парижа.

Нынешнюю позицию Италии в отношении кризиса в Восточном Средиземноморье между Турцией и ее западными и южными соседями (Грецией, Кипром, Египтом) по разграничению исключительных экономических зон (ИЭЗ) можно лучше всего понять, обратившись к традиционному подходу Италии к внешней политике в Средиземноморье. Итальянские эксперты рассматривают проблему в двух частях: первая предлагает обзор основных столпов итальянской внешней политики в, так называемом Mediterraneo allargato (расширенное Средиземноморье), для выявления предполагаемых итальянских интересов и политических предпочтений. Второй применяет такую ​​основу для интерпретации позиции Италии в нынешнем кризисе Восточного Средиземноморья.

После окончания Второй мировой войны итальянская внешняя политика перешла на пересечение трех кругов. Первый круг простирается через Атлантический океан и связывает Италию с США. Отношения с Вашингтоном, порожденные взаимными опасениями по поводу безопасности в контексте холодной войны, впоследствии, также оказались неразрывными. Такая стойкость не зависела от случайных дипломатических инцидентов и цвета правительства, находящегося у власти. Второй круг имеет форму Европы и стран, которые ее составляют. Италия была одним из основателей организации, которая сейчас называется Европейским союзом. В течение долгого времени его политики с энтузиазмом поддерживали все инициативы, направленные как на углубление, так и на расширение данного интеграционного проекта.

Третий условный круг охватывает Средиземное море, обращая внимание на Северную Африку и Ближний Восток. Италия разделяет со странами, расположенными в этой области, глубокие исторические и культурные связи, восходящие к Великой Греции и Римской империи. Однако, начиная со второй половины 20-го века, связи Италии с этими странами в значительной степени определялись экономическими интересами с обеих сторон. С одной стороны, такие страны, как Ливия, Алжир и Египет, обеспечивают Италию основным источниками энергии, в которой она нуждается. С другой стороны, эти средиземноморские государства могут извлечь выгоду из опыта итальянских компаний в добыче своих ресурсов и создании инфраструктуры. Италия увидела в этом круге возможность выстроить действительно автономную внешнюю политику, изображая себя мостом между Западом и Северной Африкой и Ближним Востоком. Однако эти попытки поднять свой авторитет в международном сообществе дали ограниченные результаты по ряду причин: явный разрыв между объективными возможностями, досадные дипломатические неверные суждения и постоянные внутриполитические разногласия. В качестве примера можно привести так называемый неоатлантизм, политику сближения с Ираном и другими странами Ближнего Востока, предпринятую в шестидесятых годах Аминторе Фанфани, тогдашним премьер-министром, и Энрико Маттеи, в то время, президентом государственной энергетической компании, Ente Nazionali Idrocarburi (ENI)

Преследование своих собственных целей в средиземноморском круге, иногда, вступало в противоречие с интересами и стратегиями более сильных держав в других кругах. В таких условиях, итальянские политики обычно предпочитали более или менее радикально изменить свою стратегию, а не ухудшать «особые» отношения страны с США или ухудшать собственное положение в многосторонних институтах, таких как НАТО и ЕС. Другими словами, итальянская внешняя политика в Северной Африке и на Ближнем Востоке должна была идти в рамках маневра, оставленного международным сообществом: как только границы сужаются, независимо от причин, Италия возвращается в его лоно и отказывается от своих чаяний. Именно это произошло в 2011 году, когда коалиция во главе с США, Францией и Соединенным Королевством начала военную интервенцию против режима Муаммара Каддафи в Ливии, бывшей итальянской колонии. Несмотря на широко распространенный скептицизм в Вашингтоне, с восьмидесятых годов сменявшие друг друга итальянские правительства прилагали огромные усилия для улучшения отношений с Каддафи. В этот период ENI превратилась в главную энергетическую компанию Ливии, примером чего является открытие в 2004 году трубопровода Green Stream, который связывает ливийские газовые месторождения с Италией. Договор о дружбе 2008 года, подписанный тогдашним премьер-министром Сильвио Берлускони в Бенгази, стал кульминацией этой стратегии и обеспечил значительную безопасность (ограничение притока мигрантов) и экономические выгоды (поставки энергоносителей и контракты для многих фирм). Однако это не помешало Италии и самому Берлускони отказаться от Каддафи, хотя и неохотно, но существенно поспособствовав тогда введению бесполетной зоны над Ливией, что предопределило разгром Джамахирии.

Паттерны, выявленные в предыдущих решениях итальянской внешней политики, помогают нам лучше понять текущую позицию Италии в Восточном Средиземноморье. Как и в прошлом, итальянские политики стремятся продвигать двусторонние отношения с другими государствами региона как способ расширения экономических возможностей. Более того, главной политической целью Рима по-прежнему является предотвращение эскалации региональных кризисов, сохранение его интересов в этом регионе. Отсюда следует, что в текущем сценарии итальянскую политику, все еще можно определить как реактивную, а не проактивную. Иначе говоря, Италия стремится использовать свои интересы в данных условиях, а не пытается их изменить. Поэтому маловероятно, что Италия выступит с какой-либо односторонней инициативой в этой сфере в отношении государств, вовлеченных в кризис.

Рассматривая цель поддержания позитивных двусторонних отношений для развития экономического сотрудничества, следует отметить, что все государства, вовлеченные в кризис, являются центральными для интересов Рима. С одной стороны, последние доступные данные Всемирного банка показывают, что Италия является ключевым торговым партнером Кипра, Греции и Египта, на которые в совокупности приходится 15,27 млрд долларов ее внешнеторгового оборота. Более подробно, Италия является четвертым партнером Кипра (743 млн) и Египта (5,56 млрд) и вторым партнером Греции (8,97 млрд). Кроме того, Италия стремится диверсифицировать свои источники поставок энергоносителей благодаря двустороннему сотрудничеству с этими тремя государствами. В частности, ENI в настоящее время работает в ИЭЗ Египта и Кипра. Итальянская энергетическая компания владеет 50% акций Zohr, главного газового месторождения в этом районе (850 млрд куб. М), а также участвует в других энергетических грантах в ИЭЗ Египта. Кроме того, ENI принадлежит 50% SEGAS Holding, который является владельцем заводов СПГ в Дамиетте. Эта египетская инфраструктура будет иметь ключевое значение для экспорта газа из Восточного Средиземноморья на европейские и азиатские рынки. ENI также владеет 50% газового месторождения «Калипсо», на Кипре и ведет разведку в ИЭЗ этой страны. С другой стороны, Италия является четвертым торговым партнером Турции (19,72 млрд долларов, на которую, с точки зрения коммерческой стоимости, приходится больше, чем на все три вышеуказанные государства, вместе взятые. Кроме того, Италия заинтересована в сохранении своих интересов на энергетическом рынке Ливии, поскольку ENI контролирует около 45% ливийской добычи нефти и газа. В частности, Италия хочет поддерживать позитивные отношения с Правительством национального согласия (ПНС): администрацией в Триполи, которая в настоящее время контролирует запад страны. Среди других причин для поддержки ПНС стоит упомянуть, что месторождения ENI в основном расположены в западной части страны и что признанное ООН правительство в Триполи может продавать углеводороды на мировом рынке, в отличие от своего восточного аналога.

Подводя итог, итальянские политики, вероятно, сочтут предотвращение эскалации в Восточном Средиземноморье лучшим вариантом политики страны. Такой подход к кризису также хорошо сочетается с традиционным итальянским восприятием себя как Средней державы, что означает, что Рим считает, что он не может взять на себя политическую инициативу в Восточном Средиземноморье без США или других государств ЕС. Рим прекрасно понимает, что США не хотят эскалации кризиса между двумя членами НАТО (Грецией и Турцией), и поэтому адаптирует свою политику к данным условиям вместо того, чтобы работать над их изменением, например, продвигая инициативу по сдерживанию Анкары.  Решение Италии участвовать как в военных учениях «Евномия» с Кипром, Францией и Грецией, так и в учениях подводных лодок «Средиземноморский щит», с Турцией следует понимать в этих конкретных рамках. Однако анализ прошлых решений также указывает на то, что было бы неправильно делать вывод о том, что Италия не встанет на сторону Греции в маловероятном сценарии эскалации кризиса. Как поясняется в первой части комментария, Рим часто отдает приоритет своим отношениям со странами-членами ЕС над двусторонними отношениями со странами, не входящими в ЕС, что ясно показывает пример военного вмешательства в Ливию 2011 года. Отсюда следует, что Италия, скорее всего, последует за основными государствами ЕС и США в случае, если они осуществят существенный сдвиг в своей политике в отношении Турции.

Тем не менее, пока что, Италия, возглавившая командование операцией IRINI по контролю над эмбарго на поставки запрещенных товаров и оружия в Ливию реализует действия, формально вписывающиеся в мандат операции, но на деле, наверняка, разозлившие и Абу-Даби, и Париж: 11 сентября, сразу после рассвета, в международных водах, в 150 км к северу от Дерны, по подозрению в нарушении эмбарго ООН на поставки оружия, немецкий фрегат при поддержке итальянского фрегата перехватил танкер Royal Diamond 7 под флагом Маршалловых островов, перевозивший авиационное топливо из Шарджи, ОАЭ, в Бенгази, Ливию.

52.25MB | MySQL:103 | 0,476sec