О деятельности Управления по делам религий Турции

Управление по делам религий Турции (Diyanet) стремится развиваться в течение следующих двух лет в условиях продолжающегося экономического кризиса, согласно его программе работы на 2020 год. В  Diyanet работает около 105 000 человек, что делает его одним из крупнейших государственных учреждений Турции. При президенте Реджепе Тайипе Эрдогане этот государственный религиозный орган вырос в геометрической прогрессии, а его бюджет за последние два десятилетия увеличился вчетверо. Ежегодная программа работы была разработана в соответствии с пятилетним стратегическим планом действий Diyanet. Официальная программа показывает, что управлению был выделен бюджет в размере 11,6 млрд турецких лир в 2020 году, он ожидает получить 12,4 млрд лир в 2021 году и 13,2 млрд лир в 2022 году от турецкого правительства. При этом эти объемы бюджета высшего религиозного органа будет по-прежнему значительно превышать бюджеты других государственных министерств. Согласно официальным данным, бюджет Diyanet на 2019 год был увеличен на 34 % по сравнению с предыдущим годом. В документе указывается, что большая часть этой суммы будет потрачена на заработную плату в течение трех лет. В первой половине 2020 года эта структура потратила 5,6 млрд лир, превысив расходы 28 государственных учреждений, включая министерства иностранных дел, культуры и туризма, промышленности и технологий за тот же период времени. При этом этот религиозный орган Турции использовал 4,6 млрд лир из этой суммы на расходы по персоналу, со ссылкой на данные Министерства финансов и Казначейства. Годовой отчет Diyanet за 2019 год показал, как учреждение расширило свою деятельность при одновременном наборе дополнительных сотрудников: в том же году было набрано 1558 новых сотрудников, 244 из которых были назначены непосредственно главой фонда Али Эрбашем без необходимости проходить обязательный экзамен. Согласно официальной статистике, Diyanet управляет примерно 87 000 мечетями и нанимает около 105 000 сотрудников, включая имамов и других религиозных работников, все из которых рассматриваются как государственные служащие с регулярным окладом. В дополнение к своему бюджету Diyanet зарабатывает огромные суммы денег через свои операции по паломничеству хаджа и умры, а также средства, переведенные в Фонд Turkiye Diyanet Vakfı (Türkiye Diyanet Vakfı, TDV) и через различные нераскрытые инвестиции. TDV была первоначально основана Diyanet  как небольшая благотворительная организация в 1975 году. Сегодня фонд управляет огромным количеством предприятий и имеет около 1000 филиалов по всей Турции. TDV также отвечает за проекты правительственных мечетей за пределами страны и завершила проекты в Албании, России, Германии, Великобритании, Соединенных Штатах, Филиппинах и за их пределами. Компания под названием KOMAŞ, которая на 99,45% принадлежит TDV, построила сотни религиозных общежитий и школ, мечетей, больниц и отелей с 1983 года.
В этой связи практически все эксперты сходятся во мнении, что Diyanet — это идеологический и политический государственный аппарат, которому поручено распространять политическую исламистскую идеологию как внутри страны, так и за ее пределами. При Эрдогане сфера деятельности и круг компетенций этой структуры серьезно расширился, и он стал важным инструментом турецкой внешней политики. В том числе и в Африке. Так, ежегодный доклад этой структуры включает информацию о 3-м саммите африканских мусульманских религиозных лидеров и других международных мероприятиях, организованных Diyanet в соответствии с приоритетами внешней политики турецкого правительства. Третье заседание этого мероприятия состоялось в Стамбуле в октябре 2019 года с участием ученых, политиков и религиозных лидеров из Африки. Выступая на этом религиозном мероприятии, президент Р.Т.Эрдоган сделал все возможное, чтобы акцентировать внимание на негативной деятельности именно коллективного Запада в Африке. В частности, он обвинил ООН и западные страны в геноциде в Руанде и военной операции Турции на севере Сирии. «Западный мир и ООН только что наблюдали за жестокими убийствами 800 000 человек в Руанде в течение трех месяцев. … Те, кто вводит сегодня эмбарго на поставки оружия в связи с операцией «Весна мира» [на севере Сирии], в те дни снабжали оружием и боеприпасами кровавых убийц. Несмотря на продолжающиеся зверства на местах, западные государства даже не думали прекращать продажу оружия убийцам», — сказал турецкий президент. В своей речи Эрдоган также обвинил западные государства в том, что они «стоят за гражданской войной» в Сомали, «вмешиваются в конфликт» в Центральноафриканской Республике и «поддерживают военных баронов» в Ливии. Кроме того, турецкий лидер прямо обвинил христианских миссионеров в изменении демографической ситуации в Африке и в обращении африканских мусульман под покровительством западных держав. «Хотя в начале 1900-х годов только 7% населения Африки были христианами, сегодня христиане составляют 55% населения континента. … Мусульмане стали меньшинствами во многих африканских странах», — заявил тогда Эрдоган.
После попытки государственного переворота в Турции 15 июля 2016 года сотрудники Diyanet также использовались для слежки за критиками, оппонентами и диссидентами в других странах. С тех пор некоторые европейские страны начали расследование в отношении турецких имамов, связанных с этой структурой. В декабре 2016 года Турция была вынуждена отозвать Юсуфа Акара, атташе по религиозным вопросам посольства Турции в Гааге, после того как голландские власти обвинили его в сборе разведданных о движении Ф.Гюлена. Аналогичным образом, бельгийские власти отклонили визовые заявления 12 турецких имамов, стремившихся работать в стране в 2017 году. Правительство германской земли Гессен недавно прекратило сотрудничество с турецким Исламским союзом по делам религий (Diyanet Işleri Türk Islam Birliği, или DITIB). «Сомнения в принципиальной независимости DITIB от турецкого правительства не могли быть решены», — заявил тогда министр культуры Александр Лорц.

62.82MB | MySQL:102 | 0,407sec