Герцлийская конференция онлайн: «Лидерство США на Ближнем Востоке – угрозы и вызовы»

В израильском Институте политики и стратегии при Междисциплинарном центре Герцлия  10 сентября 2020 года прошла ежегодная Герцлийская конференция на этот раз в онлайн режиме. Тема конференции в этом году – «Израиль в эпоху кризисов: куда мы движемся?» На одной из площадок обсуждался вопрос лидерства США на Ближнем Востоке и связанные с ним угрозы и вызовы.

В дискуссии приняли участие: Мэри Бет Лонг, бывший помощник министра обороны США, Джон С. Руд, бывший заместитель министра обороны США по политическим вопросам, Дэвид Маковский, директор проекта по арабо-израильским отношениям из Вашингтонского института ближневосточной политики; посол Даниэль Шапиро, посол США в Израиле (2011-2017), почетный научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS).

Модератор Дэвид Горовиц, редактор израильского англоязычного новостного издания The Times of Israel, спросил у участников, считают ли они, что США отворачиваются от Ближнего Востока и даже Израиля. Ведь не зря же президент США Дональд Трамп заявил, что великие страны не должны принимать участие в «бесконечных войнах», к тому же американцы больше не нуждаются в ближневосточной нефти в том объеме как раньше[i].

По мнению Джона С.Руда, США не отворачиваются от Ближнего Востока, особенно от Израиля, с которым отношения остаются чрезвычайно близкими по сравнению с тем, какими они были десятилетия назад. «Действительно, существует серьезная озабоченность тем, что происходит в Азии, в частности, распространение китайского влияния на Ближний Восток». В американском обществе, полагает он, наблюдается большое желание, чтобы США принимали более активное участие в противодействии «проблематичному поведению» Китая, отвечали на особенно чувствительные действия китайского коммунистического режима. По его мнению, даже сокращая количество воинского контингента, присутствие США в таких странах как Ирак и Сирия продолжится. Более того, американское руководство готово принимать решительные меры, как например, произошло в отношении Касема Сулеймани, командира «Аль-Кудс», спецподразделения иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), убитого американцами в январе 2020 года. Сегодня он видит проявление решимости администрации США в заключении исторического соглашения между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Бахрейном. Поэтому американцы не уходят из региона, а корректируют свой подход в тактическом плане.

Бывший посол США в Израиле Д.Шапиро также считает, что американо-израильское взаимодействие остается тесным и носит двухпартийный характер. Последние годы, по его словам, показали, как сотрудничество между Израилем и Вашингтоном служит американским интересам и помогает Израилю противостоять угрозам в лице Ирана и его закрепления в Сирии, в недопущении чего США также заинтересованы. Со стороны США нет намерения уменьшить вовлеченность в региональные дела и отказаться от приверженности сотрудничеству с Израилем, которому по договору будет оказываться военная помощь на протяжении следующего десятилетия. Хотя в американском обществе, по его мнению, все больше ощущается желание сократить военное, особенно активное, присутствие США в регионе. В разных формах это проявилось в период пребывания в Белом доме Барака Обамы и нынешнего президента Д.Трампа, что не означает полный вывод американских военных из Персидского залива или прекращение сотрудничества со странами региона. Он предлагает это рассматривать, как желание избежать военного участия в новых конфликтах в Ираке и Сирии. При этом США заверяют своих партнеров в том, что они продолжат, по мере возможности, обеспечивать их безопасность. Одновременно США пытаются ответить на вызовы в Азии, исходящие от Китая. Д.Шапиро также отметил наличие «напряженности в отношениях Вашингтона с некоторыми региональными партнерами из-за их собственного поведения». К примеру, двухпартийное осуждение Саудовской Аравии в связи с атаками в Йемене, озабоченность участием Турции, ОАЭ и Египта в Ливии или правами человека в Египте и Саудовской Аравии. Это те аспекты, которые потенциально могут привести к напряженности в отношениях между США и их партнерами, несмотря на «базовый принцип приверженности Вашингтона обеспечению их безопасности и стабилизации, противостоянию агрессии со стороны Ирана или расширению экспансии России в регионе…»

Об отсутствии изменений в приверженности Америки Израилю и обеспечении безопасности на Ближнем Востоке вне зависимости от количественного присутствия там американцев, говорила и Мэри Бет Лонг. Тем не менее, она также отметила все большее фокусирование на восток, хотя США не отступают от своих ключевых ценностей.

По мнению Дэвида Маковского, в Израиле не все видят то, что между двумя администрациями – Д.Трампа и Б.Обамы – есть много общего. Идет количественное и резонное сокращение войск, но в целом они остаются. США не отказываются от обязательств перед их региональными партнерами, они просто сокращают расходы. Несмотря на то, что США больше не нуждаются в ближневосточной нефти, говорит Д.Маковский, Вашингтон не хочет обвала мировой экономики, а его союзники зависят от этой нефти. К тому же происходит сближение между странами Персидского залива и Израилем, между которыми уже нет серьезных трений. Поэтому не правы те в Израиле, которые заявляют о том, что американцы уходят из региона чуть ли не завтра. «Это не так, – говорит Д.Маковский, – в США существует двухпартийный консенсус по поводу того, что необходимо сокращение расходов».

Что касается нынешнего сближения между Израилем и теми странами региона, с которыми у еврейского государства нет кровавой истории, и которые допускают урегулирование с ним отношений до того, как будет решена палестинская проблема, Д.Шапиро полагает, что это было давнишней двухпартийной целью американских администраций. Сближение Израиля с арабскими странами произошло на фоне общей угрозы со стороны Ирана. В противодействии иранцам ОАЭ очень нуждались в Израиле, с которым они взаимодействовали на протяжении многих лет. Помимо выгод от такого сотрудничества в сфере экономики, науки и технологий, Д.Шапиро надеется, что оно станет толчком для достижения палестино-израильского урегулирования на основе двухгосударственного решения конфликта. Сейчас его беспокоит то, что в Израиле могут сделать вывод, что палестинская проблема больше не имеет такого значения как прежде и все-таки перейдут к односторонним действиям, таким как аннексия части Западного берега р. Иордан, что не решит проблему. Создание двух государств должно гарантировать, что Израиль останется еврейским демократическим государством, что является важным для идентичности, обеспечения безопасности и для поддержания партнерских отношений с США. Все это нужно для достижения долгосрочной стабильности в регионе.

Д.Маковский, говоря о сближении Израиля с арабскими  странами, отмечает, что сейчас союзники США объединяются на основе общих интересов, чего раньше не происходило даже на фоне ИГ и других угроз. Для США это является позитивным моментом. Что касается Израиля, потенциальные экономические выгоды от сближения с ОАЭ по значению для развития страны могут стать сравнимыми с большой алией из СССР в 1990-х гг. Таких открывающихся сегодня экономических возможностей для Израиля от сотрудничества с ОАЭ не было в рамках прошлых мирных договоров с Египтом и Иорданией.

В плане палестинской проблемы, Д.Маковский не согласен с теми, кто считает, что сближение Израиля со странами Персидского залива – «это объездная дорога, а не мост».  По его мнению, отказ от двухгосударственного решения может привести к проблемам для Израиля, в том числе и в отношениях с США. По его словам, палестинцы сейчас пребывают в состоянии шока и обозлены. Хотя Д.Трамп публично пообещал Эмиратам, что в случае его победы на выборах в течение его второго президентского срока аннексии Израилем палестинских территорий не будет.

Д.Маковский полагает, что Махмуд Аббас, глава Палестинской национальной администрации (ПНА), ожидает исходов американских выборов. Ему следовало бы постараться осторожно маневрировать в отношении наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Заида, чтобы использовать Эмираты, учитывая ряд факторов, в том числе то, что в ОАЭ проживает его политический соперник Мухаммед Дахлан. В целом, нынешний Ближний Восток отличается от ситуации 2003 года, когда была принята Арабская мирная инициатива Саудовской Аравии, план урегулирования палестино-израильского конфликта. Тогда не было ИГ, Ирана и региональных стран в том виде как сегодня, таких кибервозможностей в разведке. Тем не менее, полагает он, не правы те, кто считает, что палестинский вопрос больше не имеет значения для Израиля и США.

По поводу того, обладают ли США внушительной военной мощью для сдерживания иранской ядерной программы, Джон С. Руд полагает, что «безусловно обладают». По его словам, «политика США максимального давления на Иран на протяжении последних лет уже привела к беспрецедентному ущербу иранской экономике, что сократило их возможность распространять революцию и иранское влияние в регионе, финансировать военизированные группировки. Такая стратегия привела к тому, что Касем Сулеймани больше не с нами». Тем не менее, односторонних шагов США против Ирана недостаточно, нужна широкая коалиция, чтобы иранское руководство пришло к понимаю того, что им нужно идти на переговоры. Если новая администрация США решит вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД от 2015 г.), по мнению Джона С.Руда, это не приведет к тем результатам, на которые в свое время рассчитывал Б.Обама.

По словам Мэри Бет Лонг, США способны сдержать Иран в его стремлении заполучить ядерное оружие, другой вопрос – желает ли это делать американский народ и две политические партии, которые управляют страной. Она согласна с президентом США в том, что нет каких-либо причин садиться с иранцами за стол переговоров. Позиция мирового сообщества по Ирану в ООН, которое не поддержало предложение Вашингтона продлить эмбарго на поставки оружия Тегерану, свидетельствует о том, что США не могут положиться на своих партнеров по иранскому вопросу.

Относительно мотивов сближения ОАЭ с Израилем именно сейчас, Мэри Бет Лонг полагает, что оно было обусловлено не столько палестинским фактором и опасением аннексии частей Западного берега р. Иордан, сколько краткосрочными тактическими соображениями Эмиратов, связанными с напряженностью в США на фоне взаимоотношений между ОАЭ и Китаем. По ее мнению, эта сделка именно сейчас, пока в Белом доме находится Д.Трамп, является чрезвычайно удачным решением Абу-Даби.

[i] Online International Security & Policy Conference // IDC Herzliya — https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/events/vod-onlinee.aspx

56.96MB | MySQL:109 | 0,656sec