Государственно-частное партнерство в Пакистане: первые шаги

В современном мире все чаще поднимается вопрос об организации государственно-частного партнерства (ГЧП). За последние 15 лет реализовано около двух тысяч проектов государственно-частного партнерства в различных странах мира. Это в таких странах как Оман, Руанда, Того, Чад, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, Иран и ряд других. На повестке дня стоит вопрос о создании ГЧП в России, уже разрабатывается ряд проектов. (Например, железная дорога Москва-Петербург).

Что такое ГЧП? Это форма взаимоотношений государства и частного секторов или инвесторов на взаимовыгодных условиях. Зачастую ее называют «публично-частное партнерство». Важно отметить, что не государство вступает во взаимоотношения с проектами бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес участвовать в общественно важных проектах. Если же приглашение исходит от частного сектора («частная финансовая инициатива») государство поддерживает ее. Кроме того, все проекты ГЧП осуществляются на основе публичного партнерства, в т.ч. с использованием бюджетных средств и через палаты торговых или промышленных ассоциаций(1).

Изучив опыт стран, реализующих принцип государственно-частного партнерства, Пакистан в июле 2006 г. впервые реализовал план создания ГЧП, как вполне необходимую и здравую модель регионального развития (включая муниципальный уровень), способствующую социально-экономическому образу жизни страны. Правительство сделало упор на разработку программы структурного ГЧП, основанного на международной практике, направленной на ускоренное развитие инфраструктуры, и достижение тем самым устойчивого экономического развития Пакистана.

Для того, чтобы развивать консультативный процесс между государственным и частным секторами, правительство Пакистана провело семинары в главных городах страны – Исламабаде, Лахоре и Карачи под эгидой организации «Содействие инфраструктурному проектному развитию» и Министерства финансов. В настоящее время уже отобраны проекты ГЧП, включающие Лахорский проект общественного транзита, проект общественного транзита Исламабад – Равалпинди, службу общественного транспорта для улучшения окружающей среды, Исламабадский парк высоких технологий, многоцелевые водные резервуары, водопровод в г. Калингер, организацию использования твердых отходов в г. Чарсадда. Следующими проектами должны стать Карачинская кольцевая дорога, скоростная транспортная система г. Карачи, шоссе междугородней транспортной автобусной системы в том же Карачи, Синдское прибрежное шоссе, Карачинский завод по очистке воды, офисные комплексы в Исламабаде, промышленный парк в г. Бостан в округе Пишин и ряд других(2).

О заинтересованности в осуществлении партнерства говорит тот факт, что в семинарах приняли участие ведущие банкиры и инвесторы, представители федеральных и провинциальных, городских и местных правительств, представители агентств госсектора и частных фирм. Все сошлись во мнении, что инфраструктурное обслуживание – важный двигатель ускорения экономического роста таких развивающихся стран как Пакистан. Однако для осуществления партнерства необходимо разработать законодательство, учитывать управленческий риск, стандарты контрактного обеспечения и жизнеспособность средств(3).

Обе стороны разработали Проекты стандартного Соглашения ГЧП и модели ГЧП, которые ускорят их финансовое сближение и сделают Соглашение более эффективным. Правительство Пакистана предпринимает усилия, чтобы частный сектор играл бы бoльшую роль в экономическом развитии и способствовал вместе с госсектором росту уровня жизни и сокращению бедности. Цель ГЧП состоит еще и в обеспечении населения чистой питьевой водой, санитарными условиями, электричеством городского и сельского населения, улучшенными дорогами, телекоммуникациями и расширению рыночных связей – т.е. всем тем, что может способствовать прогрессу социально-экономической жизни.

Большое внимание в процессе создания государственно-частного партнерства должно быть уделено экономическим зонам (паркам) и разработке политики по их развитию. Особое внимание должно быть обращено на привлечение частного сектора и инвестиций, а также участию в них провинциальных правительств(4). ГЧП предполагает также участие иностранных инвесторов в различных проектах. Так, США намерены развивать инфраструктуру в полосе племен (FATA), для чего они выделяют 750 млн. долл. на создание энергетики(5).

Промышленные зоны – не новое явление для Пакистана, они начали создаваться еще в 70-е годы, но ныне выбраны модели ГЧП, которые должны быть примером для организации новых зон. Таким примером является зона в дистрикте Ласбела (Белуджистан), состоящая из 5 промышленных парков (зон), где соседствует и совместно действует государственный и частный сектор. Такие же промышленные парки существуют и в других провинциях, в частности в Фейсалабаде, называемом «Манчестером Азии»(6).

Государственно-частное партнерство предполагает не только развитие технической и производственной инфраструктуры, но и социальной: создание благоприятных условий для жизни людей. В стране создана Национальная комиссия гуманитарного развития, которая предполагает сотрудничество между правительством, частным сектором и использование средств зарубежных доноров. Правительство Пакистана разрабатывает различные программы и уже создало фонд в 2 млрд. рупий (32 млн. долл.), США намерены предоставить 2,3 млн. долл., 25 известных местных и зарубежных пакистанцев ради изменения социальных условий в стране пожертвовали 2,5 млн. долл. Средства будут направляться на развитие образования, здравоохранения. Пакистан является первой страной в развивающемся мире, создавшей национальный корпус волонтеров из 228514 человек, который будет нести образование и просвещение в массы, начиная с начальных классов(7).

Пакистанские власти надеются, что такая форма сотрудничества, как государственно-частное партнерство принесет положительные плоды, о чем говорит опыт некоторых зарубежных стран.

1) http://ru.wikipedia.org/24.06.2008.

2) Pakistan Observer. 25.08.2007.

3) The Nation. 18.08.2007.

4) Pakistan Observer. 10.10.2007.

5) The News. 10.01.2008.

6) Dawn. 30.11.2007.

7) Pakistan Observer. 01.11.2007.

52.24MB | MySQL:103 | 0,496sec