Федеральное правительство Сомали и его государства-члены после длительных обсуждений и консультаций договорились о непрямой избирательной формуле для проведения предстоящих национальных выборов. В совместном коммюнике, опубликованном после подписания соглашения, поясняется, что в соответствии с новым соглашением Национальная независимая избирательная комиссия (NIEC), которой поручено осуществлять надзор за избирательным процессом в стране, распускается. Для проведения следующих выборов будет создана новая избирательная комиссия, в состав которой войдут представители федерального правительства и государственных образований на территории бывшего Сомали. После падения правительства Сиада Барре в 1991 году в Сомали не было выработано по понятным причинам всеобщего прямого голосования, и с тех пор в стране проводятся непрямые выборы. Предстоящие выборы станут шестыми по счету, которые пройдут в сложных социально-экономических, политических условиях и условиях безопасности. После серии встреч, направленных на сглаживание разногласий и достижение консенсуса по наиболее спорным вопросам, соглашение последовало за четвертым раундом переговоров, который в конечном итоге потребует одобрения нижней палаты парламента Сомали. Об этом ясно заявил президент Мохамед Абдуллахи Мохамед (Фармаджо) в своей речи в прошлом месяце, когда он заявил, что парламент рассмотрит любое избирательное соглашение до того, как оно вступит в полную силу. Это означает, что по умолчанию для того, чтобы любая сделка имела легитимность, она нуждается в одобрении парламента, а, если еще проще, — одобрение значительной части племенной верхушки.
Нынешнее соглашение несет в себе отличительные черты избирательного процесса 2016 года и предусматривает, что 101 делегат от каждого избирательного округа будет голосовать за каждого депутата в рамках района, который будет включать два округа в каждом федеральном государстве-члене, принимающем региональные выборы. В рамках этого соглашения отбор делегатов будет осуществляться в сотрудничестве с традиционными старейшинами, гражданским обществом и федеральными государствами-членами. Этот же процесс в 2016 году позволил делегатам от каждого избирательного округа избрать своего депутата по клановой формуле. Хотя это та же самая формула непрямых выборов, можно утверждать, что увеличение числа участвующих делегатов до 101 позволяет большему числу заинтересованных сторон избирательного округа участвовать в отборе своих потенциальных депутатов. Соглашение предусматривает 30-процентную квоту для женщин, а также право парламентов федеральных государств-членов избирать сенаторов в верхнюю палату парламента. Новое соглашение также аннулирует ключевые компоненты предыдущих соглашений, достигнутых в городе Дусамариб, которые, в отличие от этого нового соглашения, предполагало, что граждане будут участвовать в непрямых выборах и голосовать за кандидатов, выбранных политическими партиями в соответствии с племенным соглашением 4:5. В рамках соглашения избирательный процесс начнется 1 ноября, а ответственность за проведение выборов будет возложена на национальные и региональные правительства в течение всего этого процесса. Это новое избирательное соглашение исключает возможность введения всеобщего избирательного права, как неоднократно предлагал NIEC, которая вплоть до июня этого года предполагала, что должны состояться общенациональные выборы, но позже она это заявление отозвала. Критики уже давно утверждают, что проведение упорядоченных, своевременных выборов с всеобщим избирательным правом невозможно в нынешних условиях безопасности и материально-технического обеспечения в Сомали. Однако в коммюнике из 15 пунктов, опубликованном после заключения сделки, ясно говорится, что предстоящие парламентские и президентские выборы в стране будут проведены в рамках непрямого избирательного соглашения. Это беспрецедентный прорыв после нескольких месяцев политических споров между противоборствующими сторонами по всему политическому спектру.
Тем не менее, все еще существует неопределенность, потому что никто не знает, каким образом парламент проголосует; если он скажет «нет», то весь процесс вернется на круги своя. Соглашение фактически двусмысленно в отношении дальнейшей роли парламента. Пока неясно, внесет ли он поправки в некоторые или все положения соглашения. Выбор стоит между продвижением вперед и очередным политическим тупиком. Между тем избирательный пакт совпадает с назначением премьер-министра Мохамеда Хусейна Робле, который берет на себя эту роль после того, как парламент вынес его предшественнику Хасану Али Хейре вотумом недоверия. Кстати, вопреки беспрецедентному давлению со стороны коллективного Запада. Робле — гуманитарный работник и новичок на политической сцене Сомали. Ожидается, что он сформирует кабинет министров, задача которого будет в основном заключаться в проведении выборов, что станет критическим испытанием степени политического прогресса в Сомали. Президент Формаджо поручил Робле сформировать кабинет министров, способный руководить страной в течение переходного периода до выборов. На этом фоне задача, стоящая перед новым премьер-министром, огромна, а время, оставшееся для достижения измеримых результатов, весьма ограничено в преддверии выборов.