О позиции Германии в связи с итогами видеоконференции по Ливии

В понедельник по инициативе ФРГ и генерального секретаря ООН А.Гутерриша состоялась видеоконференция по ливийской проблематике, направленная на то, чтобы дать промежуточную оценку берлинскому процессу, запущенному в начале года одноименной конференцией. В заседании, организованном в удаленном режиме, приняли участие 19 государств и 4 международные организации. Двумя ключевыми темами встречи стали эффективность эмбарго на поставки вооружений в зону конфликта, а также перспективы межливийского урегулирования. В последнем случае важно, что нынешняя конференция проходила на фоне оценок переговоров сторон конфликта в Марокко, в которых также активную роль играет ООН.

По итогам встречи глава федерального министерства иностранных дел Германии Х.Маас резюмировал: «Мы всегда говорили: стабилизация Ливии — это не спринт, это марафон. После фазы, когда она иногда даже откатывалась назад, хорошо иметь возможность сказать: сегодня мы преодолели еще один километр». Однако действительные итоги рассматриваемой конференции все же, как кажется, не выглядят столь однозначными. С одной стороны, участники согласились с тем, что центральную роль в процессе урегулирования должна играть ООН. При этом Х.Маас подчеркнул, что Берлин находится в тесном контакте со специальным посланником генерального секретаря организации по Ливии С.Уильямс.

Впрочем, точка зрения ФРГ на этот аспект в большей степени связана с отношениями страны с ООН, нежели с ливийской проблематикой. Так, в своем выступлении на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН федеральный канцлер А.Меркель, скорее, раскритиковала организацию за характер работы. Прежде всего, блокирование решений в Совете Безопасности и превалирование национальных интересов над идеалами Объединенных наций. Вследствие чего, как заявила глава германского правительства, структура нуждается в реформах, из которых Берлин надеется извлечь повышение своего статуса. При этом важно, что несмотря на возражения по поводу организационных составляющих работы, А.Меркель сочла эффективной активность ООН по укреплению мира в Афганистане и Мали. Таким образом, позиция на конференции по Ливии стала своего рода продолжением начатой на прениях Генеральной Ассамблеи риторики.

С другой стороны, наиболее проблематичным стало обсуждение эмбарго на поставки вооружений в Ливию. Причем дополнительные трудности спровоцировала негативная оценка, данная исполнению этой группы обязательств январского саммита германскими политиками. К примеру, накануне конференции представитель старшей коалиционной партии ХДС Ю.Хардт сообщил, что «Одна из основных причин продолжающейся гражданской войны заключается в том, что многие государства не соблюдают эмбарго на поставки оружия», а корень этого политик увидел в том, что наказание за него представляет собой, по его словам «выборочные санкции». Депутат от партии «Зеленых» О.Нурипур охарактеризовал политику Германии в отношении контроля над запретом поставок метафорой «свернули губы но не свистнули». Кроме того, он обвинил власти в поощрении нарушителей эмбарго, в качестве примера приведя отправку Египту германского фрегата.

Представители международного сообщества в большинстве своем также резко высказались по данной теме. Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш заявил, что «Поставки иностранного оружия и другая военная поддержка должны быть немедленно прекращены», а те, кто отказываются следовать указанной практике «ставят под сомнение фундаментальную приверженность всех участников делу мира». Схожая формулировка была внесена в итоговый документ видеоконференции. И только слова главы МИД Германии Х.Маас звучали крайне сдержанно, он отметил «осторожный оптимизм» и «признаки переосмысления с военной логики на политическую». Поставки оружия он назвал «притоком», сообщив, что без его блокирования «нет выхода из военного тупика». Размытость формулировок только усилила внутреннюю критику в адрес правительства с требованием четко обозначить международных игроков, чьи действия идут вразрез с ранее согласованными в отношении ливийского конфликта мерами.

В целом Германия оказалась на ливийском направлении в сложной ситуации, которая затрагивает не только внешнеполитические, но и внутренние аспекты. В последнем случае речь идет о давлении парламентариев, особенно оппозиционных, которые стремятся сделать более прозрачной и подотчетной деятельность правительства в таких вопросах как одобрение поставок вооружений за рубеж и выбор курса на международной арене. В числе прочего депутаты СвДП и «Зеленых» выдвинули законопроект о «предварительных и последующих дебатах» в Бундестаге в связи с участием представителей правительства в международных форумах. При этом парламентарии хотят услышать четко сформулированные цели, задачи и интересы ФРГ в связи с тем или иным мероприятием в ООН или ЕС, а также иметь возможность дать свою оценку правительственного курса.

В том, что касается внешней политики, Германия пытается спасти берлинский процесс, одновременно решая свои задачи в ООН. Причем такая тактика увязывания двух вопросов вполне может обладать перспективами. Примером тому способна послужить ситуация вокруг опубликования доклада экспертов ООН по Ливии, чье обнародование было заблокировано в конце сентября Россией и КНР. Предполагалось, что в тексте документа будут раскрыты не только государства, нарушающие запрет на экспорт вооружений в зону конфликта, но и названия конкретных компаний. При этом заместитель постоянного представителя ФРГ в ООН Г.Зауттер сообщил, что отчет, способный обеспечить «необходимую прозрачность», не смог выйти из Комитета по контролю за соблюдением санкций в Ливии из-за блокировки указанных государств, и по его инициативе проблема была вынесена в Совет Безопасности. Там, вероятно, отчет постигнет та же учесть. Соответственно, Берлин таким образом не только демонстрирует, что прилагает максимум усилий для выполнения итогов берлинской конференции, поддержанных ООН, но и стремится показать ограниченность своих возможностей при текущей расстановке сил, особенно в Совбезе. Впрочем, очевидно, что публикация отчета, равно как и любое другое обнародование списков нарушителей эмбарго, которого требуют и германские парламентарии, спровоцирует проблемы для самой Германии и ее экспорта вооружений.

62.89MB | MySQL:102 | 0,595sec