Ситуация в Алжире: сентябрь 2020 г.

3 сентября алжирские власти больно ударили по франкоязычной газете «Эль-Ватан», запретив ей публикацию государственной рекламы, за счет которой издание получало значительные средства. Санкции последовали вслед за публикацией тремя днями ранее статьи о состоянии двух сыновей бывшего начальника Генштаба Национальной народной армии (ННА) Алжира Ахмеда Салаха Гаида, скончавшегося 23 декабря 2019г. По данным издания, в их отношении проводится расследование, обоим запрещено покидать территорию Алжира.

Наказание газеты вписывается в общий климат давления на прессу и журналистов, существующий в настоящее время в Алжире, где блокирован выход ряда электронных изданий. На наказание респектабельного издания отреагировала международная организация «Репортеры без границ» (РБГ). В своем коммюнике она выразила сожаление в связи с «продолжением практики оказания давления на прессу». Она призвала алжирские власти «уважать свободу выражения мнений».

В период с 2014 по 2017 год несколько газет, в том числе «Эль-Ватан», лишались права публикации государственной рекламы. Таким образом власти наказывали их за оппозиционность в отношении бывшего главы государства Абдельазиза Бутефлики, вынужденного отказаться от власти в апреле 2019 г. под давлением «улицы» и командования ННА во главе с генералом Ахмедом Гаидом Салахом.

В условиях Алжира государство является самым крупным заказчиком рекламы, исключительные права на размещение которой имеются у Национального агентства по издательской деятельности и рекламе. Последнее по сути стало политическим инструментом властей, используемым в зависимости от редакционной политики того или иного издания.

Со своей стороны «Эль-Ватан» выступила с коммюнике, в котором признала, что публикация под заголовком «Детали одного состояния в тени генерала» вызвала «неожиданную реакцию». «Некоторые «на высоких постах» нас обвинили в том, что на первой странице (того номера газеты) было опубликовано фото генерала Гаида и тенденциозный заголовок, который наносит ущерб имиджу» армии, отмечалось в коммюнике. В нем подчеркивалось, что издание этой публикацией никак не задевало ННА.

Кстати, газета «Эль-Ватан» всегда считалась близкой к части командования ННА.

7 сентября в ходе процедуры утверждения проекта пересмотра Конституции Алжира на заседании Совета министров президент АНДР Абдельмаджид Теббун утверждал, что этот документ «отвечает требованиям» протестного движения «Хирак». «Проект находится на одной волне с требованиями строительства современного государства», — добавил он.

После одобрения Советом министров документ формально должен быть одобрен парламентом, а затем его вынесут на референдум, запланированный на 1 ноября, на день очередной годовщины начала войны за независимость (1954 – 1962).

В правительственном коммюнике утверждалось, что принятие нового основного закона приведет к «радикальному изменению модели управления», активизации «предупреждения и борьбы против коррупции», «социальной справедливости», «плюрализму в свободной и независимой прессе». Проект документа предусматривает укрепление «принципа разделения ветвей власти и равновесие между ними, оздоровление политической жизни и гласность в управлении государственным имуществом, то есть все то, что избавит страну от любого скатывания к тираническому деспотизму».

После удаления А.Бутефлики от власти в апреле 2019 г. алжирская Фемида приговорила к длительным срокам тюремного заключения ряд бывших высокопоставленных чиновников и влиятельных предпринимателей, близких к его семье, обвинив их, в частности, в коррумпированности и непотизме.

Пересмотр конституции был одним из предвыборных обещаний А.Теббуна, который, по его утверждению, тем самым протянул руку протестному движению «Хирак» с тем, чтобы «построить новый Алжир». Тем не менее проект новой конституции, подготовленный в контексте пандемии и репрессий против политической оппозиции, независимых СМИ и активистов движения «Хирак» далек от того, чтобы его приняли все алжирцы. В частности, его отверг оппозиционный альянс «Пакт за демократическую альтернативу».

13 сентября алжирские власти вновь разрешили охоту на территории страны. Запрет на нее был введен более 25 лет назад в разгар внутриалжирского противостояния (1992 – 2002) одновременно с конфискацией охотничьего оружия. Разрешение на охоту действует с 15 сентября по 15 февраля. До введения запрета в стране ежегодно отстреливалось, в частности, до 50 тысяч кабанов, у алжирцев на руках было до 1 млн единиц охотничьих ружей.

15 сентября алжирский журналист Халед Драрени, ставший символом борьбы за свободу прессы в Алжире, в суде второй инстанции получил 2 года тюрьмы строгого режима. К тому дню он уже провел за решеткой около 6 месяцев. Это означает, что он останется в заключении. 10 августа в суде первой инстанции 40-летний журналист получил 3 года тюрьмы по обвинению в «побуждении к невооруженным собраниям» и «покушении на национальное единство».

Х.Драрени попал за решетку 29 марта после того, как 7 марта освещал демонстрацию студентов в Алжире. Министр информации и  представитель правительства Алжира Аммар Бельхимер обвинил его в том, что тот никогда не имел журналистского удостоверения. Согласно законодательству – и это прекрасно знают все те, кто работал в Алжире в качестве журналиста —  только наличие такого удостоверения позволяло ему осуществлять профессиональную деятельность. Так что какие могут вопросы к алжирским властям?

Журналиста вновь судили вместе с Самиром Бенларби и Слиманом Хамитушем, двумя активистами движения «Хирак». Причем им были предъявлены одинаковые с Х.Драрени обвинения. Они получили по 4 месяца тюрьмы каждый и были освобождены в день приговора.

21 сентября на встрече с двумя представителями пишущих СМИ президент А.Теббун обвинил РБГ, которые начали международную кампанию солидарности с Х.Драрени, в стремлении «дестабилизировать» Алжир. Некоторые «страны не атакуют нас фронтально, но поручают эту миссию неправительственным организациям», сказал он.

17 сентября Национальный комитет за освобождение заключенных (НКОЗ) сообщил, что неназванный бывший полицейский, ставший активистом движения «Хирак», получил 2 года тюрьмы строгого режима. Его обвинили в создании «угрозы для агентов полиции» путем «распространения профессиональных секретов» в Интернете. По данным НКОЗ, на тот день в заключении находились порядка 45 активистов движения «Хирак».

27 сентября НКОЗ сообщил, что активист протестного движения «Хирак» Брахим Лаалами получил 3 года тюрьмы строгого режима. Процесс над ним проходил в суде города Бордж Бу Арреридж, что к юго-востоку от Алжира. В общей сложности против активиста было заведено 7 дел.

 

В тот же день Алжирская лига в защиту прав человека сообщила, что другой активист «Хирак», бывший депутат парламента Халед Тазагарт получил 1 год тюрьмы строгого режима. Его дело рассмотрел суд города Беджаия (Кабилия) уже наследующий день после ареста. Экс-депутата обвинили в «подстрекательстве к собраниям», «публикациях в социальных сетях, наносящих ущерб общественному порядку», «несоблюдении санитарных норм». Суд в Беджаие впервые вынес подобный приговор.

20 сентября второй раз за месяц, прошедший после военного переворота в Мали, в Бамако с рабочим визитом побывал глава МИД Алжира Сабри Букадум. Согласно коммюнике МИД Алжира, в Бамако он провел «серию переговоров по ситуации в Мали с несколькими малийскими акторами первого плана», и в частности, с главарем хунты полковником Ассими Гойтой и имамом Махмудом Дико. С.Букадум подтвердил намерение Алжира «сопровождать малийских братьев, так, как это он делал и раньше, в их усилиях по организации спокойного и мирного переходного процесса, который позволит вернуться к конституционному порядку».

28 сентября в ходе визита в Тунис С.Букадум подтвердил совместную позицию двух стран в пользу «политического» решения в Ливии, без иностранного вмешательства в конфликт в этой стране. В ходе встреч алжирского министра в Тунисе, обсуждались, в частности, вопросы организации визита в эту страну в скором времени президента А.Теббуна.

21 сентября Алжир превысил порог в 50 тысяч инфицированных коронавирусом с момента выявления первого случая в конце февраля, при этом ежедневный прирост числа заболевших имел на то время устойчивую тенденцию к снижению. Число умерших на тот день составило 1679, число новых случаев инфицирования – 197 – при пике в 675, зафиксированном 26 июля.

В сентябре алжирская Фемида продолжила практику вынесения суровых приговоров в отношении лиц из ближнего окружения А.Бутефлики. На сей раз 23 сентября по обвинению в коррупции были осуждены предприниматели 3 брата Кунинеф. Реда, Ноа-Тарек и Абделькадер-Карим получили по 16, 15 и12 лет тюрьмы соответственно. Скрывающаяся за границей их сестра Суад-Нур Кунинеф получила 20 лет тюрьмы заочно. Для нее выписан международный мандат на арест. Имущество всех четверых в Алжире конфисковано.

25 сентября влиятельная оппозиционная проберберская партия Объединение за культуру и демократию (ОКД) обошла запрет властей на проведение заседания Национального совета в одном из отелей Алжира, организовав это мероприятие в здании штаб-квартиры партии. В своем коммюнике ОКД осудило этот запрет, первый подобного рода с момента создания этой светской партии в 1989 г. «Власти, как представляется, выбрали политику от плохого к худшему», создавая «препятствия дебатам в обществе, в том числе внутрипартийным», отмечалось в документе. Реагируя на него, префектура Алжира объяснила свое решение мерами по борьбе с коронавирусом.

Днем ранее некоторые алжирские СМИ сообщили, что министерство юстиции потребовало лишить депутатской неприкосновенности двух оппозиционных депутатов, в том числе лидера ОКД Мохсина Бельабаса. О мотивах, побудивших ведомство сделать это, не сообщалось.

28 сентября основная исламистская партия Алжира Движение общества мира (ДОМ) приняла решение участвовать в референдуме по проекту новой конституции, однако она призвала своих сторонников голосовать против него, поскольку «не было учтено большинство наших предложений». Главное требование ДОМ – «изменение политической системы» — чтобы глава правительства назначался решением победившей на парламентских выборах партии. Исламисты из ДОМ располагают 34 депутатскими мандатами из 462, что делает их наиболее влиятельной оппозиционной партией в Алжире. С 2004 по 2012гг. ДОМ входило в состав пропрезидентской коалиции.

28 сентября в Вашингтоне было объявлено о предстоявшем визите в Алжир главы Пентагона Марка Эспера. Подчеркивалось, что это будет первый визит в Алжир американского чиновника подобного ранга за примерно 15 лет. Перед ним с таким визитом побывал в Алжире Дональд Рамсфелд в далеком 2006 г. Как было положено по региональному «протоколу», после Алжира М.Эспер направился в Марокко.

В целом, очевидно стремление исламистов из ДОМ на фоне приостановки активности движения «Хирак» канализировать его. Понятно, в своих —  том числе меркантильных – целях.

52.32MB | MySQL:103 | 0,592sec