О перспективах развития военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном после снятия эмбарго ООН

18 октября Совет Безопасности ООН, несмотря на ожесточенное сопротивление со стороны США, отменил действовавшие с 2010 года санкции на поставку наступательных вооружений Ирану. Напомним, что отмена санкций на продажу оружия Ирану в 2020 году была предусмотрена одной из статей Соглашения о всеобъемлющей программе действий (СВПД) по урегулированию иранской ядерной проблемы, подписанного в июле 2015 года в Вене. Отмена оружейного эмбарго открывает возможности как для модернизации иранских вооруженных сил, так и для увеличения прибылей экспортеров оружия в эту страну.

На протяжении последних тридцати лет ведущими поставщиками оружия в ИРИ были Китай, Россия и КНДР. Что касается военно-воздушных сил и средств ПВО, то здесь, по мнению ряда экспертов, наиболее перспективным партнером Исламской Республики может стать именно Российская Федерация. В 1980-1990-е годы КНР стала эксклюзивным поставщиком военной техники для ВВС и ПВО Ирана. На вооружение иранской армии и КСИР были приняты китайские  системы ПВО  HQ-2J и истребители-бомбардировщики F-7M.  Однако и те, и другие успели к тому времени морально устареть. Китайские системы ПВО представляли собой модернизированную версию устаревших советских установок С-75, а самолеты – советских аналогов МИГ-21. Все это не могло впечатлить иранцев. Тем более, что иранско-советское ВТС насчитывало гораздо более богатую историю. Военно-техническое сотрудничество между Москвой и Тегераном началось еще при шахской монархии, в 1960-1970-е годы прошлого века. Основными поставщиками оружия для Вооруженных сил Ирана тогда были США и Франция, но при этом и СССР имел свою долю в иранском оружейном импорте. На вооружении шахской армии имелись 400 боевых машин БМП-1, 200 колесных бронетранспортеров БТР 60-РБ, гусеничные бронетранспортеры БТР-50, артиллерийские орудия 152-мм Д-20 и 136-мм М-46, а также ракетные системы залпового огня «Град» БМ-21. Поставка советского оружия в Иран осуществлялась некоторое время и после Исламской революции, но не напрямую, а через Сирию и Ливию (реэкспорт), добро на который давала Москва. Однако в 1982 году, после репрессий, развязанных иранским руководством против коммунистической партии Туде, все поставки были прекращены. СССР стал с удвоенной скоростью снабжать оружием основного противника ИРИ – Ирак.

По информации российского востоковеда Кирилла Семенова, ВТС между СССР и Ираном возобновилось в 1989 году на фоне общей нормализации отношений между двумя государствами после визита в Москву министра иностранных дел ИРИ Али Акбара Велаяти в марте того же года. В 1989-1991 годах были пописаны советско-иранские соглашения о поставке Ирану россиских систем вооружений на сумму в 5,1 млрд долларов. В те годы Иран превратился в одного из основных клиентов советского военно-промышленного комплекса. Этими контрактами предусматривалась поставка в ИРИ   тысячи танков Т-72 и 1500 БМП-2. Поставлялись также истребители МИГ-29 и Су-24, а также покупка Ираном трех подводных лодок 877 ЕКМ.

Военно-техническое сотрудничество между Ираном и Россией было прервано в 1995 году после подписания российско-американского соглашения Гор-Черномырдин. Данный документ предусматривал выполнение российской стороной своих обязательств и поставку запчастей о 31 декабря 1999 года и прекращение после этого всякого ВТС с Ираном.

После прихода к власти в 2000 году Владимира Путина Москва отказалась выполнять эти соглашения. В 2003 году стороны подписали соглашение о передаче Ирану 300 единиц БМП-2 и 6 учебных самолетов Су-25 УБТ.  В декабре 2005 года был подписан контракт о поставке в Иран 29 систем ПВО «Тор-М1». В октябре 2007 года Россия приняла на себя обязательства о поставке Ирану 5 дивизионов систем ПВО С-300. При этом каждый дивизион имеет в своем составе 12 пусковых установок. Несмотря на это, Россия долго не выполняла взятых на себя обязательств. Отчасти это объяснялось введенными 9 июля 2010 года санкциями Совета Безопасности ООН на поставку в Иран современных видов оружия, отчасти из-за активности израильского лобби в окружении тогдашнего российского президента Дмитрия Медведева. После подписания СВПД российское правительство сняло эмбарго на поставку систем С-300 в ИРИ. Четыре дивизиона С-300 были поставлены в Иран в 2016-2017 годах.

Необходимо отметить, что за последние годы Иран сделал заметные успехи в создании собственного военно-промышленного комплекса. Прежде всего, это касается ракетостроения. К 2004 году на базе северокорейской ракеты «Нодонг» было налажено производство ракеты «Шехаб-3» на твердотопливном двигателе (первые образцы были продемонстрированы в 1998 году). Дальность полета данной управляемой ракеты – 1280 километров. Ракета оснащена пятью разделяющимися боеголовками. Ракета летит на высоте 400 километров. Точность попадания «Шехаб-3» в радиусе 30-50 метров (достаточно высокая). Ракета прошла успешные испытания.

Усовершенствованной моделью «Шехаб-3» является ракета «Шехаб-4». Ракета весом 22 тонны обладает дальностью полета 1995 -2200 километров. Двигатель работает на гептиле, что позволило некоторым западным военным аналитикам сделать вывод о возможной причастности российских специалистов к ее созданию. Первые успешные испытания были пройдены в 2004 году. Серийное производство, судя по всему, начато в 2008-2009 годах. В Иране также налажено серийное производство танков «Зульфикар», в настоящее время начался выпуск новых, более современных танков «Карар».

В то же время существуют два вида российских вооружений, которые обязательно заинтересуют иранские силовые структуры. По мнению Кирилла Семенова, ими являются управляемые военные самолеты и вертолеты. Основная часть ВВС Ирана до сих пор состоит из старых американских истребителей F-4, F-5 и F-14. Российский военный аналитик Юрий Лямин считает, что Тегеран в ближайшее время сосредоточится на частичной модернизации военно-воздушных сил страны. По его мнению, Москве стоит ожидать от иранской стороны заявок на поставку запчастей и на модернизацию самолетов МИГ-29 и Су-24 МК. Юрий Лямин также считает, что не исключены заявки иранской стороны на приобретение  20-30 новых многоцелевых истребителей. Возможно, это будут Су-30 СМ или Су-35. Также вполне ожидаем интерес иранской стороны к закупке российских многоцелевых вертолетов Ми-171. Не исключено также, что Иран будет покупать у российской стороны компоненты и технологии для того, чтобы ликвидировать отставание  в производстве авиационных и танковых двигателей.

В то же время не исключено, что на пути развития военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном могут возникнуть определенные препятствия. Учитывая партнерство между РФ и Израилем, а также развивающиеся отношения с ОАЭ и Саудовской Аравией, вполне возможен отказ Москвы в продаже Тегерану новейших систем вооружений, таких как системы ПВО С-400 и истребители Су-30 и Су-35. При этом Россия может предложить Тегерану продажу менее  продвинутых систем вооружений, которые не вызовут озабоченности в Израиле и государствах Залива. Речь идет о системах ПВО «Тор М-1» и «Панцирь», а также об истребителях МИГ-29 СМ и МИГ-35. При этом негласная сделка с Саудовской Аравией могла бы предусматривать оплату с ее стороны российских контрактов на поставку оружия в такие арабские государства как Египет, Иордания и Бахрейн.

В любом случае отмен ограничений на экспорт вооружений в ИРИ создает качественно новую военную ситуацию в регионе Ближнего Востока, позволит иранцам создать современные ВВС, устранить или сократить отставание в тех военных отраслях, где оно представляло угрозу для национальной безопасности ИРИ. Одновременно отмена международных санкций имеет большое психологическое значение. Она позволяет иранцам больше не чувствовать себя изгоями (rogue state) в мировом сообществе.

52.31MB | MySQL:106 | 0,671sec