Инфраструктурные аварии как угроза алжирской экономике

В последние недели и месяцы в алжирской энергетической отрасли произошел целый ряд серьезных аварий, вызвавших серьезные сбои в ее работе и создавших большие угрозы экспорту нефти и газа страны, от которого она получает абсолютную массу своих доходов.

Одной из причин создавшегося положения служит прогрессирующий инфраструктурный кризис в АНДР и в том числе на трубопроводной системе, обслуживающей национальную энергетическую отрасль.

Показательно, что все эти инциденты произошли непосредственно в зоне ответственности государственной компании Sonatrach. Об их серьезности свидетельствует то, что случившееся вызвало внимание самого министра энергетики Абдельмаджида Аттара, в конце октября открыто заявившего о проблемах с обслуживанием ей ряда находящихся в ее ведении инфраструктурных объектов.

И если ранее представители алжирской энергетической отрасли объясняли подобные аварии форс-мажорными обстоятельствами, то теперь её руководство признает, что подобные «случайности» вызваны и «проблемами с их сервисом». В частности, Аттар указал как минимум на четыре таких случая, произошедших за последнее время в Эль-Уэда, Эль-Баяда, Туггурта и Эль-Мерка в Хасси-Мессауд, на одном из крупнейших углеводородных месторождений.

По его словам, данные аварии, вызвавшие серьезный ущерб для ведущей алжирской экономической отрасли, в первую очередь обусловлены несоблюдением правил в работах по техническому обслуживанию объектов трубопроводной инфраструктуры.

По данным Абдельмаджида Аттара, «инцидент в Эль-Баяде вызван ошибкой, допущенной компанией, ответственной за мониторинг и обслуживание газопроводов. Что касается утечек углеводородов в Эль-Уэде, то виной тому были паводки, но для недопущения их негативного влияния нужно было защитить саму трубу перемычками, отсутствие которых в условиях наводнения вызвало ее повреждение».

Далее по данным Аттара, инцидент в Туггурте на нефтепроводе OB1 был вызван тем, что ответственные за его техническое обслуживание почему-то не обратили внимание, что труба там была проложена в 1959 г. еще при французском владычестве «и ее уже нельзя было эксплуатировать».

Схожие с вышеизложенными проблемы отмечались и в случае инцидента на соответствующем объекте в Эль-Мерке.

Показательно, что подобные происшествия произошли за весьма короткий период времени и это по данным экспертов по энергетике в АНДР служит серьезным кризисным индикатором.

По мнению алжирских специалистов энергетической отрасли, упоминание министром о «французской трубе» дополнительно свидетельствует, что нынешнее руководство АНДР совершенно забыло о необходимости вкладываться в «починку той самой трубы, которая им всегда приносила деньги», но она напомнила об этом в самый неподходящий момент.

Заметим, что алжирская трубопроводная система – явно не самая протяженная в мире и АНДР явно не принадлежит к числу государств, не имеющих средств на поддержание ее минимального функционирования.

И данные инциденты, демонстрирующие наличие вопиющих недостатков в обеспечении безопасности трубопроводов, требуют от руководства первой компании страны Sonatrach пересмотреть методы контроля и мониторинга своих объектов.

Министр энергетики сообщил, что в связи с этими инцидентами был создан руководящий комитет, объединяющий соответствующие сектора – энергетику, окружающую среду, сельское хозяйство и водоснабжение – для выявления всех рисков на трубопроводах и принятия соответствующих мер.

Признается, что в противном случае повторение подобных инцидентов не только снизит объем жизненно важного для Алжира экспорта, но и нанесет серьезный ущерб другим жизненно важным отраслям экономики страны и экологии.

Однако ясно, что при настоящем положении дел алжирский энергогигант не в состоянии обеспечить все взятые на себя задачи. Не случайно, что в связи с этим алжирское руководство всерьез рассматривает вопрос о диверсификации зон ответственности госкомпании.

Так, министр энергетики признал, что Sonatrach больше не может позволить себе «рассеиваться» в работе одновременно между маркетингом, разведкой, производством, транспортировкой, переработкой энергоресурсов», поскольку у компании больше нет финансовых или технологических ресурсов для ведения столь сложных операций».

Аттар указывает, что сейчас крайне необходимо вводить в эксплуатацию новые месторождения, иначе внутреннее потребление «съест» экспорт.

Для этого, по мнению Аттара, у Алжира имеются соответствующие возможности. По его словам, «мы потребили до настоящего времени 50% доказанных запасов энергоресурсов». Сейчас они составляют 2.5 трлн куб. м газа и 1.7 млрд тонн нефти.

Однако здесь имеются серьезные проблемы. Главная – в отсутствии необходимых для развития национальной энергоотрасли инвестиций. Причем в условиях углубляющегося мирового кризиса, когда низкая стоимость нефти и газа сохранится на неопределенное время, она будет лишь усугубляться. При таком раскладе потенциальным инвесторам будет сложно даже рассчитать, когда «отобьются» их вложения, да еще и при сохранении по отношению к ним алжирского ограничительного законодательства.

Дополнительно их разработке препятствует технологическая отсталость алжирской энергетической отрасли. Интересно, что одной из причин создавшегося положения Абдельмаджид Аттар называет уход профессиональных кадров.

Не случайно, что одновременно Аттар призвал диверсифицировать источники доходов страны, в том числе за счет сельского хозяйства и других отраслей, и снизить внутреннее потребление энергоресурсов. Так, по его признанию, «78% генерируемой Алжиром энергии потребляется домохозяйствами, а не создает национальное богатство (то есть в переводе с языка алжирских чиновников, что не вывозится для продажи за рубеж)».

В любом случае, все это свидетельствует, что алжирская экономика продолжает демонстрировать собственную хрупкость в условиях нынешнего кризиса на фоне резкого снижения собственных доходов от углеводородной энергетики.

Как представляется, одной из причин такого положения дел является неэффективность государственного управления главным активом страны.

Однако нынешнее руководство АНДР вряд ли способно решить ее – для этого ей потребуется как минимум пустить сюда «частников». Сделать подобное в отношении стратегически важной отрасли для сохранения власти в стране оно явно не в состоянии.

62.83MB | MySQL:102 | 0,573sec