Исход президентской гонки в США и перспективы для Израиля и американского еврейства

Президентские выборы в США стали для Израиля одним из самых ожидаемых событий, поскольку от исхода гонки за ключевой пост зависит не только судьба американской стратегии на Ближнем Востоке, но и политика правительства Б.Нетаньяху, последние месяцы сдерживавшего свою решимость по ряду важных вопросов необходимостью не навредить положению Д.Трампа и его администрации. Эксперты прогнозируют длительную борьбу за голоса и судебные тяжбы. При этом возникает вопрос, чем главному региональному партнеру Соединенных Штатов может угрожать победа демократического лагеря, а также как она уже успела отразиться на еврейских общинах США.

Говоря  о последнем, стоит отметить, что неопределенность обнаруживается уже в оценках итогов выборов среди американского еврейства.  С одной стороны, судя по данным опросов общественного мнения, проведенных до выборов American Jewish Commettee (AJC) и JStreet,  за Дж.Байдена могло проголосовать порядка 75% — 77 % американских избирателей еврейского происхождения. Несмотря на то, что высокий показатель в целом вписывается в электоральное поведение американских евреев, которые традиционно выступают за Демократическую партию, средний процент голосов обычно остается в границах 70%. При этом в качестве объяснений текущего явления встречаются версии как об укоренении существующей годами тенденции, так и то, что нынешнее голосование не столько выборы между двумя равнозначными кандидатами, сколько общенациональный референдум о доверии республиканской власти.

С другой стороны, Republican Jewish Coalition опубликовала свою статистику, утверждающую, что среди еврейских избирателей за Дж.Байдена проголосовали около 60% избирателей, а за Д.Трампа — порядка 30%. Несмотря на то, что последнее не означает победу во всем названном сегменте электората, для республиканского президента, набравшего в прошлый раз лишь 22% еврейских голосов — это своего рода личный рекорд. Более того, согласно информации AP VoteCast, занимающегося изучением общественного мнения США, особенно минимальным могло оказаться соотношение позиций в тех штатах, где голоса еврейских избирателей имеют наибольший вес. Так, во Флориде разрыв между кандидатами демократов и республиканцев был менее 20%. И это особенно важный знак, принимая во внимание заявления Д.Трампа и его штаба о нарушениях на выборах, а также тот факт, что судя по статистике подсчета голосов, республиканцы имеют все шансы сохранить контроль над Сенатом, что при тотальном недоверии населения, которое пытались акцентировать представители противоположного лагеря, не представлялось бы возможным.

Наконец, поляризация мнения, обнаруживающаяся в приведенных опросах, говорит о том, что Д.Трамп тотального недоверия все же не получил. Если и есть недовольство избирателей, в том числе среди представителей американских еврейских общин, то связано оно преимущественно с внутренней ситуацией, а особенно коронакризисом. В том, что касается укрепления отношений с Израилем разрыв между кандидатами в опросах также относительно незначительный. Следовательно, за 4 года, так или иначе, но Д.Трамп повысил доверие к себе не только в ортодоксальной еврейской среде.

Второй и гораздо более существенный для Израиля вопрос — политическая преемственность курсов новой и старой администрации. При сохранении президентских полномочий в руках Д.Трампа ответ на него очевиден, чего нельзя сказать о Дж.Байдене. От него ожидают смягчения линии в отношении протекционизма в торговле и, что отразиться на отношениях Вашингтона и Пекина. А значит, и Израиль потенциально будет сталкиваться с меньшим прессингом за свои контакты с КНР. В краткосрочной перспективе это может внести вклад в восстановление после кризиса, связанного с политической нестабильностью и COVID-19. Также специализированные израильские издания говорят о возможностях наращивать сотрудничество с США в сфере возобновляемых источников энергии, причем связывается прогресс в этом секторе именно с избранием Дж.Байдена.

В случае с ИРИ даже израильские эксперты говорили о потенциале нового переговорного процессе, что также подразумевает косвенное укрепление израильской безопасности. Впрочем, последний вопрос очень спорный, что проявилось еще в период работы над СВПД. В текущих реалиях, как отметил глава INSS А.Ядлин в радиоэфире, стратегическое значение израильская проблематика не получит, а будет, скорее, элементом, связанным с общерегиональной повесткой дня. В том, что касается палестино-израильского конфликта не исключена аналогичная ситуация, в которой большее внимание будет сосредоточено на палестинской стороне, отказывавшейся от контактов с командой переговорщиков Д.Трампа. Не случайно палестинская администрация открыто симпатизирует демократическому кандидату, судя по всему, вспомнив о некогда озвученном Дж.Керри тезисе, согласно которому нужно было лишь продержаться 4 года.

В свою очередь,  К.Харрис, претендующая на пост вице-президента, говорит о грядущем восстановлении отношений с палестинцами, в частности принять «немедленные меры для восстановления экономической и гуманитарной помощи палестинскому народу, решения продолжающегося гуманитарного кризиса в Газе, возобновления работы консульства США в Восточном Иерусалиме и миссии ООП в Вашингтоне». По ее логике, это должно обеспечить равенство в правах палестинцев и евреев, однако наследственный статус беженцев, закрепленный БАПОР, финансировать который команда Дж.Байдена также, судя по всему, намерена, как раз способствует обратному.

В подобном контексте многое значит курс, выработанный самим израильским правительством. По мнению А.Ядлина, кабинет министров должен будет обеспечивать координацию и согласованность с демократической администрацией, чтобы добиться учета и продвижения своих интересов. Впрочем, есть и противоположная точка зрения, по логике сторонников которой именно бескомпромиссность, свойственная Б.Нетаньяху, может позволить сохранить достижение завершившегося 4-летнего цикла, в то время как соглашательство с демократами, особенно политически менее подготовленных лидеров, рискует обернуться большим уроном для национальных интересов ближневосточной страны.

В целом до объявления результатов еще далеко, а значит, ситуация может не раз измениться не только для самих США, но и для их главного союзника, а потому делать окончательные выводы кажется преждевременным. Вместе с тем можно уже сейчас говорить о некоторых контурах сотрудничества в будущем. Связаны они с базисом американо-израильских отношений, который позволяет им оставаться одной из основ политики США в регионе и мире. А потому, так или иначе, но интересы Иерусалима Вашингтону придется принимать в расчет. И даже если администрация Дж.Байдена не будет этого делать по идеологическим соображениям, ей придется пойти на данный шаг, дабы предотвратить эскалацию конфликтов с участием Израиля, в условиях которых переговоры с ИРИ или работа на палестинском направлении не будет возможной. Настроения в среде американского еврейства, в свою очередь, говорят о том, что там сложились условия для пересмотра многолетней тактики электорального поведения.  В том случае, если Демократическая партия будет отстраняться от поддержки Израиля, тенденция на переориентацию в сторону республиканцев лишь усилиться.

52.2MB | MySQL:103 | 0,496sec