Иранские эксперты о возможных угрозах для национальной безопасности от сближения между Израилем и ОАЭ. Часть 1

14 августа было объявлено о заключении трехстороннего соглашения между ОАЭ, Израилем и США по нормализации отношений между Абу-Даби и Иерусалимом. При этом Соединенные Штаты являются посредником и гарантом в заключении данного соглашения. В совместном трехстороннем заявлении подчеркивается, что это дипломатическое достижение «откроет большой потенциал для региона». Израиль и ОАЭ полны решимости развивать отношения в таких областях как взаимные инвестиции, прямое авиационное сообщение, безопасность, технологии, телекоммуникации, здравоохранение, энергетика, туризм. Подчеркивается намерение открыть посольства на постоянной основе. В то же время в соглашении акцентируются выгоды и приобретения этого соглашения для исламского мира. В заявлении говорится о том, что мечеть Аль-Акса в Иерусалиме «открыта для всех мусульман, приходящих с добрыми намерениями, так же как и другие святые места Иерусалима открыты для мирных верующих всех религий». После официального взаимного признания значительно активизировались контакты между Израилем и ОАЭ в экономической, торговой и туристической сферах, а также сотрудничество между спецслужбами двух государств.

Подобное развитие событий не могло не вызвать беспокойство в Иране. Израиль является давним геополитическим, стратегическим и идеологическим противником ИРИ, правящая элита которой отвергает саму идею существования еврейского государства в Палестине. После активного вмешательства Ирана в сирийский конфликт на стороне законного правительства в Дамаске началось и военное противостояние. Поводом беспокойств в израильского руководства стали вооруженные формирования иранских прокси-групп (движения «Хизбалла», иракских и афганских шиитов), часть из которых разместилась в непосредственной близости от израильской границы. С 2015 года израильские ВВС регулярно наносят по ним удары. В 2018 году при посредничестве России  удалось добиться отвода проиранских вооруженных формирований на 80 километров от границы. В то же время и ОАЭ рассматривают Иран в качестве стратегического противника. Еще с шахских времен длится территориальный спор из-за островов Большой Томб, Малый Томб и Абу-Муса, которые в ОАЭ считают оккупированной Ираном территорией. В Абу-Даби и Дубае опасаются «иранской угрозы», попытки Тегерана установить контроль над аравийскими монархиями. Уязвимость ОАЭ перед возможными атаками из Ирана подтвердилась в мае 2019 года после таинственных атак на танкеры в Фуджейре, которые были приписаны проиранским йеменским хоуситам. Установление тесного партнерства между двумя его стратегическими противниками вызывает большое беспокойство в Тегеране. В иранской политической элите растет опасение того, что между двумя государствами может начаться тесное военное сотрудничество, которое впоследствии приведет к присутствию Израиля на южных границах Ирана, а, возможно, и к открытию в ОАЭ израильских военных баз. При этом особое беспокойство вызывает ситуация вокруг  Ормузского пролива, через который идет большая часть нефтяного экспорта ИРИ.

В этой связи совершенно закономерно стратегические отношения между ОАЭ и Израилем привлекают пристальное внимание со стороны иранского экспертного сообщества. На сайте «Дипломасийе ирани» была опубликована беседа с профессором университета Шахида Бехешти Али Бидгали под названием «Утвердившись в регионе Персидского залива, Израиль стремится к окружению Ирана». Корреспондент этого интернет-портала, руководителем которого является бывший министр иностранных дел ИРИ Кемаль Харрази, спрашивает у аналитика, так ли опасно установление дипломатических отношений между Израилем и ОАЭ. Ведь северные и западные соседи Ирана – Турция, Армения и Азербайджан также имеют с еврейским государством дипломатические отношения. Более того, Турция и Азербайджан ведут с Израилем масштабную торговлю. Однако израильских военных баз там не появляется. По мнению иранского эксперта, ситуация с соседями по Кавказскому и Каспийскому регионам и с соседями по Персидскому заливу радикально отличается. Северные соседи Азербайджан и Турция не видят в политике Тегерана стратегической угрозы. В то же время монархии Персидского залива опасаются утраты суверенитета и роста влияния шиитских общин. В этих условиях руководство Израиля умело играет на противоречиях между ИРИ и аравийскими монархиями. Али Бидгали отмечает стратегическую уязвимость Ирана.

Он говорит о том, что в последние годы в Израиле и США нарастало беспокойство по поводу усиления иранского влияния на Ближнем Востоке. В период «арабских революций» и борьбы против террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) иранцы смогли распространить свое влияние на Ирак и Сирию, вплоть до побережья Средиземного моря и границ Израиля. В то же время, по мнению профессора, Иран не смог использовать своего стратегического преимущества. Несмотря на региональное влияние, ИРИ фактически оказалась в изоляции после выхода США из СВПД и  вторичных американских санкций. Экономическое положение Ирана неуклонно ухудшается. Кроме того, Израиль и США ведут наступление на уже достигнутые Ираном позиции. В Ираке новое правительство Мустафы аль-Казыми начало стратегический диалог с США, стремится к разоружению иранских прокси-групп и заигрывает с аравийскими монархиями. В Сирии не прекращаются бомбардировки и ракетные обстрелы иранских объектов, а Россия, будучи как и ИРИ союзником Дамаска, этому никак не препятствует. В Ливане после начала экономического кризиса и взрыва в Бейрутском порту Запад делает все, чтобы выдавить «Хизбаллу» и ее союзников из правительства. На вопрос корреспондента интернет-портала о том, что ОАЭ может и не позволить Израилю военное присутствие на своей территории, так как это существенно осложнит их позиции в отношениях с Ираном, Али Бидгали ответил, что все здесь будет зависеть от степени давления со стороны Вашингтона. Если оно будет сильным, то ОАЭ пойдут на военный альянс с Израилем (1).

На том же портале опубликована статья Хейдара Хоссейни «Военное измерение и измерение безопасности договора об установлении отношений между ОАЭ и Израилем». В нем автор анализирует уже имеющееся на сегодняшний день военно-техническое сотрудничество между двумя ближневосточными государствами и рассматривает перспективы его расширения. Он упоминает слова госсекретаря США Майка Помпео, сказанные им в августе с.г. о том, что в реальности между ОАЭ и Израилем на протяжении 20 лет существуют экономические отношения и ВТС и сейчас им нужно только придать официальный статус. При этом иранский эксперт упоминает о статье, появившейся 25 октября 2019 года в израильской газете «Маарив» о ВТС между ОАЭ и Израилем, осуществляющемся с 2008 года. По информации «Маарив», в этом году был заключен контракт между правительством ОАЭ и израильской компанией  Metai Kokhafi о поставках аппаратуры слежения и раннего обнаружения угроз для защиты границ ОАЭ и танкеров с нефтью.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1995035
53MB | MySQL:103 | 0,516sec