Ситуация в Алжире: октябрь 2020 г.

В начале октября в Алжире приняли трех интересных визитеров. Сначала гостями начальника Генштаба Национальной народной армии (ННА) Алжира генерала Саида Шенгрихи были глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) России Дмитрий Шугаев и руководитель «Рособоронэкспорта» Александр Михеев. Российские СМИ ничего не сообщали об этом визите. По данным алжирских СМИ, в ходе визита С.Шенгрихе сделали многозначительный подарок – макет российского истребителя 5-го поколения Су-57. На фотографиях каталога предлагаемой Алжиру продукции военного назначения был замечен истребитель Су-35 на этапе сборки. Известно, что Алжир закупил истребители этого типа для Войск ПВО территории и ВВС. Визит российской делегации был призван подготовить предстоящее в декабре 2021 г. в России заседание двусторонней комиссии по ВТС.

ВТС с Алжиром – одна из самых закрытых тем. Российские официальные лица объясняют это требованием заказчика.

Примерно в это же время Алжир принял краткий визит очень редкого гостя – главы Пентагона Марка Эспера. В Алжире у него были раздельные встречи с президентом Абдельмаджидом Теббуном и делегацией военного командования во главе с генералом С.Шенгрихой. В «свите» последнего был замечен, в частности, генеральный директор Службы документации и внешней разведки генерал-майор Юсеф Бузит. Согласно официальному заявлению шефа Пентагона, на переговорах с алжирскими военными обсуждались вопросы развития двустороннего военного сотрудничества и региональной безопасности.

Ранее, в Тунисе, М.Эспер назвал Китай и Россию «стратегическими конкурентами» США, чьи интересы сталкиваются в том числе и на американском континенте.

Тем временем 26 октября стало известно, что ВВС Алжира получили из России первую партию истребителей МиГ-29М/М2. Об этом сообщил алжирский специализированный портал menadefense.net.

По его данным, «самолеты были доставлены в разобранном виде, сейчас их готовят к первым полетам на авиабазе в окрестностях города Оран».

Истребители МиГ-29М/М2 заменят самолеты МиГ-29S, состоящие на вооружении 193-й истребительной авиаэскадрильи ВВС Алжира. «Поставляемые аппараты идентичны их египетской версии», — отмечает издание.

По его данным, два контракта на поставку Алжиру эскадрильи истребителей МиГ-29М/М2 и эскадрильи Су-30МКА были подписаны с «Рособоронэкспортом» в ходе Международного авиационно-космического салона МАКС-2019.

Несмотря на связанный с пандемией запрет на проведение массовых шествий 5 октября в Алжире и в Кабилии прошли митинги и шествия. Их участники таким образом отметили очередную годовщину народного восстания 5 октября 1988 г., приведшего к отмене однопартийного режима во главе с партией Фронт национального освобождения (ФНО). Участники акций потребовали освобождения арестованных активистов протестного движения «Хирак».

В Алжире примерно до 500 человек попытались пройти в центре столицы, но быстро были рассеяны полицией. Эта акция стала первой с середины марта, когда движение «Хирак» приостановило свои регулярные пятничные шествия из-за пандемии. Она не была особо массовой, поскольку полицейские заблаговременно перекрыли въезды в столицу. Порядка 20 участников акции были задержаны.

В Кабилии (регион с преимущественно берберским населением к востоку от Алжира) шествия прошли в городах Беджаия и Акбу.

В октябрьских событиях 1988 г. по официальным данным погибли 159 человек (свыше 500 – по неофициальным). Принятый затем закон об амнистии освободил от уголовного преследования ответственных за применение силы. Протестное движение «Хирак» стало своего рода наследником протестов 1988 г.

7 октября в Алжире стартовала кампания в поддержку намеченного на 1 ноября референдума по проекту новой конституции. Ее лозунг – «Ноябрь 1954 г.- освобождение, ноябрь 2020 г. – изменения». Проект предусматривал «радикальное изменение способа управления» для того, чтобы подготовить приход «Новой республики». К тому моменту полный текст новой конституции оставался тайной для простых алжирцев. Зато он был принят без обсуждений парламентом еще в начале сентября.

8 октября известный активист движения «Хирак» Ясин Мебарки получил 10 лет тюрьмы по обвинениям в «побуждении к атеизму» и «оскорблении ислама». Ему также присудили штраф в размере 1 млн динаров (66 тысяч евро). В данном случае речь шла о самом суровом приговоре среди вынесенных по отношению к активистам движения «Хирак» как в части срока, так и в части штрафа.

14 октября 12 лет тюрьмы строгого режима получила известная алжирская предпринимательница Зулика Нашинаш, про которую говорят, что она якобы является «внебрачной дочерью» бывшего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики. «Мадам Майю» — как ее называли за глаза в окружении главы государства — обвинили в коррупции, отмывании денег, расхищении государственных средств, выводе валюты за рубеж. Вместе с ней по очередному делу от эпохи Бутефлики проходили бывшие министры Мухаммед Гази и Абдельгани Заалан, а также бывший шеф полиции Абдельгани Хамель. Каждый из них получил по 10 лет тюрьмы строгого режима.

50-летняя «мадам Майя» долгие годы имела свободный доступ в президентский дворец. Вместе с ней по 5 лет тюрьмы получили две ее дочери. В ходе процесса она утверждала, что ее покойного отца и президента связывала личная дружба. Она же признала, что получала преимущества в ее инвестиционных проектах «при помощи бывшего президента Бутефлики». Как утверждают алжирские СМИ, эти проекты позволили ей сколотить колоссальное состояние. Ее падение началось в июле 2019 г., когда при обыске в государственной резиденции (как интересно она в нее попала!) в элитном пригороде Алжира Моретти полицейские обнаружили – как утверждают – настоящую пещеру Али Бабы. Они, в частности, изъяли там алжирские динары на 800 тысяч евро, 270 тысяч евро, 30 тысяч долларов  и золотые ювелирные изделия массой 17 кг.

15 октября к 6 месяцам тюрьмы строгого режима по обвинению в клевете был приговорен патрон медийной группы «Аннахар» Анис Рахмани (настоящее имя – Мухаммед Мукаддем). Близкий к клану А.Бутефлики 49-летний журналист попал в предварительное заключение еще в феврале.

15 октября побывавший в тот день в Алжире глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан высказался за более широкое участие стран – соседей Ливии в поиске политического урегулирования кризиса в этой стране. По его оценке, их действия могут быть более эффективными по сравнению с известными «внешними державами». «Франция как и Алжир считает, что в Ливии не может быть военного решения», — сказал он после встречи с А.Теббуном. В этой связи Ле Дриан высказался за организацию встречи стран, граничащих с Ливией. Это был третий визит французского министра в Алжир с момента избрания в декабре 2019 г. А.Теббуна.

20 октября алжирский парламент по ходатайству Министерства юстиции лишил депутатской неприкосновенности лидера оппозиционной светской проберберской партии Объединение за культуру и демократию (ОКД) Мохсина Бельаббаса. Депутатской неприкосновенности по другому поводу был лишен также бывший министр при А.Бутефлике, депутат от Фронта национального освобождения (ФНО) Абделькадер Уали. Последний был обвинен в коррупции и сам отказался от иммунитета еще до голосования в парламенте.

ОКД выступила против проекта новой конституции Алжира, назвав его «тупиковым».

22 октября франко-алжирский писатель Камель Дауд обратился через газету «Либерте» к президенту А.Теббуну с призывом освободить политзаключенных с тем, чтобы «достичь примирения, которое может позволить реконструировать» разделенный Алжир. Он предложил ему помиловать «тех, кто оказался в тюрьмах из-за их особого мнения, их надежд, их убеждений или их ошибок». Среди них лауреат престижной Гонкуровской премии от 2015 г. назвал поименно, в частности, таких активистов движения «Хирак», как Ясин Мебарки, Халед Драрени, Рашид Некказ. По данным Национального комитета в защиту заключенных (движения «Хирак»), на тот день таких было около 90. Как ранее утверждал министр информации Алжира Аммар Бельхимер, «в Алжире нет политзаключенных». В 2019 г. в разгар движения «Хирак» К.Дауд не поддержал его.

24 октября канцелярия президента Алжира сообщила, что 74-летний А.Теббун самоизолировался на 5 суток после того, как у нескольких высокопоставленных чиновников его кабинета и правительства был диагностирован коронавирус. 27 октября он оказался в Центральном военном госпитале Алжира, 28 октября его перевезли в Германию для «углубленного медицинского обследования».

Еще 25 октября премьер-министр Абдельазиз Джеррад выразил сожаление в связи с поведением тех алжирцев, которые не стали выполнять предписанные властями санитарные требования, среди которых – социальная дистанция, ношение масок и использование гелей для обработки рук. По его оценке, на тот момент Алжир, как и весь мир, столкнулся с «опасной волной» роста числа инфицированных. К тому дню начиная с 25 февраля в Алжире с населением в 44 млн человек было зарегистрировано свыше 56 тысяч зараженных. Из них умерли 1914 человек, около 40 тысяч выздоровели.

26 октября официальный Высший исламский совет Алжира осудил «яростную кампанию» против ислама, что стало первой реакцией на известные заявления президента Франции Э.Макрона. Его заявление было опубликовано на страничке «Фейсбук» канцелярии президента. В составе Высшего исламского совета 15 человек, все они назначаются президентом Алжира.

В целом, о нововведениях в конституцию Алжира мы расскажем уже в следующей статье при том, что нет никаких сомнений в положительном для алжирских властей исходе референдума. Известно, что новый основной закон открывает возможность использования ННА за пределами национальной территории в составе миротворческих контингентов. На это нововведение сразу же положительно отреагировали в Европе. И это понятно – Ливию и Мали все держат в уме.

52.21MB | MySQL:103 | 0,941sec