Ливия: национальные меньшинства в контексте процесса политического урегулирования

Поскольку политические переговоры вступили в, возможно, решающую фазу прекращения гражданской войны в Ливии, международные организации предупреждают, что общины коренных народов и этнических меньшинств Ливии входят в первую десятку в мире, наиболее подверженных риску насилия. Эксперт, учрежденного в Триполи в 2011 году неправительственного Sadeq Institute, Асма Халифа анализирует сложившуюся ситуацию,  как в Ливии систематически стирается самобытность коренного населения и почему это, по ее мнению, есть авторитарная цель.

Приводим изложение материала Асмы Халифы.

В недавнем отчете Международной организации по правам меньшинств Ливия вошла в десятку худших в мире общин коренных народов и этнических меньшинств, подвергающихся наибольшему риску в 2020 году. В то время как ООН созвало политические группы и лидеров со всей страны для политических переговоров в Тунисе, чтобы положить конец гражданской войне представители коренных народов встретились в горах Нафуса, в Ливии, осудив текущие политические переговоры из-за их недостаточного представительства. Политические переговоры могут положить конец нынешней войне, но тем, кто больше всего рискует подвергнуться насилию в Ливии, возможно, придется кое-что сделать, прежде чем они найдут мир. Этнические меньшинства и коренные народы часто забываются в истории Ливии в результате стирания, произведенного десятилетиями пропаганды эпохи М.Каддафи, определявшей Ливию как «арабскую страну». На протяжении многих лет в политических процессах в Ливии меньшинствам пренебрегали или им предлагали отдельные роли в результате того, как они бросают вызов авторитарной идентичности в ее основе.

Несмотря на распространенные заблуждения, Ливия — не просто «арабская» страна. Ливия — одна из самых разнообразных в этническом и культурном отношении стран в регионе. В стране проживает по крайней мере пять различных этнических групп и субнациональных сообществ, включая амазигов, тубу и туарегов.

И амазиги, и туареги принадлежат к одной коренной группе, но отличаются друг от друга. В то время как амазигов часто называют оседлыми амазигами (или «имазигами») гор Нафуса и Зувара на западе Ливии, туареги известны своим кочевым племенным образом жизни в пустыне Сахара. Туареги являются частью амазигов и обладают собственными уникальными культурными традициями, которые отличаются от оседлых амазигов. Еще одно этническое меньшинство Ливии — это тубу, которые представляют собой совершенно иную этническую группу по сравнению с амазигами с другим языком, другими обычаями и уникальной культурой.

Тубу, как и туареги, также в основном населяли пустыни Ливии, часто пересекая границы с соседними странами. Эти этнические меньшинства и коренные народы, вместе взятые, составляют от 8 до 10% всего этнически неоднородного и разнообразного населения Ливии, насчитывающего 6 млн человек.

Несмотря на это, этнические меньшинства Ливии десятилетиями сталкивались с угнетением и изоляцией. Этнические меньшинства и коренные народы, которые открыто требуют признания их самобытности, культурных и языковых прав, не только подвергаются большему риску насилия, но и представляют собой прямую угрозу авторитаризму в Ливии. Прямое признание этнических и коренных групп бросает вызов десятилетиям авторитарной арабской националистической пропаганды, которая в своей основе отказывается принимать плюралистическое, этнически разнообразное общество из опасения, как это может стимулировать потребность в политике участия или демократии, представляющей присущее стране разнообразие

Авторитаристы часто создают идентичности, чтобы управлять посредством принуждения и ограничивать демократическое участие. Это явление характерно не только для Ливии, Ближнего Востока и Северной Африки, а также было распространено среди европейских фашистов в 1920-х и 1930-х годах, которые разрушили демократические нормы и установили свою власть в обществе путем создания новых этноцентрических идентичностей и сопутствующих нарративов.

Эти популистские нарративы позволили авторитарным сторонам представить себя представителями чистой национальной идентичности и создать политическую привлекательность для всего общества посредством пропаганды и, в свою очередь, убеждений, что авторитарные люди служат своему народу.

Этноцентрический нарратив помогает авторитарным властям установить прочный контроль над обществом и нормализует авторитарные репрессии, сначала нацеливаясь на слабые и уязвимые группы, считающиеся «чуждыми» национальной идентичности. Любая попытка бросить вызов правителю со стороны его граждан становится частью иностранного заговора против нации и ее народа, а также авторитарного защитника, который служит.

Страх перед этническими и коренными общинами в Ливии не нов, их общины пострадали от репрессий в результате вторжений, а политика Каддафи настолько глубоко укоренилась в обществе, что ей все еще удавалось сохранятся еще долгое время после его гибели в 2011 году.

Когда М.Каддафи захватил власть в результате военного переворота в 1969 году, он попытался быстро задействовать арабскую националистическую идентичность, чтобы заручиться политической поддержкой населения. Вдохновленный постколониальным видением арабского национализма Гамаля Абдель Насера в Египте, он начал формировать идентичность Ливии по образу египетского лидера. Стратегия режима арабизации языка и культуры, таким образом, не была ыфзвана ​​необходимостью преодоления колониальных влияний, как утверждалось, это была авторитарная попытка заставить этнические меньшинства и группы коренного населения ассимилироваться в новую арабскую идентичность, которая положила начало новая эра маргинализации для этих групп. С ассимиляцией последовала попытка Каддафи стереть историю. Он ошибочно утверждал, что амазиги имеют арабское происхождение, а арабский — единственный язык, на котором говорят в Ливии, описывая разнообразие языков коренных народов как «просто диалект». В 1973 году он объявил «культурную революцию», в ходе которой запретил в Ливии любую форму публикаций, касающихся амазигов. Каддафи объявил вне закона преподавание языка амазигов и регистрацию неарабских имен в органах записи актов гражданского состояния. Это до сих пор остается проблемой в Триполи, где государственные служащие отказываются регистрировать имена амазигов. Используя «Зеленую книгу» и систему государственного образования Ливии, он с раннего возраста посеял семена идеологической обработки, которые продолжают приносить плоды в государстве и обществе после падения Джамахирии. В отличие от ливийцев, считающих амазигов, туарегов и тубу коренными общинами, Каддафи сформировал представление о том, что эти группы чужды аутентичной арабской культуре Ливии и стремились ее разделить.

Таким образом, этнические меньшинства в Ливии не просто были забыты, их общины десятилетиями подвергались жестоким политическим и культурным репрессиям.

Подавление этнических меньшинств и групп коренного населения с использованием идентичности — далеко не только ливийское явление.

Арабские националисты распространили эти идеи, практику и политику на большей части территории Северной Африки и Ближнего Востока, пытаясь стереть самобытность коренных народов, которая угрожала их идеологическим проектам и захвату власти.

Эта линия продолжается до сих пор. Во время событий 2011 года в Ливии многие из сторонников Джамахирии относились к амазигам с подозрением, когда они поднимали свой собственный флаг после свержения режима Каддафи. По стране начал распространяться миф о том, что флаг амазигов был «разработан во Франции» и является частью заговора, который привел к разделению Ливии.

Арабские националисты часто пытались связать арабский язык с исламом, чтобы создать религиозную легитимность и представить свою новую политическую идентичность как подлинную. Неарабские идентичности представлялись как слегка завуалированные иностранные попытки атаковать ислам и разделить мусульман. Это, в свою очередь, усиливает осознанную потребность авторитарного правления в его силе, чтобы объединить страну и защитить ее от иностранных заговоров.

Сегодня религиозные институты продолжают эту авторитарную традицию раскольнической риторики. В 2019 году религиозный авторитет Дар аль-Ифта, в Восточной Ливии издал фетву, требующую от «ливийцев-мусульман» не молиться вместе с амазигами-ибадитами, которые, по мнению арабских националистов-салафитов, не считаются мусульманами, тем самым продемонстрировав, что религиозные учреждения в Ливии не защищены от авторитарной практики.

Десятилетия выступлений арабских националистических популистов, с финансируемыми академическими исследованиями и политики исключения создали системы, структуры и нарративы, глубоко укоренившиеся в ливийском обществе, которые жестко запрограммированы, чтобы оттолкнуть любую альтернативную авторитарную сконструированную идентичность. За десятилетия эта политика стала для ливийцев живой реальностью с социальными нормами, культурными представлениями и практиками по всей стране, которые не только политически исключают коренные группы, но и делают их социально маргинальными. Признание этого явления — основа социальных и политических изменений. Пренебрежение этим аспектом конфликта идентичности в Ливии гарантирует сохранение всех форм маргинализации, а также возможность для панарабистов и тех, кто стремится к авторитаризму, укрепить политические позиции в стране.

Событиям 2011 года в Ливии должно было дать оптимистичный политический взгляд на этнические меньшинства и коренные народы. Берберы быстро присоединились к восстанию, а фракции их вооруженных группировок сражались под знаменами повстанческого правительства Ливии. Переходный национальный совет сыграл ключевую роль в свержении Каддафи. Но роль меньшинств в восстании впоследствии не стала значимой. Амазиги приняли участие в первых демократических выборах в Ливии, которые избрали Всеобщий национальный конгресс. Глава парламента, Нури Абусахмайн — амазиг по рождению, что вселило оптимизм в этнические меньшинства и коренные народы, которые считали, что такое представительство положит конец их политической маргинализации. Этого не произошло, поскольку Абусахмайн представлял в парламенте интересы своего политического лагеря, а не требования общины амазигов.

Ключевой вопрос будет заключаться в том, как ливийцы могут примирить свои разногласия, не обращая внимания на систематические ущемление прав этнических и коренных групп Ливии?

Этнические меньшинства и группы коренного населения вышли за рамки политических постов и сосредоточили свое политическое внимание в послевоенную эпоху на конституции Ливии как на основе для признания их культурных и языковых прав и значимого утверждения себя в качестве формальной части самобытности Ливии. Однако в 2014 году Верховный совет амазигов и большая часть общины амазигов бойкотировали Собрание по разработке конституции Ливии из-за несправедливого, по их мнению, распределения мест, где арабские ливийцы получили большинство.

Это привело к тому, что этнические меньшинства Ливии оказались вне основного институционального процесса, который определит политическое будущее страны и жизнь всех ее граждан.

Ливия находится на перепутье. Соперничающие группировки находятся в состоянии войны почти десять лет и находятся на пороге нового политического процесса при посредничестве ООН по объединению страны. В рамках этого процесса будут выслушаны жалобы и будет создано новое правительство, которому необходимо будет избегать повторения ошибок прошлого, которые привели к войне. Повторим, что ключевой вопрос будет заключаться в том, как ливийцы могут примирить свои разногласия, не обращая внимания на систематические страдания этнических и коренных групп Ливии? Конституционные возможности Ливии ограничены, и ни один из текущих вариантов не может предложить значимого пути вперед для этнических меньшинств.

Независимо от предстоящего выбора, в эти документы необходимо внести поправки, чтобы признать коренные народы Ливии равными арабам. Не как «культурные составляющие» или этнические меньшинства, но как коренных жителей Ливии, а не иностранцев. Это признание не должно разделять ливийцев на тех, кто к ним принадлежит, и тех, кто не принадлежит. «Коренные» — это юридический термин в международном праве, который обеспечивает особую защиту различных культур коренных народов, а, в случае Ливии, он крайне необходим. Это определит, будет ли Ливия продолжать жить в тени авторитарного наследия Каддафи в виде социальных и политических репрессий, или перед страной откроется новая политическая глава, которая поможет ливийцам вместе преодолеть результаты его правления.

По нашей оценке, материал на тему нацменьшинств появился не случайно в эти дни (18 ноября) и именно в этой организации, приписываемой к структурам, контролируемым небезызвестным Дж.Соросом. Карта нацменьшинств вполне способна стать еще одним фактором на пути к стабилизации ситуации в Ливии, а разыграть ее могут, в первую очередь французы, оказывавшие амазигам вооруженную поддержку и считающие ливийский Феццан зоной своих интересов. Являясь универсальным инструментом в руках неоглобалистов, она может быть использована и против новых властей, в их любом сочетании, для обвинений в «авторитаризме» и «каддафизме». Во всем остальном, оценки Асмы Халифы  того, как к меньшинствам относились при Джамахирии, представляют собой классический пример выворачивания реальности наизнанку: и тубу, и туареги, и амазиги пользовались в ней равными правами с арабским населением, и, по сути, как мы указывали ранее в материалах об этническом происхождении ливийцев, на самом деле, сама постановка вопроса о точной идентичности их, чего в них больше, арабского или берберского, бессмысленна, особенно, извне Ливии.

52.04MB | MySQL:101 | 0,352sec