За 48 часов до намеченного заседания стало известно об отмене пятого раунда ливано-израильских переговоров по разграничению морской границы. С израильской стороны данный факт прокомментировали весьма сдержанно, сообщив, что «переговоры при посредничестве США были отложены до дальнейшего уведомления». При этом любопытно, что в Иерусалиме акцентировали роль Вашингтона, где сейчас внутриполитическая ситуация такова, что смещает на второй план ближневосточную проблематику. Об этом написали и израильские обозреватели, следящие за ситуацией. По их информации, администрация Д.Трампа проинформировала участников встречи об ее переносе на неопределенный срок. Более того, американские посредники даже планировали самостоятельно сообщить эту версию СМИ.
В Бейруте традиционно возложили всю ответственность на противоположную сторону. В официальном ливанском комментарии говорится об «отказе Израиля от предложений». Стоит сказать, что определенная доля справедливости в последней версии есть. По итогам последнего к настоящему моменту, четвертого раунда переговоров в ноябре сего года министр энергетики Израиля Ю.Штайниц сообщил, что Ливан «семь раз менял свою позицию в отношении демаркации морских границ…Позиция Ливана во время четвертого раунда переговоров не только противоречит его предыдущим позициям, но и противоречит позиции Ливана в отношении морских границ с Сирией, которая принимает во внимание ливанский остров вблизи границ». Тот факт, что Ливан перехватил у США инициативу и преждевременно сообщил журналистам, что переговоры не состоятся, также не свидетельствует о дружественном и позитивном настрое Бейрута по вопросу дальнейшего переговорного процесса.
Примечательно, что на прошлой неделе в израильских экспертных кругах появилась информации о давлении, которое на президента Ливана М.Ауна оказывает «Хизбалла». Согласно оценкам Jerusalem Center for Public Affairs, шиитская группировка предупредила президента, что в случае переговоров с Израилем они порвут политические связи с партией М.Ауна[i]. Также в «Хизбалле» назвали иллюзией то, что успешная демаркация границы даст возможность приступить к бурению газа и, как следствие, смягчит экономический кризис. В последних словах также есть определенная доля правоты, однако, состоит она не в потенциальном обмане Ливана, заложенном в будущую сделку, а в том, что сам процесс геологоразведки, бурения и транспортировки очень затратный и требующий дорогостоящей инфраструктуры. На нее у Бейрута средств нет, а окупаться проект в случае его успешной реализации, также начнет далеко не сразу, а через 5-10 лет. Соответственно, текущий кризис с его помощью разрешить не представляется возможным без поддержки иностранных доноров.
Основной же мотив для срыва переговоров и той инициативы в этом процессе, которую взял на себя Ливан, как кажется, состоит именно в смене американской администрации. Процесс обсуждения проблемы ливано-израильской морской границы стартовал тогда, когда было понятно, что, как минимум первый срок пребывания Д.Трампа на ключевом посту подходит к концу, а его политическое будущее выглядит неопределенным. Следовательно, в Ливане в целом и в «Хизбалле» в частности отдавали себе отчет в том, что при смене администрации изменится и набор преференций, которые можно получить от соглашения. Если от команды Д.Трампа группировка хотела смягчения давления на себя и на страну, что стало бы как раз мерой в борьбе с политическим и экономическим кризисом, то от Дж.Байдена сегодня ждут шагов в отношении Ирана и пересмотра подхода к СВПД. При таком раскладе Исламская Республика получает шанс не только стабилизироваться сама, но и расширить поддержку прокси. Таким образом, ценность диалога с Израилем нивелируется.
Впрочем, здесь есть несколько подводных камней. Первый из них состоит в т.н. переходном периоде, который уже наступил и дает возможность, судя по иранскому треку, радикально решить ряд проблем, политического прогресса в которых при новой администрации США можно не дождаться. Второй важной угрозой не только для Ливана, но и для Израиля, является то, что Дж.Байден, скорее, номинальная фигура, позволяющая возродить политику Демократической партии периода Б.Обамы. Так, ливанское издание Al-Akhbar сообщило, что в команду Дж.Байдена в случае его успешного вступления в должность, что Д.Трамп все еще оспаривает, войдут два «ястреба» из администрации Б.Обамы. Среди них бывший постоянный представитель Соединенных Штатов в ООН С.Райс. Она ранее серьезно критиковала «Хизбаллу», Иран и Сирию за подрыв ситуации в Ливане и деструктивное воздействие на страну изнутри. Вторая фигура, приход которой в Ливане прогнозируют с явным беспокойством, это Т.Блинкен. Ему сегодня прочат пост госсекретаря. А ранее, входя в президентскую администрацию, он подчеркивал необходимость проведения в Ливане демократических реформ, а также борьбы с воинствующим экстремизмом.
В целом, как кажется, основным мотивом, повлиявшем на отмену очередного раунда переговоров, является неопределенность в США, связанная как с завершающейся президентской гонкой, где еще предстоит голосование коллегии выборщиков, так и с тем, что в случае прихода команды Дж.Байдена не понятны контуры его стратегии в том числе на Ближнем Востоке. При этом ливанская сторона, а особенно «Хизбалла» рискует просчитаться, полагая, что смена президента, пусть и представляющего другую партию, приведет к полному переосмыслению ключевых внешнеполитических установок.
[i] Shapira S. Hizbullah Warns Lebanon’s President Not to Negotiate Directly with Israel // Jerusalem Center for Public Affairs. 24.11.2020. URL: https://jcpa.org/hizbullah-warns-lebanons-president-not-to-negotiate-directly-with-israel/