Алжир начинает проигрывать западносахарскую битву

Прошло 20 дней с момента возобновления западносахарского конфликта, «расконсервированного» Алжиром против Марокко спустя почти 30 лет после его «заморозки». Это достаточный срок для подведения первых итогов противостояния.

Итак, чего же добились инициаторы его «разморозки»?

Во-первых, никакого военного прогресса «спущенные с алжирского поводка» западносахарцы пока не добились. Так, например, до сих пор им не удалось захватить ни одного объекта, контролируемого марокканцами, и по-прежнему руководство первых объявляет об осуществляемых его силами массированных обстрелах позиций последних, которые, якобы, наносят им серьезный урон в живой силе и технике.

Так, сообщается об «успешных обстрелах позиций противника в долине Эль-Иш в секторе Хауза, в Амекли-Азгамле в секторе Амгала, в Змуле Умм-Хамле в секторе Умм-Драйга и в секторе Махбес», а также места базирования марокканской армии вдоль «разделяющей страну стены позора» в районе Умм-Эгелуд в секторе Ауссерд, сектор Эль-Багари, Гхлиб Адхлим в секторе Ташла, долина Альтамат в секторе Амгала, Рус-Дейрт в секторе Хауза».

Впрочем, реальных подтверждений нанесенных потерь со стороны Марокко не приводится.

Во-вторых, никакого серьезного прогресса не отмечается и на дипломатическом фронте. Ни самим западносахарцам, ни стоящим за ними алжирцам не удалось мобилизовать «международное мнение» в свою пользу против «марокканских колонизаторов», которое бы их заставило уйти из Западной Сахары.

Об этом в том числе свидетельствует поведение западносахарских дипломатов от Фронта ПОЛИСАРИО. Не случайно, что 29 ноября представитель западносахарского Фронта ПОЛИСАРИО в Париже Мухаммед Сидати осудил политику и «слепую предвзятость» Франции в пользу Марокко, «задерживающую и усложняющую задачу» Ииссии Организации Объединенных Наций по проведению референдума о самоопределении Западной Сахары (МООНРЗС).

По его мнению, тем самым Париж, традиционно сохраняющий союз с Рабатом, действует вразрез с установками ООН.

В связи с этим он призвал Миссию «принять меры для того, чтобы заставить Марокко соблюдать международное право, а Францию «прекратить подрывные действия, противоречащие международному праву и только усугубляющие несправедливость, чтобы обеспечить справедливое и мирное урегулирование конфликта, отвечающее интересам мира, безопасности и стабильности во всем регионе Магриба. Париж должен занять позицию, которая укрепила бы применение международного права, а также перестала бы быть частью этой проблемы, способствуя возвращению Марокко в поле международной законности».

Но параллельно апеллирующие к ООН западносахарцы критикуют ее же за сложившееся положение вещей. Так, «Ассоциации сахарской общины во Франции», поддерживаемые частью местной оппозиции, потребовали срочного созыва заседания Совета Безопасности «для восстановления международного права и законности, попранного международным сообществом».

Одновременно представители ПОЛИСАРИО выразили «разочарование от имени сахарцев в связи с позицией МООНРЗС и Организации Объединенных Наций, которые бездействовали перед лицом марокканской агрессии, направленной на отклонение и подрыв взятого ей на себя процесса самоопределения сахарского народа».

В свою очередь, сахарский дипломат Фронта ПОЛИСАРИО Махфуда Рехал Бида в Финляндии осудила пассивность Организации Объединенных Наций в отношении урегулирования, что и привело к срыву режима прекращения огня и развязыванию вооруженных столкновений.

По ее словам, сахарский народ стал жертвой её «безрезультатного плана, реализации которого не хватает реальной воли из-за пассивности ООН и молчания международного сообщества в отношении повторяющихся нападений и нарушений со стороны Марокко. Международному сообществу пора принять ощутимые меры, ведущие к проведению референдума по вопросу о самоопределении, а МООНРЗС следует наделить более широкими полномочиями, чтобы она могла выявлять нарушения, совершенные на оккупированных территориях».

Между тем, западносахарский посол в АНДР Абделькадер Талеб Омар признал, что «нет никаких признаков того, что марокканский режим намерен исправить свою позицию или что ООН выполнит свою миссию по прекращению экспансионистских планов Марокко, дестабилизирующих африканский континент».

На этом фоне отметим сетования этого дипломата относительно того, что Рабат в Западной Европе «мобилизует демонстрантов для удовлетворения своих колониальных вожделений угрозами», чьи акции «перебивают» антимарокканские протесты.

Делается это, по его словам, «запугиванием и покупкой совести», в том числе «блокировкой любых услуг и документы в диппредставительствах королевства в Европе» в случае отказа от участия в них выходцев из королевства.

И такое внимание к подобным действиям оппонентов не случайно. Ведь по беспристрастным оценкам митинги сторонников сохранения власти Рабата над Западной Сахарой гораздо более многочисленны, чем соответствующие акции противников её «колонизации».

В связи с этим западносахарский дипломат призвал мусульман в Европе «поддержать правду, исходя из принципов храбрости, воинственности, человеческих качеств, а также из заповедей ислама, которые призывают мусульманина поддержать своего брата, независимо от обстоятельств».

Заметим, однако, что для большинства мусульман в целом западносахарский конфликт является лишь одним из многих на планете, причем правота в нем для малосведущего человека весьма относительна.

Между тем, в Алжире усматривают слабость своего противника в том, что он, якобы, стремится «завербовать мигрантов из стран Африки к югу от Сахары в марокканскую армию, не располагающую достаточными кадрами для удержания своих позиций на фронте» и якобы поэтому марокканские власти планируют изменить закон о вербовке военных.

По алжирским данным, имеющихся в распоряжении Рабата 175 000 военных и 150 000 резервистов недостаточно, чтобы «обезопасить» 2700-километровую разделительную песчаную стену, возведенную Марокко для защиты от нападений сил Фронта ПОЛИСАРИО.

Причем, по данным же алжирских источников, слабость армии и вынудила Марокко в 2018 г. выйти из саудовской коалиции, сражающейся в Йемене, чтобы усилить свои войска в Западной Сахаре для минимизации угроз со стороны Фронта ПОЛИСАРИО.

Впрочем, на столь глубокие выводы алжирских аналитиков заметим, что Рабат действительно не против использовать в качестве пушечного мяса более дешевых иностранных солдат, но это никак не свидетельствует о его слабости. А с другой стороны, здесь можно предположить возможное стремление Рабата поссорить западносахарцев и стоящих за ими алжирцев с соседями с риском вовлечения их в вооруженное противостояние с ними.

Что же касается поддержки проалжирских сил, то едва ли не единственной сочувствующей им стран является Испания. Это обусловлено традиционным соперничеством ее с Марокко и в том числе постепенным усилением давления последнего на Мадрид по вопросу о принадлежности городов Сеута и Мелилья на африканском побережье, находящихся под испанской властью.

Но и в этом случае позиция Испании (и в целом Евросоюза) в отношении западносахарского конфликта пока сравнительно мягкая и обусловлено это опасениями, что в случае усиления ее давления на Марокко королевство еще шире приоткроет свой миграционный клапан в Европу из Африки.

Что же касается стран Африканского союза, то и они, в основном выражая солидарность с позицией Алжира, в то же время не стремятся реально воздействовать на Марокко на практике. Даже Эфиопия, где находится штаб-квартира данной организации, ведет себя весьма пассивно. В том числе из-за наличия на ее территории серьезных сепаратистских конфликтов и активных попыток Аддис-Абебы решить их силовыми действиями.

Таким образом, Эфиопии не до далекого от нее западноафриканского конфликта.

Соответственно, рассчитывать в сложившихся обстоятельствах на резкое изменение позиции Запада по отношению к западносахарскому вопросу сложно. Если, конечно, не внесут свои коррективы после окончательного подведения итогов президентских выборов в США. Впрочем, как представляется, у их администрации, кого бы там не признали главой государства, и без того много проблем, чтобы взять на себя ролль модератора западносахарскиого конфликта, о существовании которого за последние 30 лет многие забыли.

Таким образом, со стороны ПОЛИСАРИО и поддерживающего его Алжира наблюдается явная «пробуксовка», тогда как Марокко успешно использует для отражения этого выпада имеющиеся в его распоряжении ресурсы без какого-то серьезного перенапряжения своих сил.

В результате противостояние грозит затянуться с неясными перспективами для обоих реальных его участников. Во всяком случае, Алжир, испытывающий дефицит материальных (и временных) ресурсов, пока находится в более проигрышной позиции.

62.9MB | MySQL:105 | 0,613sec