Утром 7 декабря бойцы 128-го батальона ЛНА предприняли разведку боем на направлении Убари и попытались с налету захватить расположенный в этом районе тренировочный лагерь «Тинди» в котором при Джамахирии велась подготовка подразделений для действий в пустынной и горной местности. Этот объект позволяет контролировать дорогу Себха-Убари, кроме того, поблизости расположены несколько крупных нефтяных месторождений, включая знаменитое «Элефант» (Аль-Филь). Нетрудно предположить, что если бы атака увенчалась успехом, то в «Тинди» тут же были бы переброшены подкрепления ЛНА, и, скорее всего, по воздуху. Однако, нападение было отбито, кроме того, командующий т.н. силами «Юга Ливии» (Южного военного округа ПНС), многолетний наместник всего юго-запада страны, ветеран еще чадских компаний, один из немногих здравствующих настоящих боевых командиров Джамахирии, генерал Али Кенна, ныне лояльный ПНС, объявил мобилизацию подчиненных ему отрядов племенных ополчений и поднял по тревоге весь личный состав. Начав немедленную переброску подкреплений к «Тинди». В итоге, наступавшим пришлось ретироваться и весь этот район находится под контролем ПНС.
Зная порядок вещей в ЛНА и то, что за ним имеет место быть, мы предположим, что советники Х.Хафтара решили провести проверку готовности сил ПНС на этом направлении, то, что называется «разведка боем». И, заодно, обозначить угрозу южным нефтяным месторождениям. И продемонстрировать, что «силовое плечо» ЛНА, несколько ушедшее в тень на фоне развернувшегося в Ливии процесса политического диалога и поисков пути мирного урегулирования конфликта, по-прежнему «в теме». Мы не раз отмечали в материалах по текущей ситуации в Ливии, что складывающийся формат политического урегулирования исключает из него лично Х.Хафтара и всех тех, кто принимал участие в организации операции «Достоинство», особенно, в части атаки на Триполи. Условно говоря, «голуби» на востоке Ливии, в Киренаике, при всех имеющихся сложностях и нюансах, предпочтут скорее договорится с Триполитанией, нежели чем цепляться за свою «самостийность», или, паче чаяния, ожидать пока Триполи падет, и турки оттуда уберутся. Но, по всей видимости, если тактические вещи в ЛНА еще могут как-то планировать и пытаться осуществлять, со стратегией там все обстоит гораздо хуже. Это неудивительно и весьма показательно, с учетом оценки всех случившихся в последние несколько месяцев событий, и не только в Ливии.
К каким последствиям привел этот эпизод под Убари, и каков возможный сценарий развития событий?
Министр обороны ПНС, Салах аль-Нимруш пригрозил выйти из Совместного военного комитета «5 + 5» и расторгнуть соглашение о прекращении огня. В заявлении, размещенном на интернет-странице, посвященной операции Volcano Ange», и обращенном к Организации Объединенных Наций и странам, поддерживающими мир и диалог в Ливии, говорится: «Если вы не обуздаете военного преступника Хафтара и не прекратите его безрассудство, мы выйдем из соглашения «5 + 5», мы будем считать, что соглашения о прекращении огня не было, если Хафтар предпринял какие-либо военные действия».
С.аль-Нимруш выразил удивление по поводу молчания Миссии Организации Объединенных Наций в Ливии и международного сообщества, призывающих и поддерживающих мир в Ливии, в отношении передвижения тех, кого он назвал «ополченцами Хафтара», и их угрозы соглашению о прекращении огня на юге страны.
По оценке министра обороны ПНС, то, что попытались сделать «ополченцы Хафтара», не было первым подобным эпизодом в Убари, но, обычно, предшествует тому, что происходит после штурма кварталов города, сносу домов и другим преступным действиям, которые, как он выразился, пополнили список преступлений «военного преступника» Хафтара в Триполи и Тархуне.
Салах аль-Нимруш, накануне вернувшийся их Рима, коснулся деталей соглашения, которое он подписал со своим итальянским коллегой Лоренцо Геррини, отметив, что оно касается обучения и усиления оперативного потенциала сил ПНС, начиная с береговой охраны, спецназа и антитеррористических подразделений. В интервью итальянской газете Ilgiornale во время своего визита в Рим 4 декабря, аль-Намруш объяснил, что соглашение также подразумевает присутствие некоторых итальянских советников, которые будут помогать силам ПНС в реорганизации их военной структуры, в дополнение к сотрудничеству в области военной медицины и разминирования районов Триполи, пострадавших в ходе нападения сил Хафтара на столицу.
Что касается проблемы нелегальной иммиграции из Ливии, он сказал, что его правительство не получало в последние годы достаточной и ощутимой поддержки со стороны Европы, подчеркнув, что береговая охрана ПНС уже вернула более 10 тысяч иммигрантов, помешав им добраться до Европы.
«У нас недостаточно единиц и оборудования, нам нужны новые и более крупные патрульные катера, которые могут оставаться в море в течение длительного времени», пояснил министр обороны, добавив: «Я говорил об этом с министром иностранных дел Луиджи Ди Майо и министром обороны Италии, и они готовы сотрудничать с нами и проявить активность в этом направлении, и я ожидаю ощутимого результата в ближайшее время».
Что касается условий содержания 18 сицилийских рыбаков, находящихся в Бенгази более трех месяцев, он выразил сожаление по поводу их задержания силами «Достоинства», подчеркнув, что он предложил министру обороны Италии запросить вмешательства Франции, особенно с учетом того, что ее министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан имеет хорошие отношения с Хафтаром, и он может вмешаться в определенной манере для положительного решения этого вопроса.
Насчет увеличения присутствия Турции в Ливии, аль-Нимруш высказался так: «Турция является нашим стратегическим партнером, и в начале агрессии против Триполи мы направили сообщение пяти странам, включая Италию, с просьбой о поддержке, но никто не ответил», добавив: «Независимо от того, какая Турция, это нам очень помогло, турецкое присутствие важно, но мы надеемся, что Италия сделает то же самое, и в настоящее время мы пытаемся восстановить более тесное сотрудничество с Италией в области обучения и укрепления нашего военного потенциала».
Что касается возможности возобновления войны в южном регионе, он сказал: «Возможно, нет, но Хафтар и его союзники не любят проигрывать и продолжают получать поддержку от государств и их сторонников».
В части урегулирования ливийского кризиса и начала фазы мира и стабильности, министр обороны ПНС считает: «Прежде всего, мы должны обеспечить основные услуги для населения по всей стране, и через год или полтора мы сможем объявить выборы. Также необходимо добиться справедливости в отношении преступлений сил Хафтара в южной части Триполи, которые они заминировали, также затронув школы, не говоря уже о массовых захоронениях, которые были обнаружены в Тархуне. Мы отказываемся говорить с ним и не принимаем его присутствие в каких-либо переговорах, он преступник, которого следует наказать и бросить в тюрьму».
Инцидент под Убари произошел в то время, когда Миссия ООН объявила 5 декабря, что второй вариант механизмов выдвижения кандидатов для выбора исполнительной власти набрал 39 голосов из 71, и также объявила о втором раунде для принятия окончательного решения между вторым и третьим механизмами выдвижения кандидатов.
В прошлый вторник члены Ливийского форума политического диалога провели третью «виртуальную» встречу, которой на прошлой неделе предшествовали две. На повестке дня стоит создание механизма выбора нового исполнительного органа в лице Президентского совета, состоящего из президента и двух заместителей, в дополнение к отдельному правительству, действующему на всей территории Ливии и руководящему новой подготовительной фазой.
Прямые встречи и видеоконференции не смогли положить конец разногласиям по поводу выбора членов переходной исполнительной власти, которую международное сообщество хочет установить до начала следующего года во исполнение недавней резолюции Совета Безопасности ООН по Ливии и воплощения результатов Берлинской конференции.
Глава Высшего государственного совета Халед аль-Мишри обсудил 7 декабря с послом Турции в Ливии, Серхатом Аксеном во время их встречи в Триполи, развитие политической и военной ситуации в Ливии и развитие политического диалога.
Согласно заявлению пресс-службы ВГС, которое процитировано на портале «Оэа», обсуждение коснулось инцидента «нарушения» соглашения о прекращении огня «повстанческими силами Халифы Хафтара» в Убари, и их «неудавшегося» нападения на лагерь «Тинди», в котором дислоцируются силы Южного военного округа ПНС.
Со своей стороны, посол Турции подтвердил неизменную поддержку его страной усилий по примирению, высоко оценив в то же время вклад и позицию ВГС Ливии «перед лицом заграничных заговоров против Ливии и ее народа», говорится в заявлении.
Как сообщается из Бенгази, сразу после неудавшейся атаки на лагерь «Тинди» Х.Хафтар убыл в Каир, где намерен изложить египетскому президенту А.Ф.ас-Сиси видение ЛНА относительно текущего момента в Ливии.
Сам Абдель Фаттах ас-Сиси во время переговоров со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном 7 декабря, в Париже заявил, что региональные условия в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Сахельском регионе Африки имеют большое значение, в свете возрастающих рисков для национальной безопасности двух стран.
Во время пресс-конференции с Макроном в Елисейском дворце, ас-Сиси ясно дал понять, что они согласны с важностью того, чтобы международное сообщество противостояло агрессивной и провокационной политике, проводимой региональными державами — имея в виду Турцию, — которые не уважают принципы международного права и добрососедства, поддерживают террористические организации и стремятся разжечь конфликты в регионе.
Он указал на необходимость «продолжать активные усилия по урегулированию региональных споров мирным путем на основе решений международной законности», подчеркнув, что «всеобъемлющее политическое решение в Ливии, учитывающее все аспекты кризиса, является единственным способом достижения стабильности для этой страны и сохранения регионального единства».
Президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил, что он обсуждал с Абдель Фаттахом ас-Сиси ливийское досье для достижения устойчивого политического решения, над которым они работали в течение многих лет, указав на некоторые изменения, которые происходят в правильном направлении.
Во время пресс-конференции с ас-Сиси в Елисейском дворце в понедельник Макрон высоко оценил усилия Организации Объединенных Наций по спонсированию и поддержке политического диалога, который позволил добиться прогресса за последние месяцы, сказав: «Но снова существует угроза со стороны региональных держав, которые сделали Ливию ареной своего влияния, вместо того, чтобы быть местом стабильности для ливийского народа».
Он выразил намерение поддержать соглашение о прекращении огня в Ливии, в дополнение к запуску диалогового форума для принятия решения по нефтяному досье, добавив: «Мы знаем, что наемники и турки все еще находятся в поле, и мы должны найти политическое решение, чтобы избежать хаоса и раздела страны».
Макрон указал на важность роли Египта в разрешении ливийского кризиса, заявив: «Мы хотим работать согласованно с европейскими и другими партнерами в регионе, продвигаться вперед в ливийском диалоге с целью достижения политической и экономической стабильности путем восстановления нефтяного бизнеса в стране».
Президент Франции добавил, что он также обсуждал с ас-Сиси проблему Восточного Средиземноморья, выразив свое неприятие нынешней ситуации и нарушения суверенитета любой из стран, сказав: «Мы хотим сотрудничать со всеми странами Восточного Средиземноморья, чтобы сохранить региональный суверенитет, в дополнение к геополитическому сотрудничеству и на уровне энергетики».
Можно долго рассуждать, кто больше способствует стабильности и территориальной целостности Ливии, Турция с Италией или Франция с Египтом, но события под Убари, по нашей оценке, красноречиво демонстрируют, кто предпочитает говорить на языке силы. И теперь, когда «блиц» под Убари не удался, ЛНА может попробовать на прочность ПНС где ни будь под Себхой. Дело в том, что на участке от Эль-Джуфры до Сирта стороны основательно подготовились как к обороне, так и к наступлению: отрыты десятки километров траншей и рвов, выставлены минные поля, пристреляны ориентиры, и с той, и с другой стороны подтянуты системы ПВО и ведется активная воздушная и радиотехническая разведка. Южнее, географические особенности Ливии таковы, что сплошной линии фронта нет и не может быть по определению. Она и под Сиртом носит, скорее, очаговый характер с расчетом на опорные пункты, но, там, как говорится, район у всех «на слуху».
Теперь, когда среди прочего стало ясно: Али Кенна юго-запад Ливии, Мурзук и Убари не отдаст и будет защищать, а он там пользуется непререкаемым авторитетом, про военные авантюры в этом районе, можно забыть. Либо начинать там серьезную войну. Но, вчера и позавчера поступали сообщения о переброске на юг подкреплений из Триполи, по всей видимости, в ПНС отреагировали на произошедшее со всей серьезностью и не допустят угрозы южным нефтяным месторождениям. Регулярно, с точностью почтового экспресса из Турции в Ливию прибывают рейсы военно-транспортных самолетов турецких ВВС, а недавние события в Нагорном Карабахе еще раз подтвердили: турецкие военные свое дело знают. Но, вовсе не эти технические моменты играют роль: у «турецкой партии» в Ливии есть экономический, историко-культурный и религиозный подтекст, смысл, если угодно, важный и для ливийцев. Есть он и в итало-ливийских отношениях. И в том, что пытается сделать Миссия ООН по поддержке в Ливии и американские дипломаты, пускай, даже если при этом они исходят из геополитических и реальных экономических соображений США. А вот у противоположной стороны ничего этого нет – кроме стоящей за ее линией деструктивной позиции ОАЭ, чьи амбиции и претензии в последние годы, похоже, ослепили ее руководство, мнящее себя мировой державой и региональным лидером.
К сожалению, иных аргументов кроме военных у Х.Хафтара нет. Политический диалог с Триполитанией исключает его участие в нем, и это данность, которую, судя по всему, не изменить. Следовательно, у Хафтара два пути: отставка и уход в политическое небытие, либо, игра на обострение, иными словами – война, прологом к которой могут стать вот такие эпизоды как под Убари. Мы предположим, что если считать Х.Хафтара креатурой США, на счет чего, лично у автора, сомнений нет, то то, что он до сих пор еще находится при деле, санкционировано его кураторами. На предмет страховки, если вдруг процессы в Триполитании пойдут вдруг не так, всегда есть жупел, которым можно помахать перед лицом «заблудших» подопечных. Но когда процессы будут закончены к вящему удовлетворению их модераторов, а именно, США, Турции. Италии, Катара, Германии, той части их элит, которой больше не нужен хаос в Ливии, тогда «мавр сделает свое дело». То, что вместе с ним закончится и весь тот расчет тех, кто на него ставил, принимал у себя с визитами, вооружал и оснащал, оказывал пропагандистскую медийную поддержку, видимо, совсем не беспокоит авторов и идеологов таких ставок на этого деятеля. С них «не убыло» и за гораздо большие просчеты.