Иран в ожидании экономической реформы

Согласно информации газеты «Иран» от 24 августа с.г., совсем недавно президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду пришлось отчитываться перед духовным лидером аятоллой Али Хаменеи о результатах, достигнутых им в качестве главы девятого правительства. То есть в докладе М. Ахмадинежада была отражена его трехгодичная деятельность в качестве главы правительства. Между тем в иранских СМИ активно обсуждается вопрос об экономической реформе, которую правительство намерено проводить. При этом сам глава правительства не упускает удобного случая отметить свои достижения в области экономического развития страны, в то время как политическая оппозиция утверждает противоположное.

На упомянутой встрече М. Ахмадинежад обратил внимание лидера на подъем экономики без учета в нем доли нефтяного сектора, указав при этом на положительные структурные изменения в бюджете страны, а также на повышение доходов от нефти. По мнению главы правительства, проведение структурных, а также поведенческих реформ остается основным приоритетом экономической политики девятого правительства. В своем докладе президент утверждал, что процесс приватизации во время его правления ускорился в десять раз. Он указал на возросшую роль рынка капитала с точки зрения как его объема, так и его отдачи. Согласно ему, ежедневный объем сделок на бирже в денежном исчислении составляет 49 млрд туманов. Президент отметил, что из 6111 постановлений и соглашений, подписанных нынешним правительством, уже выполнены или находятся в стадии исполнения 90%. К заслугам своего правительства М. Ахмадинежад причислил достижения в жилищном строительстве, здравоохранении, строительстве дорог, увеличении добычи нефти и газа, перевод большого количества предприятий на газ и т.д. Особой своей заслугой президент ИРИ считает успехи в строительстве жилья. Согласно докладу, если до 2004 г. прежние правительства построили в совокупности 1 млн 50 тыс. единиц жилья, то при нынешнем правительстве эта цифра составила 1 млн 200 тыс. единиц. Наблюдается рост в размере 172% капиталовложений в сфере промышленности и промышленного экспорта, что, согласно докладу, составило за три последних года 30 млрд амер. долларов. Ахмадинежад указал также на увеличение производства электроэнергии на 12600 мегаватт, уменьшение числа безработных, увеличение в три раза бюджетных ассигнований на культуру, развитие науки и техники. В докладе подчеркнуто углубление сотрудничества промышленности с университетскими центрами: в 2004 г. в денежном исчислении оно составило 2 млрд туманов, а в нынешнем году уже достигло 500 млрд туманов. Основными причинами инфляции он назвал рост импорта, а также увеличение денежной массы и банковские операции. Что касается положения Ирана на международной арене, то, по утверждению М. Ахмадинежада, Иран находится в очень хорошем положении, развивается и оказывает свое влияние на мир. Такова оценка, данная иранским президентом деятельности своего же правительства в области экономического развития.

Несмотря на такой мажорный доклад, не все в иранском руководстве и политическом истеблишменте, включая иранский парламент, разделяют точку зрения президента на состояние иранской экономики и упрекают его в излишней поспешности и отсутствии четко проработанного проекта экономического развития страны (президента упрекают в росте безработицы, которая достигла 10%, а также инфляции, составившей 26%). Кстати, ожидания о передаче подобного проекта в парламент сразу после презентации нового министра экономики и финансов не оправдались. Из опасения того, что программа экономических реформ может оказаться не проработанной в достаточной степени, многие предлагают опробовать ее в отдельно взятых административных округах (шахрестанах) с тем, чтобы выявить ее сильные и слабые стороны, и только в случае успешного исхода приступить к ее осуществлению по всей стране. Заметим, что эти опасения не случайны. Так, согласно Мохаммаду Хосейн Фарханги, члену парламентской комиссии по планированию и бюджету, «парламент выражает свое беспокойство по вопросу о выполнении проекта экономической реформы». По его мнению, в случае просчета правительства последствия неудачной экономической реформы окажутся далеко идущими не только для страны, но и для социально незащищенных слоев населения. Депутаты парламента настаивают на том, чтобы правительство предоставило в распоряжение парламента развернутый проект экономической реформы.

В свою очередь, правительство настаивает на том, что его экономическая реформа будет проводиться в жизнь в соответствии с уже действующими законами, так что, по его мнению, нет никакой необходимости в одобрении проекта реформ со стороны парламента, против чего последний категорически возражает.

Председатель парламентского центра исследований Ахмад Тавакколи заявил, что парламент не имеет никакого представления о проекте экономической реформы. «С уверенностью могу заявить, — сказал он, — что в случае ее осуществления рост инфляции составит более 50%». При этом средний уровень инфляции, согласно данным МВФ и Международного банка, намного превышает официальные показатели. Несмотря на признание необходимости экономической реформы, Ахмад Тавакколи заметил, что ее проведение растянется на три–пять лет.

Ни для кого не секрет, что правительство М. Ахмадинежада не желает отчитываться о деталях своей экономической реформы перед парламентом. Поэтому не удивительно, что парламент в свою очередь занял позицию обиженного. Так, согласно информационному агентству Фарс, председатель парламента Али Лариджани призвал правительство к большей прозрачности в своих действиях. По словам А. Лариджани, с одной стороны, в административных организациях отсутствует прозрачность, а с другой, широкие изменения в сфере политики и составе кадров могут принести стране существенный ущерб. Он призвал к координации действий между правительством и парламентом. По мнению специалистов, частая перетасовка кадров в правительстве М. Ахмадинежада только вредит делу экономического переустройства страны.

Следует заметить, что к числу критиков экономической реформы правительства относятся многие видные политики. Среди них особое место занимает бывший президент Ирана Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, являющийся руководителем таких авторитетных организаций, какими являются Совет экспертов и Совет по целесообразности принимаемых решений.

Во время своей встречи с экономистами провинции Хорасан А. Рафсанджани открыто критиковал деятельность нынешнего правительства в сфере экономики. А начал он с того, что упрекнул правительство в отключении населению зимой подачи газа, а летом — электроэнергии. Следует заметить, что основной причиной создавшегося неутешительного положения А. Рафсанджани назвал слабое управление. По его словам, «подобное же положение наблюдается в сферах внешней политики и культуры. Очень много лозунгов, а на практике делается наоборот». А. Рафсанджани признал, что в течение последних трех лет опекал правительство М. Ахмадинежада, поскольку об этом его просил сам духовный лидер аятолла Али Хаменеи. Однако, пояснил А. Рафсанджани, срок опекунства уже истек. Теперь бывший президент считает своим долгом критиковать промахи нынешнего правительства.

В отличие от А. Рафсанджани, Хосейн Шариатмадари, директор-распорядитель влиятельной газеты «Кейхан», полагает, что, несмотря на ошибки, допущенные М. Ахмадинежадом в период президентства, он является верным сыном революции, и следовательно, можно ожидать, что такие великие люди, каким является А. Рафсанджани, поддержат М. Ахмадинежада, как родного сына, в его деятельности. По этому вопросу один из депутатов из лагеря фундаменталистов, Мехди Кучекзаде, позволил себе реплику в адрес бывшего президента: «Если это можно назвать заботой со стороны А. Рафсанджани, то теперь, видать, настал черед за переворотом!»

Все эти прения по вопросу о путях претворения в жизнь экономической программы, помимо сугубо технических вопросов, без сомнения, имеют под собой и личностные мотивы — не надо забывать, что поражение в президентской гонке А. Рафсанджани потерпел от новичка М. Ахмадинежада.

Создается впечатление, что обсуждение вопросов экономической политики правительства служит ареной для ожесточенной схватки между политическими группировками. По замечанию «Асрэ Иран», «в иранском политическом истеблишменте установилась такая традиция, что если кто-то не разделяет мнения президента или придерживается противоположного взгляда, то он, без сомнения, враг. Так было при Акбар Хашеми-Рафсанджани, так и теперь при Ахмадинежаде. Дошло до того, что сторонники Ахмадинежада, без всякого на то основания, называют его оппонентов противниками Имама Махди. Следовательно, если человек — противник Ахмадинежада, то он — противник и самого Вали Асра. Не надо забывать и о том, что в свое время противников президента А. Рафсанджани называли противниками самого пророка Мухаммеда». Некоторые в Иране считают, что за критикой А. Рафсанджани также прослеживается желание вбить клин между духовным лидером, плотно опекающим М. Ахмадинежада, и А.Рафсанджани, шлейф недоверия между которыми тянется вот уже двадцать лет.

Если принять во внимание поддержку М. Ахмадинежада со стороны аятоллы А. Хаменеи, то можно допустить вероятность того, что духовный лидер и в дальнейшем будет поддерживать его начинания, в том числе и экономическую реформу. Это кажется тем более вероятным после того, как совсем недавно (24 августа с.г.), впервые за всю историю Исламской республики Иран, духовный лидер в открытую поддержал кандидатуру М. Ахмадинежада на будущих президентских выборах. Следует заметить, что все это происходит, несмотря на сильную критику экономической политики М. Ахмадинежада. Складывается такое впечатление, что поддержка президента со стороны А. Хаменеи вызвана в основном жесткой позицией президента как в вопросе об иранской ядерной программе, а также его неуступчивостью перед Западом.

52.23MB | MySQL:103 | 0,468sec