О расколе в шиитских вооруженных группировках в Ираке

Как стало известно, четыре иракские шиитские вооруженные группировки, связанные с великим аятоллой Али ас-Систани, выходят из состава Народных мобилизационных сил («Аль-Хашд аш-Шааби») и формируют параллельные иррегулярные силы. Они получат название «Мобилизация святых святынь» и будет связана с ас-Систани и религиозной властью, которую он контролирует в иракском городе Неджеф. Это событие в принципе является кульминацией политики аятоллы А.ас-Систани за последние два года по выводу шиитских вооруженных групп из-под иранского влияния с централизацией своего управления над ними. Этот раскол означает, что с этим уходом поддерживаемые Ираном «Аль-Хашд аш-Шааби» теперь лишены народной и идеологической защиты, обеспечиваемой ас-Систани, высшим шиитским авторитетом в Ираке, и это публично ставит под сомнение их лояльность и структурированность. В свое время ас-Систани сыграл важную роль в создании «Аль-Хашд аш-Шааби», выпустив в 2014 году фетву, призывающую шиитов-иракцев мобилизоваться и бороться с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) под руководством иракского правительства в составе этой структуры. Однако сразу отметим, что аятолла ас-Систани, который в данном случае выступает в качестве выразителя коллективной воли иракских шиитских клириков и элиты, категорически выступил против инициативы командира «Аль-Кудс» КСИР генерала Касема Сулеймани распустить регулярную армию и заменить ее шиитскими иррегулярными формированиями. В данном случае, как мы и сообщали ранее, вступает в силу фактор арабского национализма, к которому прибавляется еще и традиционный момент религиозной конкуренции между Неджефом и Кумом за право быть высшим шиитским авторитетом. В условиях военной экспансии ИГ и краха иракской армии тогдашний премьер-министр Нури аль-Малики воспользовался фетвой ас-Систани и сформировал «Аль-Хашд аш-Шааби»  в июне 2014 года, чтобы объединить вооруженные группировки и отдельных лиц, которые добровольно вызвались вытеснить группировку суннитских боевиков с севера и запада Ирака. Поддерживаемые Ираном шиитские группировки, такие как организация «Бадр», старейшая и крупнейшая из военизированных группировок, а также «Асаиб Ахль аль-Хак» и «Катаиб Хизбалла», наиболее мощные вооруженные группировки в Ираке, с тех пор представляют костяк «Аль-Хашд аш-Шааби». При этом по мере укрепления этой структуры и получения власти в ней лидерами, лояльными Ирану, иракское правительство потеряло контроль над этой организацией, и она стала фактически иранским придатком. Несмотря на получение финансирования и материально-технического снабжения от иракского правительства, подавляющее большинство группировок «Аль-Хашд аш-Шааби»  не подчиняются приказам начальника Генерального штаба Вооруженных сил Ирака. Более того, на последних выборах «Аль-Хашд аш-Шааби»  уже выступила как политическая партия, что вызвало уже открыто беспокойство значительной части шиитской иракской элиты, которая концентрируется вокруг аятоллы ас-Систани.
В своем объявлении о создании новой структуры 1 декабря командиры боевой дивизии «Аббас», бригады «Али Аль-Акбар», бригады «Ансар аль-Марджия» и дивизии « Имам Али» подчеркнули, что в состав новых сил войдут исключительно бойцы, которые «буквально применили фетву ас-Систани и следовали его указаниям». Новые силы состоят из 15 000 бойцов и непосредственно подчиняются канцелярии главнокомандующего Вооруженными силами Ирака. По словам видного шиитского политика, который выступил на условиях анонимности, ас-Систани рассматривает поддерживаемые Ираном вооруженные группировки как «иранский коготь в Ираке» и наносит соответствующий ответный удар. «Ас-Систани неоднократно предупреждал Иран о необходимости прекратить саботировать иракские интересы, но они не восприняли его предупреждение всерьез. Он дал им двухлетнюю возможность организовать, контролировать и легализовать работу фракций, но вместо этого они упорствовали до тех пор, пока ситуация почти не вышла из-под контроля. Этим шагом он начал кусать их [вооруженные группировки]. В настоящее время они голые, одинокие, и коррупция и внутренние споры поглощают их, и то, что Иран построил за 17 лет, рухнуло за один год», — сказал этот политик. Решение об отделении четырех шиитских фракций от «Аль-Хашд аш-Шааби» в финансовом, материально-техническом и оперативном плане было первоначально подписано тогдашним премьер-министром Аделем Абделем Махди в апреле 2019 года, но поддерживаемые Ираном военизированные формирования оказали давление на его преемника Мустафу аль-Казыми, чтобы он отложил этот план. Однако поддерживаемые Ираном группировки впоследствии стремились усилить свое влияние на «Аль-Хашд аш-Шааби»  и получить более высокие посты внутри власти «незаконно и с помощью Фалеха аль-Файяда», главы этой структуры. Это побудило ас-Систани снова взять инициативу в свои руки и объявить об новом формировании. Официальной причиной стали новые кадровые назначения в «Аль-Хашд аш-Шааби»: лидер «Катаиб Хизбаллы» Абдулазиз аль-Мухаммадави («Абу Фадак») был назначен начальником штаба этой структуры, несмотря на оппозицию и отсутствие согласия со стороны М.аль-Казыми и А.ас-Систани, а лидер «Асаиб Ахль аль-Хак» был назначен командующим операциями в Багдаде. Всего планировались подписать 15 новых решений о назначении других представителей «Катаиб Хизбаллы», «Асаиб Ахль аль-Хак» и «Бадра» на разные должности в «Аль-Хашд аш-Шааби», что окончательно монополизировало бы влияние Тегерана над этой структурой. «Эти события привели нас к убеждению, что иранцы полны решимости продолжать в том же духе, и поэтому мы должны были нанести им очень сильный удар, иначе мы потеряем контроль на шиитскими группами навсегда», — заявил вышеуказанный источник.
Отделение четырех групп таким образом только окончательно подтвердило этот раскол в шиитской общине и противоположную лояльность в «Аль-Хашд аш-Шааби»  , которые, возможно, уже невозможно преодолеть. В частности, в социальных сетях уже началась кампания, в рамках которой «Аль-Хашд аш-Шааби»   стала именоваться «лоялистской мобилизацией», подчеркивая их верность Ирану и его верховному лидеру Али Хаменеи. Раскол также усилил давление на поддерживаемых Ираном шиитских лидеров, которые настаивали на своей лояльности к ас-Систани, но на самом деле выполняли приказы Ирана. Теперь им будет почти невозможно сидеть на двух стульях. Одновременно создание новой структуры дало новый импульс на выход из «Аль-Хашд аш-Шааби»   недовольных командиров и бойцов. В частности, есть четкие данные о том, что некоторые группировки с особо коррумпированными лидерами воруют зарплату бойцов и монополизируют привилегии, которыми пользуются другие группы, такие как вооружение, кредиты и бонусы. В этой связи интерес к участию в «Мобилизации святых святынь» среди этой категории недовольных был подавляющим. Всего за неделю командование новых сил заявило, что они получили 50 000 запросов на вступление от бойцов, принадлежащих ко всем видам группировок. При этом тридцать тысяч этих просьб поступили от суннитских фракций, в то время как остальные были бойцами из шиитских фракций. Большой сюрприз заключался в том, что большинство запросов боевиков от шиитских группировок, поступали от «Катаиб Хизбаллы», «Асаиб Ахль аль-Хак» и организации «Бадр». Из этих трех фракций поступило около 3000 запросов, что в случае реализации грозит полным развалом «Аль-Хашд аш-Шааби»  . По словам командующего «Мобилизация святых святынь», «он ждет зеленого сигнала от Неджефа. Как только мы его получим, то большинство этих фракций развалится без вооруженных столкновений». Это конечно больше пропаганда и выдаваемое желаемого за действительное. Но, безусловно, нынешний раскол серьезно минимизирует уровень влияние Тегерана среди шиитских военизированных групп в Ираке.

62.85MB | MySQL:102 | 0,460sec