Ливия: о росте поставок наркотиков в страну

Внутриполитические перипетии и геополитические интриги вокруг Ливии ставят на второй план многие другие аспекты жизни в этой стране и связанных с ней процессов. Если одним из последствий уничтожения Джамахирии в 2011 году стал развал системы мониторинга за перемещением беженцев и нелегальных иммигрантов, которые при М.Каддафи, если и достигали Европы, то, скорее, как исключение, нежели правило, и все, что творится вокруг этой проблемы достаточно подробно и регулярно освещается в СМИ, то, тема контрабанды   остается в тени.

Между тем, почти 1 500 км береговой полосы с которой открыт прямой доступ ко всем портам Южной Европы и весьма условно контролируемой теми, кто пришел к власти в Ливии после 2011 года, предоставляют контрабандистам и наркоторговцам, практически, неограниченные возможности.

Британская газета «Индепендент» сообщила, что власти Мальты предотвратили контрабанду более 600 килограммов кокаина через таможню в Фрипорте, который предназначался для Ливии, что является крупнейшим изъятием наркотиков на Мальте, отметив, что стоимость наркотиков составляет около 69 млн евро.

В статье, которая была переведена и цитируется порталом «Оэа» говорится,  что груз покинул Эквадор и проследовал транзитом через Колумбию, прежде чем был перехвачен таможней на Мальте по пути в Ливию. Кокаин был найден спрятанным внутри поддонов с растительным маслом. Должностные лица таможни провели физический осмотр контейнера, так как поддоны с товаром  выглядели более плотно скомпонованными, по сравнению с обычными, таможенные чины выгрузили и разобрали один из них.

В ходе проверки были обнаружены спрятанные внутри конструкции несущей деревянной платформы, пакеты, содержащие белое вещество, которое дает положительный результат при анализе на кокаин.  В общей сложности было обнаружено 510 пакетов, каждая весом 1,2 кг, с итоговой массой наркотического вещества в 612 кг и рыночной стоимостью 69 млн евро.

«Индепендент» сообщает, что дело было передано в отдел полиции по борьбе с наркотиками для дальнейшего расследования, в то время как дежурный судья был проинформирован о задержанной партии и назначил нескольких судебных экспертов для помощи, в то время как таможенный департамент заявил, что эта конфискованная партия наркотиков является самой большой в истории мальтийской таможни, по стоимости и количеству, обнаруженному в одной поставке.

Инцидент произошел на фоне резкого роста контрабанды наркотиков в Ливию в последнее время. 30 мая бразильская таможенная полиция получила секретную информацию о грузе наркотиков в бразильском порту Итагаи и провела обыск двух контейнеров с кукурузой, следовавших в Ливию. В третий раз за  2020 год было обнаружено 128,4 килограмма кокаина. За пять месяцев в разных европейских торговых портах было изъято 1,17 тонны наркотиков на сумму не менее 100 млн евро, и  все эти поставки предназначались для Ливии.

Итальянская газета «Авенир» в своем материале, утверждает, что торговцы наркотиками в Южной Америке, ливийские ополченцы и мальтийские преступники выступают в последнее время заодно с сицилийской мафией, известной как «Коза Ностра», лидерами преступной организации в Калабрии «Ндрангета» и некоторыми криминальными лидерами Балкан.  Если бы эксперимент по контрабанде «кокаина в масле» увенчался успехом, международная мафия открыла новые маршруты контрабанды наркотиков, проходящие через Африку и направляемые в Ливию.

В статье указывается, что в распоряжении этих преступных группировок имеется целый флотом кораблей, которые то появляются, то исчезают в нескольких милях от европейского побережья, и разветвленная сеть серия союзников и коррумпированных представителей властей, которые на все это закрывают глаза.

По странному стечению обстоятельств незаконному обороту наркотиков не уделялось много внимания, несмотря на тот факт, что торговля перемещением незаконных мигрантов является одним из основных поводов для европейской обеспокоенности ситуацией в Ливии, но это часть более крупной теневой экономики, которая, помимо наркотиков, включает в себя иные различные виды преступной деятельности, удостаивается от  Обсерватории Европейского союза по наркотикам удивительно мало внимания.

Авторы материала утверждают: «Была разработана сложная система, которая связывает ливийских преступников и лидеров ополченцев, участвующих в различных формах контрабанды и торговли людьми, с компаниями и бизнесменами, заинтересованными в незаконной торговле в Ливии, Мальте, Италии, Испании, Греции, Кипре, Албании, Черногории, Турции, Сирии, Ливане, Египте и Объединенных Арабских Эмиратах». В то время как коммерческие суда держатся подальше от Сиртского залива, чтобы не оказывать помощь в спасательных операциях мигрантам, часто тонущим в море, флот скоростных лодок, часто роботизированных, беспрепятственно пересекает этот участок со стороны Ливии, и все они везут наркотики.  Сразу несколько повстанческих группировок, действующих в прибрежных районах, находящихся и под контролем ПНС, и занятых ЛНА занялись этим бизнесом, наряду с другими традиционными, но менее доходными вещами, торговлей дизельным топливом, морепродуктами, контрабандой ювелирных изделий и оружия, буквально хлынувшего из Ливии».

В статье упоминается эпизод, когда в начале этого года и в течение нескольких последующих дней на Сицилии были найдены тела трех дайверов, имена которых не разглашаются, и некоторое количество наркотиков было обнаружены на разных пляжах, в частности, удалось собрать 600 банок гашиша, что указывает на то, что, казалось бы, недалеко от берега произошло кораблекрушение. Расследование продолжается и обещает новые сюрпризы, — утверждают ее авторы.

Гашиш — согласно данным Агентства по борьбе с наркотиками Европейского союза в настоящее время обычно транспортируется у побережья Касабланки в Атлантическом океане или между Надором в Марокко и Ораном в Алжире в Средиземном море, а также на борту рыболовных судов или торговых судов у побережья Ливии. Точно так же его транспортировка в Ливию осуществляется по морю, а перегрузка происходит прямо на берегу в контейнерных терминалах.

Согласно итальянской газете, этот маршрут, в частности, также используется для кокаина, поступающего из Мавритании или непосредственно из Южной Америки, но как наркотики попадают в центры незаконного оборота наркотиков по всей Европе?  На этом этапе сеть контрабандистов нефти выходит на сцену и участвует в процессе, помогая преступникам на Сицилии, мальтийским бандитам и высокопоставленным лицам из «Ндрангеты», единственной преступной организации в мире способной организовать перевозку океанских контейнеров, наполненные кокаином.

В последние месяцы газета «Авенир» неоднократно озвучивала и документировала действия сети, торгующую горюче смазочными  материалами из Ливии в Европу, имея в виду ополчение из города Завия и, подвергнутого международным санкциям, контрабандиста людей и топлива, Абд аль-Рахмана Милада, известного как «Баиджа», который был арестован. И  банды из Зувары, включая контрабандиста топлива, Фахми Салима бен Халифу, который, как полагают, создал преступную организацию, которая стала мишенью антимафиозной администрации округа Катания в рамках международной операции «Грязная нефть».

Что касается контрабандиста Фахми Салима бен Халифы, в газете утверждается, что он удалился в свой дом в Зуваре, прервав свои прежние частые поездки на Мальту и Сицилию, поскольку 23 августа 2017 года был арестован в Зуваре в рамках десятков внутренних операций, проводимых ливийскими ополченцами, против контрабандистов, но в отношении него никаких обвинений в контрабанде наркотиков не было выдвинуто, хотя во время обыска в его доме был обнаружен килограмм гашиша.

Авторы расследования нашли свидетельства того, что преступниками была разработана сложная морская система для обхода контроля, режима перевалки грузов и радаров, а также использования лазеек в нормативных актах и ​​отсутствия контроля на море. По этой причине итальянские и мальтийские субъекты стали ключевыми в общей эффективности контрабанды топлива и наркотиков.

Идеальное место для уловок контрабандистов находится за пределами территориальных вод Мальты, так как это своеобразная необъявленная свободная зона, созданная торговцами всеми контрабандными товарами. Она называется Херд-Бэнк, и представляет собой район с отмелями, который  из-за ее геологических характеристик, а также в случае штормов,  — поясняет Антинаркотическая обсерватория Европейского союза, —   регулярно используется для дозаправки торговых судов или даже в качестве остановки в пути в случае плохой погоды или для обслуживания судов в море,  периодов отдыха, другими словами, здесь обмениваются товары или  распределяются между несколькими судами различные грузы, которым незачем засвечиваться на таможне.

Херд-Бэнк, хорошо известная географическая точка для  незаконных морских операций и регулярно используется для перегрузки товаров с одного судна на другое, в то время как Мальта до сих пор не проявляла интереса к отправке в это район своих патрульных катеров для проведения операций. Инспекция по борьбе с наркотиками и флоты Европейского Союза также малоактивны, объясняя, что сильная сторона этой системы заключается в том, что товары часто не имеют конкретных владельцев, скрываясь за фальшивыми документами или компаниями в «офф-шорных» юрисдикциях. Аналогичным образом, морские агенты заявляют, что судовладельцы не осведомлены о загруженности судов, что часто означает, что единственные люди, которые подвергаются судебному преследованию, — это капитан и команда, в то время как определенное количество людей, необходимое для процесса контрабанды, может продолжать свою работу, в дополнение к тому факту, что озабоченность властей часто заключается в преследовании беженцев и, следовательно, в «незаинтересованности контрабандистами».

Ничего на этот счет не звучало и в штабе международной операции IRINI, что лишний раз доказывает, политика и бизнес вещи зачастую лучше не смешивать. И уж точно, не подменять одно другим.

52.26MB | MySQL:103 | 0,446sec