Турция: о форуме TRT World. Часть 6

Пять лет назад, в 2015 году, свое полноформатное вещание начал турецкий канал TRT World – англоязычная телекомпания в структуре государственно теле- и радиовещательной компании Турции TRT.

Продолжаем делать обзор выступлений на ежегодном Форуме TRT World, которому Турция стремится придать характер глобальной площадки, предлагающей альтернативный, более объективный и честный взгляд на мир. На тот мир, который невольно, а скорее сознательно, ускользает от внимания самых известных глобальных СМИ. Разумеется, ускользает на взгляд самой Турции и её руководства.

Собственно, за такой взгляд и хвалил и поздравлял, на церемонии открытия Форума, президент Реджеп Тайип Эрдоган телеканал TRT World – в лице всех: от главы телекомпании до простого техника.

Часть 5 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=74654

Третья и последняя сессия, которую мы из всего массива на Форуме TRT World разбираем, это сессия, озаглавленная «Турецкая внешняя политика: традиции, геополитика и идеология в изменяющемся мировом порядке».

Спикерами на этой сессии, которая завершала программу Форума TRT, стали Фарук Каймакчи – заместитель министра иностранных дел Турции по делам ЕС, Бурханеттин Дуран – известный политолог и генеральный координатор Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), Френсис Рикардоне – бывший посол США в Каире и в Турции и, в настоящее время, президент Американского университета в Каире, а также Иоахим Биттерлих — член правления Института Жака Делора.

Итак, перейдем непосредственно к основным тезисам, прозвучавшим от докладчиков сессии со столь многообещающим названием.

Как указал заместитель министра иностранных дел Турции по делам ЕС Фарук Каймакчи, мир сейчас переживает драматический процесс трансформаций и изменений. Это происходит, буквально, во всех областях человеческой жизни, включая политику и экономику. Также это касается и вопросов глобального управления. Эти изменения, как подчеркнул турецкий представитель МИДа, касаются «не только Турции, но и, вообще, всех».

Разумеется, главной в ряду угроз (по состоянию на 2020 г.) Фарук Каймакчи назвал пандемию коронавируса. Вторым номером в его списке идут так называемые «асимметричные угрозы», допустим, такие как терроризм. Наряду с этим происходит рост неравенства в мире между различными странами и группами населения. И, наконец, замыкает его список — проблема изменения климата.

Особняком в этом перечне стоит «над-проблема» — проблема управления в мире. Как указал заместитель министра иностранных дел Турции, мир в наше время, многократно усложнился: растут проблемы миграции. Параллельно им усиливается популизм и правые движения, в том числе, и в Европе.

На международной арене возникли новые растущие центры силы в лице Китая и Индии. Также упомянул докладчик и Россию, которую он охарактеризовал как «напористая сила». С другой стороны, как указал Файрук Каймакчи, мир наблюдает «очень постравмированное Трансатлантическое партнёрство».

Переходя непосредственно к внешнеполитическому курсу Турции на современном этапе развития, Фарук Каймакчи указал, что его страна проводит курс «360 градусов». На самом деле, этот термин введен в оборот не нынешним министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу. Звучал он и при предыдущем министре (затем – и премьер-министре) Ахмете Давутоглу.

Как указал Фарук Каймакчи, такой гибкий подход полного обзора возможностей и интересов у страны полностью укладывается в её внешнеполитические традиции.

Эти традиции определяются уникальным географическим положением Турции. Эти традиции определяются «религиозным характером региона», который является родиной трех главных мировых монотеистических религий.

При этом, как подчеркнул Фарук Каймакчи, Турция является частью Европы. И ею она стала достаточно давно – в частности, практически сразу после окончания Второй мировой войны (став членом НАТО – И.С.).

Как подчеркнул Фарук Каймакчи, это – лишь вопрос времени, когда Турция станет полноправным членом Европейского союза.

Отдельных слов заслужил контракт между Россией и Турцией на поставку туркам российских систем ПВО С-400. Как указал заместитель министра иностранных дел Турции, его страна, в этом смысле, рассчитывала на Запад. Однако, Запад отказал Турции в поставках этого критичного для страны вида вооружений. Тем самым была продемонстрирована «узость западных взглядов». В то время, как у Турции, по словам Фарука Каймакчи, должна быть альтернатива (подчеркиваем – для Турции, Россия – это запасной путь в случае пробуксовки отношений между Турцией и западными странами; кстати, и в случае с АЭС «Аккую», если обратиться к истории вопроса, ситуация была ровно такая – Россия «заместила» собой Запад, не готовый работать на предложенных турками условиях – И.С.).

Турция сегодня демонстрирует проактивный внешнеполитический курс. Однако, держит при этом в уме лозунг (Мустафы Кемаля Ататюрка, чье имя докладчик, впрочем, не упомянул – И.С.) про «Мир — на родине, мир – на земле».

Говоря о проблеме мигрантов и тех 4 млн сирийских беженцев, которые находятся на турецкой территории, как указал Фарук Каймакчи, Турция является «самым щедрым государством на планете». В ходе пандемии, Турция оказала помощь более 155 странам мира и 9 международным организациям. Более того, Турция оказывает помощь и тем 2 млн сирийцев, которые находятся в турецко-сирийском приграничье.

Фарук Каймакчи подтвердил приверженность Турции цели по тому, чтобы его страна вступила в состав Европейского союза. И, как он заметил, такая цель служит интересам самого Европейского союза. Такая ситуация, по словам докладчика, будет «win – win», то есть выигрышной для обеих сторон.

Следующим на мероприятии выступал Френсис Рикардоне – бывший посол США в Каире и в Турции и, в настоящее время, президент Американского университета в Каире.

Говоря о турецко-американских отношениях, бывший посол США в Турции указал на то, что он является «оптимистом». Сейчас в мире, как он заметил, нарастают изменения. На этом фоне у обеих стран, и у Турции, и у США, есть целый ряд общих интересов, которые должны оказать влияние. В том смысле, что «положительное влияние» на отношения.

При этом, понятно, что у каждой страны есть свои национальные интересы. Однако, как выразился бывший посол США в Турции, «sharing values matter», то есть, «имеют значение общие ценности».

Как можно понять бывшего высокопоставленного американского дипломата, он имел в виду то, что США и Турция разделяют те самые «общие ценности». О каких же общих ценностях говорит Френсис Рикардоне? — Он приводит пример с исламом, а точнее с таким явлением, как «исламофобия», о котором Турция постоянно публично говорит, и сама же с ним и борется «всеми силами и средствами».

Как заявил Френсис Рикардоне, «внутреннее разнообразие в США включает и ислам». Иными словами, мусульмане интегрированы в американскую жизнь и проблем с «исламофобией» в стране нет (то есть, получается так, что главные проблемы с исламофобией на Западе – все же, в Европейском союзе –И.С.).

Ещё одна «общая ценность» между США и Турцией, о которой заявил Френсис Рикардоне – это слоган «Мир – на родине, мир – на земле» Мустафы Кемаля Ататюрка, который вспоминал предыдущий докладчик – заместитель министра иностранных дел Турции по делам ЕС Фарук Каймакчи. Столь опытный дипломат как Ф.Рикардоне, просто по определению, не мог «пройти мимо» и не сослаться на лозунг основателя и первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Разумеется, такие отсылки всегда тепло встречаются турецкой аудиторией.

Впрочем, про «Мир – на родине, мир – на земле» слышать со стороны США достаточно странно. Даже не будем комментировать то, в чем состоит эта очевидная странность. Только ленивый в той же Турции не говорит о том, что именно США сегодня являются главными источниками нестабильности в мире и на Ближнем Востоке, в частности. И это – не рассуждения маргиналов-политологов, находящихся на периферии турецких СМИ. Речь идет о заявлениях турецких политиков, находящихся во власти, и от провластных политологов. От такой риторики даже не могут уйти представители главной оппозиционной Народно-республиканской партии, который являются главными «амбассадорами» перезагрузки отношений между Турцией и Западом.

Помимо того, что США и Турция разделяют общие ценности, по словам Ф.Рикардоне, невзирая на всю разницу между взглядами двух стран, они же «разделяют и общие проблемы». Речь, разумеется, идет о пандемии коронавируса, о климатических изменениях и о миграции.

Бывший американский посол не скупился на комплименты в адрес Турции, говоря о том, что Турция – это сильная держава, у которой – «первоклассные» дипломатические кадры, «первоклассные» военнослужащие (многие из которых прошли и продолжают проходить подготовку в США – И.С.), «первоклассная» правовая система, «первоклассная» разведка. Впрочем, здесь заметим, что ни в какой из этих характеристик в адрес Турции бывший американский посол не погрешил против истины. Все – так и есть.

С другой стороны, как напомнил американский посол, у Турции – молодое трудоспособное население и естественное, природное преимущество страны – её выгодное географическое положение.

Как указал бывший американский посол, он ожидает, что американская Администрация будет «чутка» по отношению к Турции.

Вообще, это довольно интересная ремарка бывшего посла с учетом того, что в декабре прошлого года Джо Байден более чем определенно высказался на тему своего отношения к Турции и, лично, к её президенту Реджепу Тайипу Эрдогану, а также по поводу того, как он собирается строить отношения с Турцией в том случае, если станет президентом США.

И ни о какой «чуткости», и ни о каких «общих ценностях» там речи не шло. Речь шла в его выступлении о том, что американскую политику по отношению к Турции надо ужесточить и, более того, требуется введение санкций по отношению к Турции и более активная работа с турецкой оппозицией – чтобы «вдохновить её на победу над Эрдоганом». Вряд ли, в этом можно усмотреть какой-либо повод для «оптимизма», высказанного бывшим послом США в Анкаре Френсисом Рикардоне.

Следующим докладчиком на мероприятии стал Иоахим Биттерлих — член правления Института Жака Делора.

Он отметил, что мир переживает «странное десятилетие», усиленное пандемией коронавируса. По его словам, мир сейчас не демонстрирует «стратегических рефлексов» — в том смысле, что не реагирует стратегически на возникающие вызовы, а ограничивается лишь «тактическими рефлексами». Более того, сейчас возник новый тип отношений между ЕС и Турцией. Эти отношения переживают глубокий кризис.

Как указал Иоахим Биттерлих, «мы должны рассмотреть альтернативу вступления Турции в ЕС». И, вообще, «европейцы и турки должны быть более честными». Заметим, что это – два взаимоисключающих утверждения. Честность европейцев подвела их к открытому заявлению, сделанному президентом Франции Э.Макроном буквально в лицо президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану о том, что ЕС никогда не примут Турцию в свой состав. На что турецкий лидер отреагировал предельно оперативно – сразу заявил о том, что его страна тогда будет рассматривать для себя «другие варианты». И это была публичный обмен мнениями между главами Франции и Турцией.

Что же до вступления Турции в ЕС, это будет означать в нынешней ситуации лишь то, что дрязги внешнего периметра между Грецией и Кипром – с одной стороны, и Турцией и Турецкой Республикой Северного Кипра – с другой стороны, в Восточном Средиземноморье станут дрязгами ЕС внутренними.

И это — самое меньшее, к чему приведет вступление Турции в ЕС. Не говоря уже о 4 млн сирийских беженцев, находящихся на турецкой территории, которые, никуда не перемещаясь в плане своей геолокации, в одно прекрасное утро окажутся в Европе. Что, разумеется, совершенно для европейцев исключено.

Но зато не исключены такие «подарки» со стороны зарубежных спикеров на турецких мероприятиях, которые «широким жестом» приглашают взять Турцию в ЕС – к удовольствию принимающей турецкой стороны. К слову сказать, не только этот докладчик «грешит» такой «щедростью». В свое время и США обещали «поддержать турецкое желание вступить в ЕС», на что получили сразу жесткую отповедь из ЕС, что те сами разберутся с кандидатами на вступление в свои ряды и предложили США не вмешиваться.

И, наконец, завершал сессию и Форум в целом один из ведущих политологов Турции, генеральный координатор Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции Бурханеттин Дуран.

Начал Бурханеттин Дуран свое выступление с того, что перечислил подробно все те вызовы, с которыми сталкивается современный мир. В них он выделил два момента. Первый момент заключается в том, как будет выглядеть «постковидный мир». Второй вопрос заключается в том, как будет выглядеть главная мировая держава в «посттрамповскую эпоху».

Достаточно любопытно, что Бурханеттин Дуран указал на то, что в США Дональд Трамп уходит, но, по его мнению, трампизм остается там же. Сейчас США будут продолжать искать новый баланс сил с Китаем и с Россией. Скорее всего, будет наблюдаться перезагрузка отношений и сближение США с Европой.

В целом, Бурханеттин Дуран отметил, что есть большая проблема с Трансатлантическим союзом. В регионах своего прежнего доминирования, США оставили множество вакуумов силы. И многие из них, как подчеркнул Бурханеттин Дуран заполнены со стороны России «по низкой цене» (буквально at a low price).

«Турецко-российские отношения — это не бремя для Запада», а возможность, как указал Бурханеттин Дуран. Ведь «Турция балансирует Россию» в Сирии, Ливии и в Нагорном Карабахе. Это — важная роль Турции для Запада, как отметил турецкий политолог.

«Отношения (особые – И.С.) между Эрдоганом и Путиным, в этом смысле, — это преимущество для Запада».

И, наконец, про саму суть нынешней проактивной турецкой внешней политики. Характерная цитата турецкого политолога: «Турецкий активизм — идеологически не мотивирован, а определяется реальностью и возникшим вакуумом силы».

Можно считать эти цитаты — квинтэссенцией взглядов в нынешнем, уже как два десятка лет, турецком руководстве на отношения с Россией и на то, как их можно выгодно для себя подать на Западе – в том духе, что Турция балансирует Россию, чтобы она не выходила за некоторые черты «дозволенного», поскольку больше Россию балансировать некому.

Иными словами, нет у Турции никакой идеологии, а резкая активизация Турции в последние годы — это лишь от нормального желания соблюсти и поддержать баланс в опустевшем от Запада регионе, «задешево» заполненном Россией. Неоосманизм, пантюркизм и проч. — это штампы и досужие домыслы «диванных политологов», направленные на то, чтобы дискредитировать Турцию.

Полагаем это достойным аккордом, завершающим Форум TRT World, который подсветил современную турецкую внешнюю политику по всем её направлениям, включая отношения между страной и Западными странами – США и ЕС, а также отношения между Турцией и Россией. В которых 2020-й год, и события в Идлибе и, в особенности, в Нагорном Карабахе, вызвал к жизни множество вопросов и факторов неопределенности, которые перейдут в 2021 год и с которыми придется разбираться.

62.87MB | MySQL:102 | 0,632sec