О признании США полного суверенитета Марокко над Западной Сахарой

Если следующая администрация США поддержит последнее решение Вашингтона признать марокканский контроль над спорным западносахарским регионом, то это событие станет крупным дипломатическим прорывом для Рабата, хотя это может привести к обострению напряженности как внутри страны, так и с африканскими соседями Марокко. Белый дом и марокканский королевский двор подтвердили 10 декабря, что Израиль и Марокко решили установить полноценные дипломатические отношения. В рамках соглашения о нормализации отношений Соединенные Штаты заявили, что также признают «полный суверенитет» Марокко над Западной Сахарой. Эти параллельные соглашения предполагают, что Вашингтон обещает свое признание в обмен на нормализацию отношений Рабата с Израилем. Если избранный президент США Джо Байден выполнит это обещание и откроет американское консульство на спорной территории, это станет огромным стимулом для дипломатической стратегии Марокко по утверждению фактического суверенитета над этой территорией, поскольку глобальное влияние Вашингтона намного превышает влияние африканских и ближневосточных стран, которые недавно открыли консульства в Западной Сахаре. Рабат на протяжении десятилетий лоббировал более широкое признание своих претензий на суверенитет в Западной Сахаре и претендует на контроль примерно над 80% спорной территории, богатой фосфатами, рыбой и потенциальными запасами нефти и газа. Остальная территория контролируется поддерживаемой Алжиром Сахарской Арабской Демократической Республикой (САДР) и группировкой боевиков Фронт ПОЛИСАРИО. С тех пор как эта территория была уступлена Испанией Марокко, Рабат объявил Западную Сахару неотъемлемой частью своего королевства. Однако практически ни одна другая страна, за исключением Соединенных Штатов, не признает на сегодня марокканский суверенитет над ней. В настоящее время САДР признан 80 странами мира и является полноправным членом Африканского союза.  Претензии на суверенитет также привели к появлению региональных и международных игроков, которые либо встали на чью-то сторону, либо сыграли нейтральную роль в попытках достичь соглашения. Организация Объединенных Наций рассматривает весь этот район как «несамоуправляющуюся территорию». Франция и США активно участвовали в поддержке Марокко во время его войны против Фронта ПОЛИСАРИО в середине 1970-х и 1980-х годов. Тем временем Алжир, который был противником Марокко с тех пор, как обе страны получили независимость в 1960-х годах, поддерживает Фронт ПОЛИСАРИО против «тирании марокканского режима», а также принимает у себя огромное число сахарских беженцев. Тем не менее, несмотря на то, что большая часть Африки, включая Алжир, поддерживает притязания САДР  на Западную Сахару, он мало что делает в практическом плане для этого.  ОАЭ и Бахрейн, которые в сентябре подписали  соглашение о нормализации отношений с Израилем,  планируют открыть консульства в Марокко в Западной Сахаре, что может еще больше затруднить сохранение САДР своих притязаний на эту территорию.

Как полагают американские эксперты, марокканцы в основном приветствуют большую внешнюю поддержку притязаний их страны на суверенитет над Западной Сахарой, хотя quid pro quo («одно протии другого») израильской нормализации будет нести в себе риск внутренней реакции. Прямые рейсы и более глубокие коммерческие связи с Израилем принесут экономические выгоды, что будет положительно восринято  среди марокканской общественности. Но многие марокканцы опасаются, что новые отношения с Израилем могут привести к тому, что Рабат откажется от своей поддержки палестинской государственности. Чтобы помочь разрядить эту напряженность, марокканский король ясно дал понять, что новое соглашение не изменило официальной пропалестинской позиции правительства. Такие заверения будут иметь решающее значение для того, чтобы марокканцы не задавались вопросом, насколько быстро меняются панарабские и панисламские ценности их правительства. В этой связи марокканский король Мухаммед VI провел телефонный разговор с палестинским президентом Махмудом Аббасом  в тот же день, когда было объявлено о марокканско-израильской нормализации, заверив палестинского лидера, что Рабат твердо выступает  за принцип полной государственности для палестинских территорий.

Поддержка США притязаний Марокко в Западной Сахаре еще больше подогреет тлеющий конфликт.  На протяжении десятилетий Организация Объединенных Наций обещала сахарскому народу, населяющему этот регион, референдум о самоопределении. Марокко также предложило сахарцам автономию в обмен на признание всей территории марокканской. План автономии Марокко получил поддержку Соединенных Штатов и Франции, а откровенная поддержка Вашингтона Марокко делает еще более маловероятным проведение этого отложенного референдума.  Потенциальное создание США консульства, в частности, глубоко расстроило бы Алжир, который, вероятно, поднял бы этот вопрос по дипломатическим каналам, таким как Африканский союз, Организация Объединенных Наций и Лига арабских государств. Помимо этого такой сценарий мог бы также побудить Алжир предоставить больше оружия и материальной поддержки Фронту ПОЛИСАРИО, чтобы помочь группе оказать военное давление на Марокко.  Фронт ПОЛИСАРИО все больше разочаровывается отсутствием значимых мирных переговоров с 2008 года. В  ноябре его руководители  объявили, что  решили прекратить выполнение соглашения о прекращении огня 1991 года, которое привело к недавнему всплеску насилия в районах вблизи буферной зоны региона.

.Многие африканские страны решительно заявили, что они не хотят, чтобы Марокко получило Западную Сахару без процесса референдума под эгидой ООН, что свидетельствует о слабом восприятии среди стран континента стремления Рабата диверсифицировать свои связи в Африке. Марокко построило более глубокие коммерческие отношения и инвестиции по всей Африке к югу от Сахары после возвращения Рабата в Африканский союз в 2017 году. Эта стратегия диверсификации в какой-то позволила снизить экономическую зависимость Марокко от Европы.  Европейский союз на сегодняшний день является крупнейшим торговым партнером Марокко, и, по последним данным ЕС, примерно 65% марокканского экспорта идет в этот блок. Африканские страны, которые на сегодня открыли консульства в Западной Сахаре, включают Буркина-Фасо, Замбию и Коморские острова. Хотя эти страны важны для общего укрепления суверенитета Марокко, они не могут служить значительными альтернативными экспортными рынками по сравнению с Европой. При этом  Сенегал, Гана и Кот-Д’Ивуар оказывают все большую дипломатическую поддержку притязаниям Марокко на Западную Сахару, но другие крупные западноафриканские государства, такие как Мали, по-прежнему выступают против легитимации марокканского суверенитета на этой территории, в то время как Мавритания придерживается того, что она называет позицией “позитивного нейтралитета»

Дальнейший политический курс Рабата также будет зависеть от продолжения поддержки США со стороны новой администрации Байдена, чьи действия также повлияют на прохладную реакцию ЕС. Способность Вашингтона влиять на действия основных международных марокканских партнеров также сделает еще более важным перспективу сохранение нынешнего признания США марокканского суверенитета над Западной Сахарой. Франция и Испания являются ключевыми европейскими торговыми партнерами королевства, которые, вероятно, продемонстрируют большую готовность принять нынешнюю стратегию Марокко. Однако общий отказ Европейского Союза признать марокканский суверенитет из-за поддержки блоком референдума под эгидой ООН по Западной Сахаре (в последние годы Европейский суд неоднократно выносил решения против того, чтобы Марокко получало полную прибыль от товаров, произведенных в Западной Сахаре), скорее всего, продолжит оказывать влияние на динамику  марокканского экспорта в страны ЕС.

51.98MB | MySQL:101 | 0,523sec