Турецкое правительство увеличило свою иностранную военную помощь и гранты третьим странам на фоне санкций США, которые могут создать проблемы для многомиллиардных проектов турецкой оборонной промышленности. Анкара активизировала эту деятельность, чтобы показать, что действия США не повлияют на ее развивающуюся оборонную промышленность и не создадут проблем для операций и учений турецких военных за рубежом. 14 декабря Соединенные Штаты ввели санкции в отношении Турции в ответ на ее приобретение российской системы противовоздушной и противоракетной обороны С-400 у российского оборонного экспортного агентства «Рособоронэкспорт». Санкции США, которые были объявлены в соответствии с разделом 231 закона «О противодействии противникам Америки через санкции» (CAATSA), нацелены на Управление оборонной промышленности Турции (Savunma Sanayii Başkanlığı, SSB) и некоторых ее главных должностных лиц. Помимо его главы Исмаила Демира, управление Министерства финансов США по контролю за иностранными активами (OFAC) также добавило несколько должностных лиц SSB, включая вице-президента Фарука Йигита, главу департамента противовоздушной обороны Серхата Генчоглу и Мустафу Альпера Дениза, руководителя космических программ и региональных систем ПВО, в свой «специально назначенный список граждан и заблокированных лиц». Санкции замораживают любые активы, которые четыре чиновника могут иметь в американской юрисдикции, и запрещают им въезд в США. Они также включают запрет на большинство экспортных лицензий и разрешений агентства. «Сегодняшние действия посылают четкий сигнал о том, что Соединенные Штаты полностью выполнят раздел 231 CAATSA и не потерпят значительных сделок с российским оборонным и разведывательным секторами. Я также призываю Турцию немедленно решить проблему С-400 в координации с Соединенными Штатами», — заявил госсекретарь США Майк Помпео по поводу санкций CAATSA. Ранее США исключили Турцию из своей программы истребителей-невидимок F-35, заявив, что их использование наряду с российскими технологиями поставит под угрозу их безопасность. Вашингтон также заявляет, что российская система не будет взаимодействовать с системами НАТО. Турция утверждает, что нет никакого риска для систем НАТО, потому что они не будут интегрированы в оборонные стратегии с участием С-400, указывая при этом, что член НАТО Греция также имеет российские ракеты.
В этой связи отметим, что ряд американских экспертов придерживаются мнения о том, что с приходом Дж.Байдена в Белый дом санкционное давление на Анкару усилиться в силу соответствующего настроя ведущих членов его новой администрации. В некотором роде их коллективное настроение по этому поводу выразил на днях бывший министр обороны и ЦРУ США Роберт Гейтс, который призвал избранного президента Джо Байдена усилить давление на Турцию и высоко оценил санкции, введенные администрацией Д.Трампа в отношении Анкары в связи с ее покупкой и последующей активацией российской системы С-400. В статье, опубликованной в New-York Times на прошлой неделе,, Гейтс заявил, что санкции — это «хорошее начало», но Байден должен пойти дальше и даже рассмотреть возможность принятия мер по изоляции Турции от других стран НАТО. «Покупка Турцией российской системы ПВО С-400 на фоне неоднократных американских предупреждений должна иметь свои издержки. (Недавно введенные санкции-хорошее начало.). В Уставе НАТО нет положения об отстранении государства-члена, но возможна творческая дипломатия, включая приостановление или другие карательные шаги», — написал Гейтс. «Соединенные Штаты должны взять на себя ведущую роль в НАТО, «альянсе демократий», чтобы разработать последствия для государств — членов, таких как Турция, Венгрия и, все чаще, Польша, которые движутся к авторитаризму (или полностью приняли его)», — считает экс-глава Пентагона. Статья Гейтса была опубликована сразу после того, как министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу пообещал предпринять ответные действия против США за введение ими санкций. Министр иностранных дел Турции заявил, что еще есть возможности для улучшения отношений, но они зависят от ряда факторов, включая экстрадицию базирующегося в США священнослужителя Фетхуллы Гюлена, которого Анкара обвиняет в организации попытки государственного переворота в 2016 году, и продолжающуюся поддержку Вашингтоном прокурдских Сил народной самообороны (YPG) на севере Сирии. Через день после американского шага глава SSB Исмаил Демир, самый высокопоставленный турецкий чиновник, подвергшийся санкциям, заявил: «развитие отечественной промышленности будет продолжаться, возможно, даже быстрее. В каком-то смысле это [санкции] послужит сигналом и предупреждением».
В рамках этих деклараций 14 декабря посольство Афганистана в Анкаре распространило заявление, в котором сообщило, что Турция согласилась оказать Афганистану помощь в виде 100 млн турецких лир (около 13 млн долларов) в военной технике для афганских национальных Сил обороны и безопасности в течение следующих пяти лет плюс еще 2 млн долларов на обучение. 12 декабря Турция поставила Албании современное стрелковое оружие отечественного производства и военную форму. «В рамках соглашения, подписанного с Албанией, Турция предоставила собственные современные пехотные винтовки отечественного производства, которые успешно прошли 42 испытания по стандартам НАТО. Кроме того, властям Тираны была доставлена униформа для личного состава албанского Военно-морского флота», — сообщило Министерство национальной обороны Турции в своем твиттере. Турецкие и сомалийские военнослужащие провели морскую подготовку 12-13 декабря на лодках «Нектон», переданных сомалийским ВМС турецким правительством. «Учения проводились на судне «Гаджи Азиз» … которое эксплуатируется турецкой фирмой и служит в порту Могадишо», — подчеркивается в заявлении турецкого МНО. Турецкие и катарские войска недавно провели совместные военные учения, говорится в заявлении МНО Турции от 15 декабря. «Командование катарско-турецкой Объединенной оперативной группы совместно с командованием катарского спецназа провело учения «Объединенное коммандос-подразделение по борьбе с террористами в жилых районах»», — говорится в сообщении министерства от 16 декабря.
В своем первом публичном комментарии по поводу санкций США президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что проблемы, вытекающие из санкций, будут преодолены, и пообещал наращивать усилия по созданию независимой оборонной промышленности, критикуя Вашингтон за наказание союзника по НАТО. «Реальная цель состоит в том, чтобы блокировать успехи, которые наша страна недавно сделала в оборонной промышленности, и снова сделать нас абсолютно зависимыми от них [США]», — сказал он.