Ситуация в Марокко: ноябрь 2020 г.

4 ноября ОАЭ последовали примеру ряда других стран, открыв свое генеральное консульство в г.Эль-Аюн – административном центре марокканских сахарских провинций. Генконсульство ОАЭ стало 16-м по счету, открывшимся в Эль-Аюне и Дахле. Этот процесс начался в конце 2019 г. В Рабате считают их подтверждением марокканской принадлежности этих провинций. До этого консульства открыли 15 африканских стран. ОАЭ стали первой арабской страной, сделавшей аналогичный жест.

19 ноября стало известно, что Иордания намерена последовать примеру ОАЭ.

Сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО считает открытие консульств в сахарских провинциях «нарушением международного права и их юридического статуса как неавтономной территории».

Марокко контролирует примерно 80% территории сахарских провинций, их запасы фосфатов и рыбные ресурсы.

6 ноября примерно 200 марокканских водителей грузовиков категории TIR обратились за помощью к властям Марокко и Мавритании, заявив, что их машины заблокированы сепаратистами на пограничном переходе Гергюэрат на границе Мавритании и сахарских провинций. Действия блокираторов поддерживались 4-мя пикапами с пулеметами.

Гергюэрат (380 км к северу от Нуакшота) находится в т.н. «тампонной зоне», которая не контролируется Рабатом и вне «марокканской стены». Через него проходит автодорога, ведущая в Мавританию и далее в страны Западной Африки. «Тампонную зону» контролируют военнослужащие из Миссии ООН по организации референдума в Западной Сахаре (Minurso), созданной в 1991 г. Сепаратисты осуждают сам факт существования автодороги, по которой Марокко осуществляет торговые обмены со странами Западной Африки. В 1991 г., когда было подписано соглашение о прекращении огня, этой дороги еще не было.

9 ноября Фронт ПОЛИСАРИО предупредил, что он выйдет из действующего с 1991 г. соглашения о прекращении огня в случае, если Марокко введет своих военных или гражданский персонал  в «тампонную зону» в районе Гергюэрата. В коммюнике сепаратистов утверждалось, что накануне в указанную зону вошли подразделения марокканской Королевской жандармерии и других силовых структур. Соглашение о прекращении огня было подписано под эгидой ООН после 16 лет боевых действий.

11 ноября в Нуакшоте было объявлено о развертывании подразделений мавританской армии вдоль границы с сахарскими провинциями.

13 ноября Марокко объявило о развертывании военной операции в «тампонной зоне» в районе Гергюэрата. При этом Рабат осудил «провокации Фронта ПОЛИСАРИО». В коммюнике МИД Марокко отмечалось, что цель – операции – «прекращение блокады (грузовиков) и восстановление нормального движения для людей и товаров».

В ответ прозвучало заявление для АФП главы «МИД» сепаратистов Мухаммеда Салема ульд Салека. «Началась война. Марокко ликвидировало соглашение о прекращении огня», — утверждал он.

Со своей стороны Мавритания 13 ноября призвала стороны западносахарского конфликта к сохранению режима прекращения огня и сдержанности.

14 ноября Фронт ПОЛИСАРИО выступил с утверждением, что на границе тампонной зоны второй день идут бои. Как утверждалось в коммюнике «минобороны» САДР, распространенном накануне вечером, подразделения сепаратистов во второй половине 13 ноября совершили «массированные атаки» на «марокканскую стену» в зонах Махбес, Хауза, Ауссерд и Фарсиа, которые повлекли за собой «людские  потери у противника». Проверить эти утверждения от независимых источников было невозможно.

Со своей стороны Генштаб марокканской армии сообщил вечером 13 ноября, что пограничный переход в Гергюэрате «полностью безопасен с помощью кордона, выставленного Королевскими вооруженными силами». В коммюнике ничего не говорилось о ситуации на других участках «марокканской стены».

14 ноября мавританский источник в службах безопасности сообщил, что после 3-хнедельного перерыва возобновилось движение автотранспорта через пограничный переход в Гергюэрате. По его данным, с юга на север за день проследовали 80 трейлеров. Возобновилось движение и в обратном направлении.

16 ноября марокканское официальное агентство МАП процитировало неофициальный военный форум, согласно которому марокканские военные «ответили на огонь» сепаратистов вдоль «марокканской стены». По его данным, от огня сепаратистов никто не пострадал.

Днем ранее сепаратисты утверждали о боях вдоль «марокканской стены» протяженностью 2,7 тысяч км и мобилизации «тысяч добровольцев».

16 ноября Фронт ПОЛИСАРИО заявил, что боевые действия в Западной Сахаре продолжатся вплоть «до прекращения (марокканской) оккупации» этой территории. В тот же день Minurso подтвердила факт перестрелок между сторонами конфликта в ночь с 15 на 16 ноября. Она же сообщила о перестрелках в ночь с 16 на 17 ноября.

16 ноября в Рабате было распространено официальное коммюнике, согласно которому король Марокко Мухаммед VI «полон решимости отвечать на любую угрозу безопасности» королевства, которая может возникнуть после обострения ситуации в сахарских провинциях. Соответствующие слова были произнесены в телефонном разговоре между монархом и генсеком ООН Антониу Гутерришем. При этом была подтверждена приверженность Марокко соглашению о прекращении огня, из которого формально вышел Фронт ПОЛИСАРИО.

19 ноября «минобороны» САДР сообщило о проведении в тот день «массированных атак» на «марокканскую стену». Похоже, речь шла не об атаках в общепринятом смысле этого слова, а об обстрелах. Они имели место в районах Аль-Фарсиа, Амгала, Хауза на севере сахарских провинций и Ум Дрейга в центральной части.

5 ноября в Марокко было продлено на месяц чрезвычайное санитарное положение, действующее в стране с середины марта. Днем ранее в королевстве был зафиксирован рекордный показатель заражения коронавирусом – 5745 новых случаев. В тот день от COVID-19 умерли 82 человека. Всего в стране к той дате было зафиксировано 235310 заразившихся, 3982 из них умерли.

5 ноября МВФ и Всемирный банк приняли решение отложить из-за пандемии на год их ежегодную ассамблею, которая в октябре 2020 году должна была пройти в Марокко. Ежегодные ассамблеи МВФ и Всемирного банка проводятся по трехлетнему циклу – два года в Вашингтоне, на третий год – в одной из стран-участниц. В 2020 году ее должен был принять Марракеш.

9 ноября король Марокко Мухаммед VI заявил, что в ближайшие недели в стране будет запущена массовая кампания вакцинации против COVID-19. В первую очередь предполагалось вакцинировать медработников, силовиков, учителей и пожилых людей.

26 ноября суд второй инстанции Рабата подтвердил приговоры группе сторонников независимости Западной Сахары, обвиненных в убийстве 11 марокканских военных в 2010 году в ходе операции по уничтожению палаточного городка сепаратистов Гдим Изык, возведенного на территории, находящейся под контролем Марокко к югу от Эль-Аюна. В этом городке на момент его разрушения находились 15 тысяч человек.

23 сахарца окончательным приговором получили от 2 лет тюрьмы до пожизненного заключения. Первые  вердикты были вынесены военным трибуналом еще в 2013 г. Тогда сахарцы получили от 20 лет тюрьмы до пожизненного заключения. После протестов со стороны правозащитников и после реформы юридической системы дела сахарцев рассмотрело  гражданское правосудие. В 2017 г. они получили от 2 лет тюрьмы до пожизненного заключения. К настоящему времени четверо из них уже отбыли свои сроки, 19 остаются в заключении. Окончательный приговор прозвучал в дни очередного обострения ситуации в сахарских провинциях.

В целом, Марокко бескровным путем показало, что оно контролирует ситуацию в сахарских провинциях. И их статус и марокканская принадлежность вряд ли изменятся – для марокканцев эти провинции – как Крым для россиян при всех юридических разностях оформления статуса этих территорий.

52.3MB | MySQL:103 | 0,610sec