Израиль: о причинах протеста «молодежи холмов»

На протяжении последних двух недель в Иерусалиме регулярно проходят бурные демонстрации с требованием провести независимое от полиции расследование обстоятельств гибели 16-летнего подростка Агувии Сандака  из поселения Бат-Аин, расположенного к юго-западу от столицы Израиля. 21 декабря полиция получила сообщение о том, что неподалеку от поселения Кохав га-Шахар (к северо-востоку от Иерусалима) бросают камни в проезжающие арабские машины. Прибыв на место, две полицейские машины начали погоню за машиной, в которой находились заподозренные в этом пятеро молодых евреев (как потом выяснилось, трое из них – несовершеннолетние). Одна из полицейских машин протаранила на большой скорости преследуемую машину. Погоня проходила в гористой местности. В результате протараненная машина сорвалась с дороги и, перевернувшись два раза, приземлилась на крышу. Четверо ее пассажиров получили ранения, а Агувия погиб.

Полиция попыталась возложить всю ответственность за происшедшее на самих пострадавших, однако это привело к взрыву негодования. Начались демонстрации у Центрального штаба полиции в Иерусалиме и в других точках столицы. Число их участников сравнительно невелико. Оно исчисляется сотнями. В некоторых случаях тысячами. Иерусалим многократно видел намного более многочисленные демонстрации. Однако, поскольку центральную роль в этих демонстрациях играют те, кого в Израиле называют «молодежью холмов», они сразу же стали серьезнейшей проблемой. Помимо перекрытия некоторых центральных транспортных артерий они сопровождаются прямыми столкновениями с полицией, вплоть до переворачивания полицейских машин. При этом раненные есть с обеих сторон. Сопровождаются эти демонстрации и нападениями на случайно оказавшихся на месте событий арабов (а арабы составляют треть населения Иерусалима).

«Молодежью холмов» («ноар га-гваот») в Израиле называют носителей особой молодежной субкультуры, развившейся в течение последних десятилетий в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). Ее приверженцы, как правило, религиозны. Их можно опознать по характерному облику – большие вязанные ермолки и длинные пейсы (иногда просто нестриженные волосы). Они проживают в поселенческих форпостах (как правило, это одиночно стоящие времянки), часто в условиях коммун, занимаясь выпасом скота и земледелием. Многие из них являются вторым поколением поселенцев, другие выросли в больших городах.

Мессианское видение своей миссии как первопроходцев, закрепляющих еврейское присутствие в Иудеи и Самарии, являющихся сердцем исторической Эрец-Исраэль, в сочетании с демонстративным еврейским национализмом изначально были свойственны «молодежи холмов». Однако в последние полтора десятилетия наблюдается все усиливающаяся политическая радикализация этой субкультуры. Переломным моментом стали события лета 2005 года, когда правительство Ариэля Шарона осуществило программу «Разъединение», сопровождавшуюся разрушением всех еврейских поселений сектора Газа и четырех поселений Северной Самарии. Десятки тысяч подростков, воспитанных в государственно-религиозных учебных заведениях и в религиозно-сионистских молодежных движениях, принимали тогда самое активное участие в акциях протеста, которые были либо проигнорированы властями, либо подавлены силой. Официальное руководство поселенческого движения («Совет поселений» – «Моэцет ЕША») и практически все раввины религиозного сионизма оказались несостоятельными в качестве лидеров протеста. Это привело значительную часть религиозно-сионистской молодежи к глубокому разочарованию в них и в государственной системе Израиля в целом.

Именно в этой связи в первую очередь существенным элементом идеологии нынешней «молодежи холмов» является граничащее с анархизмом неприятие любого истеблишмента, с том числе и поселенческого, и религиозно-сионистского. Будущее еврейского государства видится приверженцам этой субкультуры как некая идеализированная реинкарнация древнего Израильского Царства, построенного на законах Торы. Соответственно и современное противостояние евреев с арабами видится им в категориях описанного в Библии противоборства сынов Израиля с «семью народами Ханаана». В возникающих с арабами конфликтах (например, из-за сельскохозяйственных участков) молодежь холмов не обращается, как правило, за помощью к полиции и армии, а склонна применять на практике библейский принцип «око за око», что получило свое выражение в акциях возмездия, за которыми закрепилось название «таг мхир» («ценник»).

На этом фоне конфликт между «молодежью холмов» и израильскими силовыми структурами, прежде всего, с «еврейским отделом» ШАБАКа и с отделом по борьбе с националистической преступностью полицейского округа ШАЙ (Иудея и Самария) был практически неизбежен. Еще в 2011 году тогдашний министр обороны Эхуд Барак требовал объявить «молодежь холмов» террористической организацией. Его предложение принято не было. В конце концов речь идет не об организации с определенной структурой, а и именно о молодежной субкультуре. Однако и без такой декларации «еврейский отдел» ШАБАКа и отдел по борьбе с националистической преступностью Полиции Израиля преследовали «молодежь холмов» с предельной жесткостью, периодически привлекая к действиям против нее и ЦАХАЛ (например, при разрушении поселенческих форпостов).

Протест, вызванный гибелью Агувии Сандака привел «молодежь холмов» в столицу, где она наглядно продемонстрировала свою силу, организованность и жесткость. Нередко теперь раздающийся на демонстрациях в Иерусалиме лозунг «Шотер ЯСАМ тизаэр. Рабин мехапес хавер!» («Полицейский ЯСАМа – специального патрульного подразделения, поберегись. Рабин ищет себе компаньона!» на том свете – В.Ч.) говорит сам за себя. Кстати, находившегося в машине, протаранившей машину «молодежи холмов», полицейского, личность которого стала известна, полиции пришлось срочно эвакуировать из дома вместе  с его семьей в некое убежище и приставить к нему круглосуточную охрану. Стоит обратить внимание на то, что демонстрации «молодежи холмов» в Иерусалиме стали привлекать и молодых религиозных ультраортодоксов, среди которых многие сочувствуют правым радикалам. Последнее обстоятельство не может не пугать ультраортодоксальных раввинов, стремящихся держать свою молодежь как можно дальше от сионистов вообще и от религиозных сионистов в частности, если не в особенности.

Однако протесты по поводу гибели Агувии Сандака не ограничиваются выступлениями тех или иных групп молодежи. Во вторник вечером адвокаты его родителей провели пресс-конференцию в Иерусалиме. Они заявили о наличии «драматических изъянов в расследование его убийства в рамках юридических процедур, осуществленных до сих пор» и о своем намерении продолжать «борьбу за выяснение истины и прекращение заметания следов вокруг этого тяжелого события».

Ранним утром того же дня группа женщин с громкоговорителем пришла к дому министра внутренней безопасности Амира Оханы (Ликуд) в Тель-Авиве и начала кричать под его окнами: «Проснись и создай комиссию по расследованию обстоятельств убийства полицейскими подростка Агувии Сандака!». Прибывшие на место полицейские довольно быстро удалили демонстранток от дома министра, но те пообещали, что не прекратят приходить, пока комиссия по расследованию не будет создана. Одна из женщин при этом выкрикивала: «Весь маршрут, по которому ехала перевернувшаяся машина, оборудован камерами слежения. Почему полиция не дает нам увидеть, что там есть? Что она скрывает? Почему мы не имеем права увидеть, что там было? Мы требуем комиссию по расследованию, и мы требуем положить конец гнусным и антисемитским издевательства над «молодежью холмов». Ты (министр внутренней безопасности – В.Ч.) несешь за это ответственность и не похоже, чтобы ты делал что-то по этому поводу».

Параллельно адвокат Менаше Ядо из помогающей праворадикальным активистам организации «Хонену», представляющий родителей Агувии Сандака, направил обращение к заместителю государственного прокурора Шломо (Муми) Лембергеру, в котором призвал его отстранить от расследования начальницу отдела по расследованию правонарушений полицейских (МАХАШ) Керен Бар-Менахем, которая, по его словам, намеренно провалила расследование. Она приказала освободить из-под стражи подозреваемых в совершении этого преступления полицейских. При этом адвокат Менаше Ядо сослался на письмо заместителя начальника МАХАШ Моше Саады, в котором тот подверг самой резкой критике поведение Керен Бар-Менахем и высказал в отношении нее подозрение в преднамеренном срыве расследования, а так также в том, что подобное поведение главы МАХАШ усилило недоверие граждан к полиции. Заместитель государственного прокурора Шломо Лембергер отверг эти обвинения в адрес Керен Бар-Менахем. «Решения адвоката Бар-Менахем являются профессиональными и деловыми. Они были приняты после того как были учтены и взвешены все данные, касающиеся этого дела. У меня есть полное и неограниченное доверие к ней и ко всем сотрудникам МАХАШ, делающим свою работу профессионально и преданно», — написал он в частности.

Однако продолжение, безусловно, последует – как в смысле демонстраций, так и в смысле судебных исков. Протестующие не скрывают, что их конечной целью является не просто наказание всех причастных к упомянутому инциденту полицейских, но и ликвидация отдела по борьбе с националистической преступностью полицейского округа ШАЙ. В свете того, что сейчас Израиль  вступил в период очередной предвыборной компании, можно не сомневаться, что протесты «молодежи холмов» будут использованы в своих интересах и политиками. В первую очередь можно ожидать, что эти протесты сыграют важную роль в предвыборной пропаганде не имеющей представительства в Кнессете, но находящейся на грани преодоления электорального барьера (сейчас он составляет в Израиле 3,25% от всех поданных на выборах голосов) радикально-правой партии «Оцма егудит» («Еврейская сила»), во главе которой стоит адвокат Итамар Бен-Гвир. Однако стоит обратить внимание на то, что в поддержку нынешней волны протеста «молодежи холмов» уже выступил и целый ряд депутатов от таких фракций, как возглавляемый премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд, возглавляемый депутатом Кнессета Нафтали Беннетом блок «Ямина», возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери ШАС и возглавляемый министром жилищного строительства Яаковом Лицманом блок «Еврейство Торы».

52.99MB | MySQL:103 | 0,996sec