О гуманитарной ситуации в Южном Судане

Создание правительства национального единства Южного Судана в начале 2020 года положило начало политической стабилизации в стране. В результате этой договоренности де-факто были реализованы главные пункты заключенного еще раньше, в 2018 году мирного соглашения между президентом С.Кииром и оппозицией. В итоге лидер оппозиции и главный оппонент президента Р.Машар получил пост первого вице-президента страны.

Однако сегодня, cпустя год после важнейшего события в истории этого молодого государства, никаких сдвигов в преодолении гуманитарного кризиса в стране не произошло. Вопреки ожиданиям, экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, несмотря на прекращение активных вооруженных действий и насилия. Более того, гуманитарные потребности Южного Судана в январе по итогам прошедшего года только выросли.

Действительно, благодаря заключению соглашений в феврале 2020 года был положен конец прямому вооруженному противостоянию правительства с оппозицией. Созданное в результате этого т.н. «переходное правительство национального единства» смогло добиться централизации власти и практически во всех регионах были назначены новые губернаторы. Исключение составила традиционно оппозиционный штат Верхний Нил, где правительство отказалось назначать предложенного оппозицией кандидата.  Удалось наладить более или менее регулярную коллективную работу нового коалиционного правительства, однако крайне медленно продвигается реализация чувствительных реформ с секторе безопасности,  которые подразумевают интеграцию вооруженных сил оппозиции и правительства. Только в конце декабря президент С.Киир анонсировал долгожданное формирование через выборы законодательного органа — Национальной ассамблеи, которое планируется в 2021 году (сроки пока не обозначены).

Но в еще более запущенном состоянии находятся экономические реформы в стране. Помимо климатических шоков и сохраняющегося вооруженного насилия в ряде провинций, на общее гуманитарное положение в Южном Судане в 2020 году разумеется повлияла и глобальная пандемия. В результате, ВВП страны по итогам 2020 года сократилась на 4-5%, а общее число бедного населения по индексу покупательской способности (1.9 долларов США в день) достигло 82%. При этом продовольственная проблема в Южном Судане остается одной из самых насущных. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в гуманитарном содействии нуждается порядка 7.5 млн человек, из которых только в продовольственной помощи нуждается 6.5 млн человек, что составляет более 50% населения. Число детей младше пяти лет, страдающих от недоедания, достигает 1.3 млн человек. При этом прогноз на 2021 год неутешительный: ожидается низкая урожайность и производительность в аграрном производстве под воздействием нарастающих климатических катаклизмов (наводнения и засухи) и экономических шоков. В частности, в результате сильных наводнений во второй половине 2020 года были затоплены многие регионы в восточной и центральной части Южного Судана, что привело к массовым переселениям 480 тысяч человек. Всего от наводнений в стране в последние месяцы пострадало более 1 млн человек, включая разрушенные жилища и инфраструктуру.

Гуманитарная ситуация усугубляется пандемией и сопутствующими ограничительными мерами, что привело уже в ряде регионов к разрыву продовольственных цепочек. В частности, оказались нарушены логистические и транспортные маршруты для импорта свежего продовольствия, что приводит к дефициту продовольствия и росту цен на важнейшие продукты питания. Только с мая по декабрь 2020 года цены на продовольствие в Южном Судане в среднем выросли на 75%, а транспортные ограничения блокируют доступ домашних хозяйств к продовольствию, а также создают сложности в плане доступа животноводческих хозяйств к ветеринарным центрам. Не будем забывать, что пандемия оказывает сильнейшее давление на систему здравоохранения Южного Судана и ведет к росту издержек и бюджетных расходов.

Наконец, национальная экономика сильно страдает от кризиса на энергетических рынках и низких цен на нефть, которая составляет 90% экспорта Южного Судана. К этому следует добавить общую рецессию на мировых рынках и замедление международной торговли под влиянием коронавируса и как следствие – сокращение коммерческих поставок в страну.

Таким образом, в 2021 году Южный Судан стоит перед сложным гуманитарным вызовом. Под воздействием нарастающих экономических шоков и последствий пандемии страна столкнется с растущими гуманитарными потребностями. При этом текущий План гуманитарного реагирования ООН для Южного Судана в размере 1.9 млрд долларов профинансирован только на 30%. Международное донорское сообщество сегодня в условиях глобальной рецессии объективно испытывает сложности в плане наращивания ресурсов на гуманитарные нужды. Кроме того, коалиционному правительству Южного Судана необходимо будет в наступившем году продемонстрировать свою приверженность политическому реформированию страны и продолжить начатые ранее преобразования, сохраняя при этом свое единство и сглаживая разногласия. А впереди самая сложная работа по организации демократических выборов для избрания национального законодательного органа, а также разработка и реализация новой экономической стратегии правительства.

От коалиционного правительства страны западные партнеры ждут в ближайшие месяцы конкретных шагов по улучшению ситуации в области прав человека, в том числе подавление насилия и межклановых столкновений, введение моратория на смертную казнь и улучшение гендерного баланса, в том числе путем назначения женщин на руководящие посты и пр. В частности, по положениям мирного соглашения, руководство Южного Судана обязуется закрепить за женщинами не менее 35% постов в государственных институтах страны. Без успехов на политическом поле рассчитывать на безусловную поддержку доноров и инвесторов на гуманитарном треке не приходится. Смена президентской администрации в США в январе с.г. и вероятные сдвиги в приоритетах политики Вашингтона также станет важным фактором в обеспечении гуманитарной поддержки Южного Судана – американцы сегодня являются ведущим гуманитарным донором для этой страны.

52.5MB | MySQL:103 | 0,682sec