Спикер Палаты представителей Акила Салех о политической реформе в Ливии

Спикер той части Палаты представителей (парламента Ливии), которая базируется в Тобруке, Акила Салех, заявил что он придерживается принципа квот и разделения Ливии на три региона, подчеркнув необходимость «мягкого» назначения своего представителя в новом Президентском совете, учитывая, что это «сунна», которую «необходимо сохранить».

Такую точку зрения, не новую, но представляющую разительный контраст с тем курсом, который лежит в основе политики по внутриливийскому политическому урегулированию, Акила Салех выразил во время встречи с некоторыми депутатами в Мардже, в которой он, в частности, сказал, что он отказался от «попыток навязать» Киренаике любого представителя в Президентском совете, «а не того, кого они выбрали сами».  Таковых, по его словам там «от 35 или 40, и большинство называют себя нашими представителями, утверждают, что представляют большинство, а на деле представляют интересы тех, кто им заплатит, или вообще бастуют, как было в прошлом году».

Спикер объяснил, что разногласия с членами форума политического диалога кроются в этом вопросе, особенно с теми, кого он назвал «заинтересованными сторонами», с нынешним главой Президентского совета и премьер-министром ПНС Фаизом Сарраджем, о котором он высказался так: «Мы не принимали его, пока он был малоизвестен и не примем после того как он привел к нам турок и их военные базы». Собственно говоря, турки не пришли, они были в Ливии и до Акилы Салеха и до Фаиза Сарраджа, при Муаммаре Каддафи, не особо «ушли» и после 2011 года, имея помимо прочего, заключенных контрактов на несколько десятков миллиардов долларов США.  С таким же успехом, восточному руководству можно вменить то, что оно привело в Ливию иностранных военных наемников и иностранную базу, но вся эта риторика есть не более чем использование клише, которым турецкая активность стали в глазах тех, у кого, в отличие от Анкары, ничего кроме амбиций в Ливии нет. Поэтому, что «турки», что «террористы», есть ни что иное, как ширма, под прикрытием которой противоборствующие ливийские стороны, почти поголовно выходцы из среднего и части высшего звена бывшей джамахирийской номенклатуры, выясняют между собой отношения.

Вот и на этот раз, Акила Салех, ранее высказывавшийся более лояльно о централизованной форме правления, подтвердил свою приверженность тому, чтобы самому возглавить новый Президентский совет, учитывая, что регион, из которого «произойдет президент», будет основным действующим лицом в Ливии. В его мнению, при разделении Ливии на регионы, новый Президентский совет и правительство будут иметь временную штаб-квартиру в городе Сирт, который был выбран в качестве моста, соединяющего ливийцев из трех регионов, «с целью восстановления доверия и установления связи между государственными учреждениями». При этом военный процесс в формате «5 + 5» заканчивается прекращением огня, контролем над военными условиями и условиями безопасности и движением к консенсусу по объединению силовых структур. Здесь мы позволим ремарку: в действительности, инициированный теми же авторами, что и сам ливийский форум политического диалога, процесс военных консультаций в формате «5 +5» есть военная составляющая внутри элитного постджамахирийского раздела прав и полномочий, на этот раз среди бывших старших офицеров бывших СВН Джамахирии. Все эти полковники и бригадные генералы, особенно, с восточной стороны, это вчерашние предатели и дезертиры собственной страны, ныне рядящиеся в тогу ее защитников. И поскольку, будущая ливийская армия станет единой, главное, что их интересует, это — не обеспечение безопасности и беспрепятственного проезда по прибрежному шоссе на Сирт, а их собственные должности, влияние и ресурсы в новом объединенном военном аппарате, центральные органы которого должны будут расположиться в Триполи. Сами по себе, эти консультации могут продолжаться бесконечно долго, и, как свидетельствуют многочисленные факты нарушения соглашения о прекращении огня, никак не влияют на реальную обстановку.

При этом, Акила Салех не преминул повторить, в общем то, известные постулаты (очевидно, с тем, чтобы не раздражать Миссию ООН и представителей ЕС): задача Президентского совета, который должен быть сформирован, в дополнение к его задачам, указанным в политическом соглашении и Конституционной декларации на предварительном этапе, заключается в работе по выводу иностранных сил и наемников из страны и прекращению негативного иностранного вмешательства, а также поддержке будущего правительства, которое играет свою главную роль в улучшении условий жизни граждан и повышении уровня жизни, в предоставлении медицинских и образовательных услуг и в подготовке граждан к участию в президентских и парламентских выборах, запланированных на декабрь 2021 года.

Но, использование принципа «численного доминирования» полностью противоречит принципу консенсуса, применимому в стране, ставшей свидетелем кровавого конфликта, считает спикер, подчеркнувший, что этого невозможно достичь  «путем численного поражения одной из сторон», тем более что существует возможность достижения консенсуса путем уважения воли жителей каждого региона при выборе своих представителей в Президентском совете и при главе кабинета министров и без подчинения воле другого региона и без оформления региона и его жителей в качестве жертвы заговоров, которые выходят за пределы региона и конфискуют их право выбирать своих представителей.

Акила Салех напомнил, что такой путь —  это третий вариант в списке механизмов, предложенных на Форуме для политического диалога, спонсируемом Миссией ООН, указав, что предварительный этап, который начинается с даты, когда Президентский совет и правительство начинают свою работу из города Сирт в качестве временной штаб-квартиры, «не является этапом борьбы за власть». «Скорее, это этап работы по предоставлению всех гарантий выполнения условий политического соглашения на местах», — считает спикер.

Миссии ООН в Ливии пока не удалось достичь консенсуса среди членов Форума по предложению выбрать механизм, который будет принят для выбора следующего политического руководства, которое будет управлять переходным этапом.

После виртуального заседания Форума 7 января, исполняющая обязанности главы миссии ООН, Стефани Уильямс объявила о формировании консультативного комитета из 15 участников диалогового форума для достижения консенсуса по спорным вопросам. При этом, в руководстве Миссии все чаще стали звучат нотки раздражения.

Она подчеркнула, что открытый политический процесс не может продолжаться бесконечно, сказав: «У нас есть четкая цель — выборы, и существует острая необходимость в объединении институтов, однако мы сталкиваемся с задержкой в ​​продвижении к приемлемому уровню консенсуса по механизму выбора исполнительной власти».

«Поэтому, как посредник в этом диалоге, я увидела, что это мой профессиональный, личный и моральный долг — устранять эти препятствия, поддерживать этот процесс и помогать вам достичь приемлемого консенсуса, который будет способствовать проведению выборов, что является конечной целью», — указала она, продолжив:  «В этом контексте я вижу, что нам необходимо сформировать консультативный комитет, состоящий из 15 участников диалогового форума, чтобы помочь нам и  вам в достижении консенсуса по этим спорным вопросам. Не забывайте, что обратный отсчет начался 21 декабря, с четким графиком в соответствии с дорожной картой. Дата выборов — 24 декабря 2021 года, и мы не отступим от нее».

С.Уильямс пояснила, что успех политического процесса не будет достигнут, если подход, использованный в обсуждениях, будет основан «на отчетах о прибылях и убытках, а Ливии нужно не уравнение для разделения власти, а уравнение для принятия на себя ответственности на основе участия, ведущего к выборам».

Она призвала членов Форума проявить смелый дух компромисса и готовность идти на уступки, сказав: «Мы все должны подняться до уровня этой миссии ради ваших граждан, братьев, сестер, дочерей и сыновей, и я прошу вас сейчас, потому что время — это роскошь, которая больше недоступна в этом процессе, особенно если вы хотите, а я думаю, что это то, что вы хотите — достичь решения, которое действительно было принято в Ливии, а не навязанное вам тем, или иным образом».

Заочный обмен мнениями между Акилой Салехом и Стефани Уильямс наглядно показывает, что успех процесса внутриливийского политического урегулирования будет зависеть от того, насколько модераторам удастся обуздать амбиции элит Киренаики и Триполитании. Феццан мы традиционно выносим за рамки противостояния. Причем, позиция Тобрука, ввиду более комплексного состояния самой власти на востоке Ливии, расколотой на военную (Х.Хафтар) и гражданскую партии (Акила Салех), влияния неоднородных внешних сил и подчиненности Киренаики, как в плане демографической численности, так и в плане политического влияния, на что недвусмысленно указал Акила Салех, выглядит более сложной в плане приведения ее к единому знаменателю. Для выравнивания ее  будут задействоваться все доступные инструменты: от сдерживания военной партии, до оказания эффективного внешнего воздействия через те страны, к которым в Бенгази прислушиваются. При этом, процесс консолидации власти в Триполитании при активном участии Турции будет продолжен, а ее положение, равно как и позиции в ней тех стран, кто активно поддерживает ПНС и курс по диалогу: Италии, Катара, Германии, США будет укрепляться. В условиях сохранения сложной ситуации на рынке углеводородов, продолжения распространения эпидемии коронавируса и сохраняющегося за Триполи статуса военно-политического, административного и расчетного центра, такая ситуация будет способствовать тому, что все больше местных племен и региональных игроков будут ставить на Триполи, а не на Бенгази. Примеров тому мы видели в последнее время немало, достаточно упомянуть резкое изменение позиции Египта по отношению к ПНС.

52.23MB | MySQL:103 | 0,502sec