Ежегодный анализ INSS рисков для Государства Израиль. Часть 3

6 января с.г. президенту Израиля Реувену Ривлину был представлен ежегодный доклад «Стратегические исследования Израиля 2020-2021. Год вакцинации? Внутренние и внешние вызовы национальной безопасности», подготовленный ведущим израильским «мозговым центром» Институтом исследований национальной безопасности при Тель-Авивском университете (Institute for National Security Studies, INSS). Это анализ основных аспектов стратегического положения страны, вызовов и возможностей с точки зрения национальной безопасности, а также предложения и политические рекомендации на 2021 год лицам, принимающим решения. Помимо международной и региональной обстановки с точки зрения возможных угроз Израилю, потенциальной войны на «северном фронте» и внутренних проблем страны, эксперты ведущей израильской «фабрики мысли» анализируют ситуацию на палестинской арене и оперативную обстановку в регионе[i].

По их мнению, в 2020 г. палестинцам был нанесен ряд ударов: обнародована «сделка века» – план президента США Д.Трампа по урегулированию израильско-палестинского конфликта, в которой фактически игнорировались требования палестинцев и в основном продвигались позиции нынешнего израильского правительства во главе с Биньямином Нетаньяху; план оказался недееспособным в связи с решимостью израильского правительства аннексировать территории Западного берега р. Иордан; палестинцы утратили «право вето» на установление арабскими странами отношений с Израилем; пандемия коронавируса вызвала кризис здравоохранения и привела к серьезным экономическим и социальным проблемам на палестинских территориях.

Отсрочка в аннексии палестинских территорий была использована Израилем для проведения политики постепенной аннексии и расширения строительства во всех еврейских поселениях на Западном берегу р. Иордан. В докладе отмечается, что с точки зрения нынешнего израильского руководства, у Израиля нет какого-либо интереса в продвижении политического урегулирования с палестинцами, поскольку именно еврейское государство контролирует ситуацию, к тому же запущен процесс нормализации с арабскими соседями по региону. Даже если Израиль вступит в переговоры с палестинцами (Организацией освобождения Палестины, ООП/Палестинской национальной администрацией, ПНА), он наверняка потребует, чтобы в их основу легла «сделка века» Трампа – требование, которое палестинская сторона наверняка отклонит.

Эксперты INSS считают, что в глазах руководства ПНА избрание президентом США Джо Байдена является позитивной тенденцией. Ожидается, что новый хозяин Белого дома по сравнению с администрацией Трампа будет в меньшей степени поддерживать позицию Израиля, к тому же европейские страны на фоне восстановления трансатлантического альянса убедят его возобновить политический процесс и продвигать решение конфликта на основе сосуществования двух государств (Израиля и Палестины). Демократическая партия США поддерживает идею сосуществования двух государств, но по оценкам экспертов INSS маловероятно, что администрация Байдена отменит признание Иерусалима столицей Израиля или вернет посольство из Иерусалима обратно в Тель-Авив. С другой стороны, вполне вероятно, что Байден отменит признание Трампом законности еврейских поселений и форпостов на Западном берегу р. Иордан. Также не исключается, что новая администрация вновь откроет представительство ООП в США и, возможно, отдельное американское консульство в Восточном Иерусалиме.

Два палестинских руководства (ПНА на Западном берегу р. Иордан и ХАМАС в секторе Газа) безуспешно пытались примириться, объединиться и провести выборы. В результате раскол между ними только углубился, и к приходу к власти в Соединенных Штатах новой администрации в палестинском руководстве лишь утвердились во мнении, что необходима координация с Израилем, от помощи которого они зависят, и сотрудничеству с которым была придана ​​определенная степень легитимности.

Что касается ХАМАСа, экономический кризис и пандемия коронавируса вынуждают организацию искать взаимопонимания с Израилем, чтобы улучшить гуманитарную ситуацию в целом и в области здравоохранения, в частности, а также заняться развитием инфраструктуры в секторе Газа. Началась подготовка к выборам, которые, как ожидается, состоятся весной 2021 г., и, похоже, даже на этом фоне руководство организации воздержится от провокаций, которые могут привести к военному противостоянию с Израилем.

В то же время в INSS ожидают, что ХАМАС продолжит наращивать свои военные силы и, в частности, увеличит запас ракет и беспилотных летательных аппаратов, которые предназначены для нападения на израильскую территорию. За последние два года несколько раз имели место инциденты с запуском ракет из сектора Газа. Тогда военно-политическое руководство Израиля их оправдало, хотя возможно, что это были преднамеренные атаки, призванные сигнализировать Израилю о том, что вызовы его безопасности по-прежнему существуют, несмотря на угрозу эскалации вооруженного конфликта. Экспертам INSS очевидно, что руководство ХАМАСа в этом не заинтересовано, и ему даже удается обеспечить Израилю «относительное спокойствие» в секторе Газа, сдерживая другие действующие там военизированные группировки.

В докладе отмечается, что Израиль заинтересован в функционирующей, стабильной и не враждебной ПНА, в отношении которой следует поддерживать соответствующий подход для укрепления ее как единственного законного палестинского субъекта в будущем политическом процессе урегулирования. Руководство ПНА должно быть способным достигать «временные договоренности», которые будут формировать реальность отделения (политического, территориального и демографического) от Израиля, и в итоге сформируют условия для будущего двугосударственного решения израильско-палестинского конфликта (в соответствии с представленным год назад планом INSS).

В отношении сектора Газа израильские интересы заключаются в поддержании долгого периода затишья в сфере безопасности. Следовательно, нужно определить руководство ХАМАСа как временную ответственную власть в секторе Газа и договориться с ним о продлении режима прекращения огня в обмен на улучшение социально-экономической ситуации и гражданской инфраструктуры (электричество и водоснабжение) в секторе Газа, одновременно пытаясь сдержать его усиление.

В случае начала конфликта ЦАХАЛ и другие службы безопасности Израиля должны будут нанести максимально серьезный ущерб военному крылу ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада».

Анализируя в целом оперативную ситуацию в регионе и угрозы начала нежелательной войны, эксперты INSS отмечают, что израильская политика сдерживания широкомасштабных конфликтов и войн оправдана. Враги Израиля осознают его силу, к тому же сегодня все озабочены своими внутренними проблемами, во многом обострившиеся в результате пандемии. В ходе военных игр, проведенных Институтом исследований национальной безопасности в конце 2019 – начале 2020 г., выяснилось, что даже до распространения коронавируса все игроки на северном фронте стремились избежать эскалации конфликта, и в 2020 г. этого действительно так и не произошло. Опыт последних лет показал, что это касается и вооруженных группировок в секторе Газа.

В INSS полагают, что хотя руководство Израиля, ХАМАСа и «Хизбаллы» осознают опасности, связанные с динамикой эскалации, которая может привести к началу конфликта, стороны, вероятно, считают, что он может быть прекращен после нескольких дней боев, подобно непродолжительным столкновениям в секторе Газа на протяжении последних лет. Однако такой сценарий может не сработать, особенно на северном фронте, если появятся потери с одной или обеих сторон.

В этом случае ответные действия и реакция на них могут принять более ожесточенный характер, что приведет к широкомасштабной конфронтации и даже к войне, в которой не заинтересованы все стороны конфликта. Такая война может начаться против ирано-шиитской оси, в которую входят «Хизбалла» в Ливане, иранские прокси в Сирии и Ираке, а также, возможно, против самого Ирана. Более того, эскалация может перекинуться на другие арены, особенно привести к применению силы в секторе Газа.

В целом, по всем затронутым в докладе вопросам эксперты INSS делают следующие рекомендации лицам, принимающим решения.

— В условиях, когда Иран стремится к военному ядерному потенциалу, Израилю необходимо выработать политику в ожидании переговоров между администрацией Байдена, международным сообществом и Ираном, а также определить интересы Израиля, которые должны быть защищены новым ядерным соглашением. В то же время необходимо обновить и усилить военный вариант противодействия Ирану.

— Перед лицом иранского закрепления в Сирии и развития программы высокоточных ракет «Хизбаллы» Израилю следует продолжить «военную кампанию между войнами», корректируя методы, арены действий и темп операций.

— Израильское руководство должно подготовиться к возможной войне на нескольких фронтах – «Северной войне» – как серьезной угрозе, и, среди прочего, устранить расхождения между ожиданиями в обществе относительно ее характера и возможных реальных последствий. В то же время должны быть предприняты политические меры и сделаны усилия по организации защиты государства, предотвращению войны посредством использования альтернативных способов обеспечения безопасности Израиля на этом направлении.

— Необходимо быстро адаптироваться к новой администрации в Соединенных Штатах и ​​найти к ней подход, принимая во внимание американские интересы и чувствительность к ряду вопросов; следует вести переговоры с администрацией Байдена с целью уменьшения возможных разногласий и определения общих интересов (с акцентом на вызовы, связанные с Ираном и «Хизбаллой», израильско-китайскими отношениями и палестинским вопросом).

— Развивать отношения с Китаем в тесном сотрудничестве с США, расширять экспертные знания о Китае и улучшать управление рисками; необходимо сохранить каналы стратегического взаимодействия с Россией и укрепить отношения с Европой. Что касается мирового еврейства, следует развивать контакты с еврейскими общинами, которые в настоящее время переживают глубокий кризис.

— Продолжать нормализацию отношений с суннитскими арабскими государствами; привлечь Египет, Иорданию (при восстановлении с ней отношений) и ПНА к ближневосточному сотрудничеству, а также попытаться повысить уровень отношений с Турцией.

— Усиливать позиции ПНА как единственного законного представителя палестинского народа в ходе будущего урегулирования конфликта с Израилем. Поставить цель достижения «временных договоренностей», которые будут определять политическое, территориальное и демографическое отделение палестинцев от Израиля, создавая тем самым условия для сосуществования двух государств (в соответствии с планом INSS).

— Определить ХАМАС как временно ответственную организацию в секторе Газа и добиться с ее руководством длительного прекращения огня в обмен на улучшение положения гражданского населения и инфраструктуры в анклаве, одновременно сдерживая ее усиление. В случае конфронтации действия ЦАХАЛа должны быть направлены на нанесение серьезного ущерба военному крылу организаций, действующих в секторе Газа.

— Сделать приоритетным и продвигать принцип профессионального и децентрализованного управления выходом из вызванного пандемией кризиса в здравоохранении, экономике и социальной сфере; расставить приоритеты в пользу гражданских статей бюджета.

— Обобщить и составить бюджет многолетнего плана Армии обороны Израиля и адаптировать его к бюджетным ограничениям, необходимым для устранения экономических последствий пандемии;

— Усилить относительное преимущество Израиля в кибертехнологиях и искусственном интеллекте; развивать коммуникационную инфраструктуру по всей стране с целью связывания периферии с центром.

— Сконцентрировать национальные усилия на социально-экономическом восстановлении путем устранения неравенства, институционализации механизма и моделей действий, направленных на преодоление даже более сложных кризисов, не связанных с безопасностью[ii].

[i] President Rivlin Receives INSS 2021 National Assessment // INSS. 06.01.2021 — https://www.inss.org.il/president-rivlin-receives-inss-2021-national-assessment/

[ii] Стратегические исследования Израиля 2020-2021. Год вакцинации? Внутренние и внешние вызовы национальной безопасности // INSS — https://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2021/01/StrategicAssessment20-21_HEB_web.pdf (на иврите)

52MB | MySQL:101 | 0,446sec