Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8 – 14 сентября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Пакистане. Президент США Дж. Буш 9 сентября сообщил о выводе из Ирака в ближайшие месяцы до 8 тыс. американских военнослужащих. Сохраняются трения в отношениях между Исламабадом и Вашингтоном, что вызвано продолжавшимися ударами американской авиации по объектам на территории Пакистана.

Президент Дж. Буш, говоря о предстоящем сокращении численности группировки ВС США в Ираке, признал, что прогресс в этой стране «еще хрупок», а глава Пентагона Р. Гейтс заявил, что в Ираке нельзя исключать возможность изменения обстановки от нынешнего улучшения в «противоположную сторону». Для недопущения подобного развития событий Гейтс считает необходимым сохранить американское присутствие в этой стране на длительный срок, хотя и в «более ограниченной форме». Покидающий 16 сентября свой пост командующий войсками США в Ираке генерал Д. Петрэус также заявил, что нынешнее улучшение ситуации в сфере безопасности в стране «нельзя назвать необратимым». События, произошедшие в Ираке на минувшей неделе, подтвердили высказывания американских политиков и военных, показали, что говорить о стабилизации обстановки в стране еще рано: в различных районах Ирака была совершена серия терактов, в результате которых погибли и получили ранения многие десятки человек.

10 сентября после летних каникул возобновил работу иракский парламент. И вновь депутаты по причине несогласия курдских представителей не смогли прийти к согласию относительно законопроекта о проведении провинциальных выборов. Создана комиссия с целью попытаться выработать компромиссный вариант решения проблемы проведения выборов в Киркуке и внесения в текст документа некоторых других поправок. Однако уже сейчас можно говорить, что намеченные на 1 октября выборы в провинциальные органы власти вряд ли состояться в срок и, скорее всего, будут отложены. Но речь идет не только о новом законе о провинциальных выборах. Многие иракские и зарубежные политики и эксперты говорят о крупнейшем внутриполитическом кризисе в стране со времени свержения режима С. Хусейна. Прежде всего, это касается арабско-курдских отношений. Так, спикер парламента курдской автономии А. аль-Муфти заявил, что между центральными властями и курдами «вспыхнул серьезный кризис доверия».

Сложная ситуация сохраняется в отношениях между Пакистаном и США. За последние две недели американские беспилотные летательные аппараты пять раз наносили ракетные удары по объектам на пакистанской территории. По заявлениям командования ВС США, целями этих ударов являлись боевики движения «Талибан». В то же время власти Пакистана сообщают о большом числе погибших и раненых мирных жителях, в т. ч. женщинах и детях. В Белом доме считают, что «уничтожение террористических группировок отвечает интересам Пакистана». По информации СМИ, президент Дж. Буш в июле с. г. подписал секретное распоряжение, позволяющее американским военным проводить спецоперации на пакистанской территории. В Пентагоне мотивируют это необходимостью оперативного реагирования на деятельность противника, утверждая, что «ситуация на территориях, занятых боевиками, критическая, мы не можем медлить». Командование ВС США заявляет, что будет уведомлять пакистанские власти о предстоящих операциях, но спрашивать разрешение на их проведение не намерено.

Действия Вашингтона вызывают негативную реакцию в Исламабаде. Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани подчеркнул, что правительство примет все необходимые меры по защите национальных границ, а «внешним силам» не будет позволено осуществлять операции на территории страны. Это заявление было поддержано командующим пакистанской армии генералом П. Кияни. Вместе с тем, министр обороны Ч. А Мухтар заявил о необходимости «прагматичного подхода» к действиям США. Новый президент Пакистана А. А. Зардари на церемонии вступления в должность 9 сентября подтвердил, что борьба против терроризма будет одним из главных приоритетов национальной политики.

На церемонии инаугурации А. А. Зардари присутствовал президент Афганистана Х. Карзай (единственный иностранный глава государства). Лидеры двух стран провели переговоры. Зардари заявил, что Исламабад будет поддерживать Кабул «в любой ситуации». Карзай же полагает, что с приходом Зардари к власти в Пакистане в афганско-пакистанских отношениях «открылась новая страница». В Кабуле надеются «эффективно использовать появившуюся возможность в борьбе против врагов народов двух стран».

Между тем обстановка в Пакистане остается очень сложной. В северо-западных районах, прилегающих к афганской границе, правительственные силы продолжали боевые операции против боевиков племен, поддерживающих движение «Талибан». 11 сентября в этом регионе был совершен теракт, в результате которого погибли до 20 и получили ранения 35 человек.

Положение дел в Афганистане продолжает вызывать серьезную обеспокоенность руководства США. По американским оценкам, ситуация здесь «развивается в неправильном направлении» и для преодоления этой тенденции «требуются крупные усилия». Именно поэтому президент Дж. Буш намерен перебросить в Афганистан дополнительные силы, за счет сокращения войск в Ираке. Речь идет примерно о 4,5 тыс. военнослужащих — батальоне морской пехоты и армейской бригаде, которые должны прибыть в Афганистан в ноябре 2008 г. и январе 2009 г. Афганские власти приветствовали данное решение Вашингтона. В то же время командующий группировкой ВС США в Афганистане генерал Д. Маккейранен запрашивал новые подкрепления численностью до 10 тыс. человек (три бригады). Однако министр обороны Р. Гейтс считает, что «дополнительные силы не решат проблему», подчеркнув необходимость уделять больше внимания решению вопросов экономического и политического характера, улучшить организацию международной помощи этой стране. По мнению Гейтса, отсутствие безопасности и насилие, имеющие место в сегодняшнем Афганистане, продолжатся до тех пор, пока «повстанцы не будут лишены безопасного прибежища в Пакистане», но при этом США не должны идти на конфронтацию с Исламабадом.

Председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен признал, что коалиционные силы в Афганистане сталкиваются с ожесточенным сопротивлением талибских боевиков. По мнению адмирала, следует разработать более детальную стратегию борьбы с противником и тесно сотрудничать с правительством Пакистана в борьбе с терроризмом. Муллен также выступает за дальнейшее усиление роли Афганской национальной армии (АНА) в деле обеспечения безопасности в стране.

Министр обороны Афганистана генерал А. Р. Вардак сообщил о намерении Кабула увеличить численность АНА с 86 до 134 тыс. человек, что, по его мнению, позволит поднять боеспособность армии на 50 процентов и даст ей возможность успешно обеспечивать безопасность в стране. Для решения этой задачи (сроки ее реализации не названы) потребуется 20 млрд долларов, из которых 17 млрд предоставят США, а 3 млрд – международное сообщество. Министерство обороны Афганистана особое значение придают воссозданию полноценных национальных ВВС. Местные военные утверждают, что если бы они имели собственные боевые самолеты, то никогда бы не допустили нанесения «ошибочных» ударов по мирному населению, подобных тем, что регулярно совершает авиация коалиционных сил.

Германия предполагает увеличить численность контингента бундесвера в Афганистане с 3,5 до 4,5 тыс. человек и предоставить кабульским властям дополнительную помощь на восстановление страны.

9 сентября в г. Триполи на севере Ливана подписано соглашение об «историческом примирении» между суннитами и алавитами, которое предусматривает прекращение кровопролития, разоружение боевых сил сторон в городе и прилегающих к нему районах, передачу в ведение армии решение задач по обеспечению безопасности. Гарантом соглашения выступило ливанское правительство. Оно обязалось восстановить городские кварталы, пострадавшие в ходе вооруженных столкновений, и принять меры по кардинальному решению социальных проблем в северных районах страны. Днем ранее руководитель ведущей шиитской организации «Хизбалла» Х. Насрулла предложил суннитскому лидеру С. Харири встретиться для обсуждения возможности примирения, заявив о готовности со своей стороны «похоронить топор войны».

Президент Ливана М. Сулейман решил возглавить намеченную на 16 сентября встречу с целью начала общенационального диалога. Это решение получило одобрение всех политических сил страны. Важнейшими темами дискуссии станут «оборонная стратегия», борьба с экстремизмом и пути решения проблемы палестинских беженцев, находящихся в Ливане. В то же время Х. Насрулла заявил об отказе «Хизбаллы» разоружаться даже в случае ухода Израиля из оккупированного района ферм Шебаа. Шиитский лидер считает, что Ливан еще в течение длительного времени будет нуждаться в вооружении, имеющемся у «Хизбаллы», которое, по его словам, «служит оборонительным целям».

11 сентября в Ливане совершено первое в этом году политическое убийство. На сей раз жертвой стал представитель друзской общины и сторонник ориентации страны на Сирию шейх С. Ариди.

Палестинский вопрос был основным на совещании глав внешнеполитических ведомств стран-членов ЛАГ в Каире, состоявшегося 9 сентября. Заявлено, что если палестинские организации и группировки не смогут договориться о примирении, то арабские государства «не будут сидеть, сложа руки», а если какая-либо из них станет саботировать процесс примирения, то в отношении нее будут введены санкции. Арабские страны также выступили с требованием оказать давление на Израиль с целью заставить его прекратить строительство еврейских поселений в районе Иерусалима, темпы которого за последний год значительно увеличились. Прозвучал призыв к прекращению изоляции сектора Газа, находящегося под контролем радикального движения ХАМАС.

В Дамаске 10 сентября состоялась встреча представителей ХАМАСа и «Исламского джихада». Был подчеркнут «стратегический характер» отношений между сторонами. Также заявлено, что имевшие место в последнее время столкновения между их сторонниками в секторе Газа не повлияли «на глубину» этих отношений.

Руководитель Палестинской национальной администрации М. Аббас сообщил 14 сентября о своем намерении остаться на этом посту до 2010 г. При этом он предложил провести в 2010 г. одновременно выборы главы ПНА и депутатов палестинского Законодательного собрания. Как известно, срок полномочий Аббаса истекает в январе 2009 г. Касаясь переговоров с Израилем, палестинский лидер заявил, что до настоящего времени на них не решен ни один из ключевых вопросов двустороннего урегулирования. Аббас вновь подчеркнул, что палестинцы не пойдут на подписание промежуточного документа по-прежнему настаивают на достижении всеобъемлющего соглашения с Израилем. В то же время он выразил сомнение в том, что такое соглашение будет достигнуто до конца текущего года. Аббас впервые намекнул на возможность уступок Израилю по вопросу о палестинских беженцах, признав, невозможность их полного возвращения на места прежнего проживания.

ОАЭ намерены закупить в США комплекс ПРО THAAD (Terminal High Altitude Area Defense). Предусматривается приобретение 147 ракет, 9 ПУ (3 батареи), систем связи и управления, 4 РЛС и подготовка личного состава. Сумма предполагаемого контракта может составить 6,95 млрд долл. Комплекс предназначен для перехвата ракет малой и средней дальности. В случае одобрения конгрессом, это будет первая продажа комплекса THAAD за рубеж. «В очереди» стоят Израиль, Саудовская Аравия и Кувейт. Кроме комплекса ПРО Эмираты закупят в США 128 ракет для зенитной ракетной системы «Пэтриот» РАС-3, 288 ракет «воздух-воздух» AMRAAM и 14 многоцелевых вертолетов UH-69 «Блэк Хок».

Приложение

Об угрозах безопасности и стабильности в зоне Персидского залива

На протяжении многих лет обстановка в зоне Персидского залива характеризуется отсутствием стабильности и наличием различных очагов напряженности. Наиболее негативное влияние на положение дел в регионе оказывают сложная ситуация в Ираке, развитие событий вокруг ядерной программы Ирана, активность исламистских экстремистских сил и террористических группировок.

Кроме того, на состояние безопасности и стабильности в странах Залива в немалой степени воздействуют наличие религиозных противоречий (сунниты-шииты), быстрый рост населения и связанное с ним осложнение проблем трудоустройства и социального обеспечения, присутствие в странах ССАГПЗ большого числа иностранных работников (60 проц от общего числа занятых, это самый высокий показатель в мире), сохранение главенствующей роли нефтегазового сектора в региональной экономике, обостряющаяся ситуация с обеспечением пресной водой, продолжающееся опустынивание территории ряда стран, сохранение неурегулированных вопросов погранично-территориального характера между некоторыми государствами зоны Персидского залива. Несомненное влияние, причем негативное, оказывают на ситуацию в регионе конфликт в Афганистане и перманентная нестабильность обстановки в Пакистане. Все это создает угрозы возникновения здесь новых конфликтов, в т. ч. вооруженных, причем с трудно предсказуемым исходом.

Зарубежные эксперты полагают, что отсутствие «внутреннего единства» и «эффективного руководства» представляет для многих арабских стран Залива «большую угрозу, чем Иран или какая-либо другая внешняя сила». К тому же обстановка в самом Иране также остается достаточно сложной. Ситуация усугубляется отсутствием единства среди государства региона в подходах к решению проблем безопасности. Иран проводит политику региональной «супердержавы». Каждый член ССАГПЗ имеет свои собственные внешнеполитические интересы. Причем в целом ряде случаев они не только не совпадают, но и вступают в противоречие. Оставляет желать лучшего и степень интеграции стран-членов ССАГПЗ в военной сфере. В аравийских монархиях с недоверием относятся к нынешней, преимущественно шиитской власти в Ираке и только под сильным давлением США их правительства предпринимают некоторые шаги по развитию отношений с Багдадом. Сложности в межгосударственных отношениях и необходимость обеспечения внутренней безопасности обусловливают наращивание странами Залива своих военных потенциалов и повышение возможностей силовых структур.

Одним из главных факторов, влияющих на формирование обстановки в зоне Персидского залива, являются сложные, противоречивые отношения аравийской «шестерки» (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) с Ираном. С одной стороны, в аравийских столицах опасаются быстрого наращивания Тегераном своего военного потенциала, особенно ракетного, а в перспективе получения им ядерного оружия, усиления иранского влияния на свои многочисленные шиитские общины, активного проникновения Ирана в Ирак. Дополнительную напряженность в иранско-аравийских отношениях создает неурегулированность территориального спора между ОАЭ и ИРИ из-за принадлежности трех островов в восточной части Залива. Беспокойство у аравийских государств вызывают возможные экологические последствия ядерной программы ИРИ. Вместе с тем, правительства стран ССАГПЗ не желают обострения отношений с Тегераном, выступают за политическое урегулирование спорных проблем, развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений с ИРИ.

В аравийских монархиях особенно опасаются военного конфликта между Ираном и США из-за ядерной программы ИРИ. Их руководство отдает себе отчет в том, что этот конфликт, в случае его развязывания, неизбежно затронет арабские страны Залива, принесет им очень значительный ущерб, прежде всего экономический, а также вызовет резкое обострение внутриполитической обстановки, подвергнув опасности само существование монархических режимов. Тегеран же предупреждает своих южных соседей о возможных негативных последствиях в случае оказания ими какого-либо содействия в реализации американских планов нападения на ИРИ. По всей вероятности, Иран в случае обострения обстановки в регионе не пойдет на развязывание полномасштабной войны против аравийских монархий. Вместе с тем, зарубежные эксперты полагают, что Тегеран способен предпринять против них следующие действия политического и военного характера:

— подтолкнуть местные экстремистские силы (в основном шиитские) к более активной антиправительственной деятельности, включая совершение терактов, с целью дестабилизации внутриполитической обстановки;

— поддерживать перманентную напряженность в отношениях с южными соседями, вести против них «войну на изнурение». Это будет осуществляться путем провоцирования небольших, но постоянных конфликтов и нанесения «ударов устрашения» по объектам нефтяной и газовой отрасли, электростанциям, аэропортам, морским портам, различным престижным объектам. Причем удары могут наноситься как ракетами, так и осуществляться специально заброшенными диверсионными группами или местными террористами. Считается, что охрана всех этих объектов является «слабым звеном» в аравийских монархиях;

— создать угрозу судоходству в акватории Персидского залива и в Ормузском проливе вплоть до развязывания «танкерной войны» наподобие той, что велась в годы ирано-иракской войны 1980-1988 гг.

Опасным очагом напряженности в регионе остается Ирак. Позитивные изменения, произошедшие здесь в последнее время, не стали пока необратимыми. Серьезные противоречия имеются между арабами и курдами, суннитами и шиитами, отчетливо проявляются сепаратистские и местнические тенденции. Несмотря на понесенные потери, значительный потенциал сохраняет местный филиал «Аль-Каиды». В арабском мире, в т. ч. в аравийских монархиях с опасением воспринимают усиление в Ираке позиций шиитов, рост иранского влияния в этой стране, укрепление курдского сепаратизма. По оценкам экспертов, в случае вывода войск США из Ирака, там, скорее всего, произойдет обострение внутриполитической борьбы, усилится иранское проникновение в страну. Все это негативно скажется на аравийских монархиях.

В государствах региона сохраняется высокий уровень террористической угрозы. Особенно это относится к Ираку и Саудовской Аравии. Терроризм подпитывается получившей широкое распространение радикальной исламской идеологией, противоречиями между суннитами и шиитами, иностранной оккупацией (Ирак), нерешенностью многих социальных проблем. Сказывается близость Афганистана и Пакистана, на территории которых продолжают базироваться основные силы «Аль-Каиды» и откуда в страны Залива прибывают «кадры», получившие идейную закалку и боевую выучку. Как показывает развитие событий в государствах региона, для более эффективного противодействия террористической угрозе необходимо принимать меры не только силового характера, но и всячески препятствовать воздействию на население, особенно молодежь экстремистской идеологии, снижать остроту межконфессионального противостояния, прекратить практику дискриминации людей по религиозному признаку. Между странами Залива отсутствует должная координация деятельности в деле борьбы с терроризмом.

Особенностью аравийских монархий является то, что их национальная безопасность и стабильность не может быть обеспечена самостоятельно и опирается на внешнюю поддержку, главным образом со стороны США и их западных союзников, прежде всего, Великобритании и Франции. Расширяются связи «аравийской шестерки» с НАТО. США и Запад выступают в роли силы, обеспечивающей защиту стран-членов ССАГПЗ от внешнего нападения, т. к. крайне заинтересованы в обеспечении постоянного, гарантированного и безопасного доступа к углеводородным ресурсам региона. Аравийские монархии, со своей стороны, видят в США и их союзниках неотъемлемый составной элемент обеспечения региональной безопасности, рассчитывают на их способность при необходимости оперативно прийти на помощь и развернуть полномасштабные военные действия против потенциальных агрессоров. В еще большей степени от иностранного (американского) содействия в деле обеспечения безопасности и внутренней стабильности зависит Ирак (здесь нефтяной фактор также играет одну из ведущих ролей). Причем эта страна в настоящее время и в ближайшем будущем не будет располагать полноценной армией.

В целом на обозримую перспективу в зоне Персидского залива сохранится сложная военно-политическая обстановка. Существующие здесь межгосударственные противоречия и внутренние проблемы вряд ли будут урегулированы в полной мере. Однако наибольшую опасность для стабильности и безопасности в регионе может представить возможная военная операция США или Израиля с целью нанесения неприемлемого ущерба ядерной инфраструктуре Ирана.

52.36MB | MySQL:103 | 0,672sec