Ситуация вокруг предстоящих президентских выборов в Иране

До президентских выборов в Иране остается еще восемь месяцев, однако, как показывают последние события из политической жизни этой страны, ожесточенная борьба за власть уже началась.

По предложению министра внутренних дел Ирана и одобрению со стороны Наблюдательного совета, десятые по счету президентские выборы состоятся 12 июня 2009 г. В этот же день в шести избирательных округах страны пройдут и промежуточные выборы в иранский парламент, а также в Совет экспертов. Согласно закону о выборах, все кандидаты должны будут оставить занимаемые ими посты за шесть месяцев до начала выборов. По заявлению замминистра внутренних дел Али Реза Афшара, об этом было объявлено заранее, чтобы дать кандидатам достаточно времени, чтобы заблаговременно подать в отставку [1].

Прежде чем рассмотреть ситуацию вокруг предвыборной борьбы, необходимо заострить внимание читателя на положении в лагере фундаменталистов, полностью контролирующих как исполнительную, так и законодательную власть. Как известно, после парламентских выборов прошлого года большинство мест в парламенте принадлежит фундаменталистам. Несмотря на это, до последнего времени наблюдалось некоторое противостояние по многим принципиальным вопросам между парламентом, возглавляемым Али Лариджани, и правительством Махмуда Ахмадинежада. Вопреки ожиданиям, парламенту до сих пор не удается установить контроль над деятельностью правительства. Более того, правительство М. Ахмадинежада просто-напросто игнорирует парламент. Например, парламенту так и не удалось получить от правительства обещанную программу экономической реформы, без изучения которой, как заявил спикер парламента Али Лариджани, экономические преобразования не могут быть осуществлены [2]. По мнению председателя парламентской комиссии по экономике Голама Резы Мисбахи Мокаддама, не все лозунги девятого правительства были претворены в жизнь. Более того, в некоторых случаях, например в таких, как борьба с бедностью, правительством были получены противоположные результаты, виной чему, как считает Мокаддам, нарушение «экономических норм». Зато к числу достижений девятого правительства он отнес его внешнеполитическую деятельность, которая, как мы знаем, выражается в жестком противостоянии с международным сообществом в вопросе об иранской ядерной программе и в постоянных антиизраильских заявлениях. Помимо всего прочего, М. Ахмадинежаду ставится в заслугу возрождение хомейнистской внешнеполитической концепции и следование ей [3].

Несмотря на некоторые трения внутри лагеря фундаменталистов, по указанию духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи делается все для того, чтобы в преддверии будущих парламентских выборов сплотить воедино правительство и парламент. В связи с этим совершенно неслучайно 7 сентября с.г. 224 депутата иранского парламента опубликовали декларацию, в которой не только выразили свое одобрение и удовлетворение по поводу поддержки девятого правительства со стороны духовного лидера, но и обещали оказывать правительству максимальную помощь. В этой декларации высказана мысль о том, что следует провести грань между здоровой и злонамеренной критикой. Можно не сомневаться в том, что такая трактовка может быть использована в будущем не только против недовольных экономическим и внешнеполитическим курсом президента внутри лагеря фундаменталистов, но и против потенциальных политических противников из лагеря реформаторов. При этом не надо забывать, что Али Хаменеи открыто и полностью поддерживает девятое правительство, о чем он неоднократно заявлял. Следовательно, принимая во внимание позицию духовного лидера Ирана в отношении оценки деятельности М. Ахмадинежада и его правительства, а также тот факт, что парламент находится в руках фундаменталистов, можно ожидать, что в дальнейшем жесткая критика девятого правительства со стороны парламента пойдет на спад. Так, бывший спикер парламента Голям Али Хаддад Адель на пресс-конференции, устроенной после завершения открытого заседания парламента, заявил о том, что «логика критики заключается в названии недостатка в работе, а не в ослаблении правительства, поскольку ослабление любого правительства — ошибка. Однако выявление слабой стороны какой-либо программы — это уже обязанность» [4].

На фоне тенденции сплочения своих рядов под знаменем духовного лидера, который, можно не сомневаться, уже сделал свой выбор, в лагере фундаменталистов высказываются определенные мысли о кандидате, который примет участие в будущих президентских выборах. Судя по высказываниям Голама Резы Мисбахи Мокаддама, вопрос о выдвижении единого кандидата от фундаменталистов пока еще не обсуждался. На вопрос, есть ли шансы у президента М. Ахмадинежада быть переизбранным на второй срок, он ответил, что нынешний президент является одной из кандидатур. Касаясь вопроса о выдвижении другой кандидатуры, он заверил, что тот будет пользоваться поддержкой всех фракций фундаменталистов. Вместе с тем, возвращаясь к кандидатуре М. Ахмадинежада, Г. Мокаддам заявил, что если даже его не поддержат различные сегменты блока фундаменталистов, в любом случае, благодаря своим частым поездкам по различным провинциям Ирана и контактам с народом, тот может рассчитывать на успех. И это несмотря на то что он не оправдал ожиданий народа. Тем не менее главное в том, что он руководствовался благими намерениями!

Наряду с попытками сплотить ряды фундаменталистов, наблюдается определенная тенденция шельмования противников девятого правительства, о партийной принадлежности которых нетрудно догадаться. Их обвиняют в «необоснованных» утверждениях по поводу провала экономической реформы, которые, дескать, нашли отражение и в иностранных СМИ.

Несмотря на стремление властей заглушить критику со стороны политической оппозиции, голос последней продолжает звучать. Буквально на днях бывший президент Ирана Мохаммад Хатами в очередной раз раскритиковал «конфронтационную внешнюю политику правительства», обвинив его в злонамеренном искажении статистики экономического развития страны за три года его правления. Нет сомнения в том, что по мере приближения президентских выборов в Иране политическая оппозиция активизируется. А насколько высоки шансы реформаторов на успех, пока судить рано. Можно лишь в общих чертах обрисовать ситуацию в их лагере.

Что касается подготовки реформаторов к президентским выборам, то можно сказать, что ситуация здесь намного запутаннее, чем у их политических противников. Как свидетельствует иранская пресса, внутриполитическая обстановка в лагере реформаторов грозит его окончательным расколом. Как известно, до недавнего времени блок реформаторских партий своим духовным настоятелем считал бывшего президента Ирана Мохаммада Хатами. Однако недавнее заявление реформаторской партии «Этемад-е Мелли» о выдвижении своего генерального секретаря Мехди Каруби в качестве первого кандидата на президентских выборах обещает обострить застарелые внутренние противоречия в лагере реформаторов [5].

Аббас Хосревани, автор статьи «Конец гегемонии «отца» на фронте реформ», опубликованной недавно в газете «Ресалат», видит в факте избрания М. Кяруби конец верховенства «отца», т.е. М. Хатами. Он отмечает, что М. Кяруби выставил свою кандидатуру в условиях, когда М. Хатами окончательно еще не решил, примет он участие в будущих президентских выборах или нет. В ситуации, когда М. Кяруби уже заявил о своем решении баллотироваться на выборах, М. Хатами еще труднее будет принять участие в выборах. Автор статьи считает, что в таком случае сторонникам М. Хатами негоже бойкотировать выборы. Тем более что среди реформаторов нет более весомого кандидата, чем М. Кяруби [6]. Следует заметить, что три партии из блока реформаторов — «Мошарекят» («Участие»), «Мождахеддин-е Энкелаб-е Эслами» («Борцы за исламскую республику») и «Маджма-е Руханийун-е Мобарез» (Ассамблея борющегося духовенства) — категорически требуют выставить на президентских выборах кандидатуру М. Хатами. По мнению А. Хосревани, «те, которые вынесли лозунг – Хатами или никто», – могут оказаться в глубокой политической изоляции, которая повлечет за собой их политическое банкротство». Он полагает, что бойкот М. Кяруби может обернуться для реформаторов политической катастрофой, следовательно, нет причины объявлять войну партии «Этемад-е Мелли» и ее лидеру. По крайней мере, он убежден, что до тех пор пока неизвестно мнение самого М. Хатами относительно участия в президентских выборах, не следует обвинять М. Кяруби в грехах и выступать против него. Кроме того, по его утверждению, шансы М. Кяруби во время прошлых, девятых по счету, президентских выборов были намного предпочтительнее шансов других кандидатов от блока реформаторов. По заключению А. Хосревани, если бы тогда голоса других кандидатов были поданы в пользу М. Кяруби, то, по крайней мере, последний мог бы пройти во второй тур президентских выборов. Автор статьи открыто обвинил радикальные (здесь: левые) элементы внутри блока реформаторов в желании спрятаться за спиной М. Хатами и использовать его в качестве козырной карты в своей раскольнической игре [7]. По утверждению газеты «Иран», в блоке реформаторов есть партии («Каргозаран-е Сазандеги», «Этемад-е Мелии», «Эслами Кар», «Сетад-е Этелаф-е Эслахталабан-е Джаван», «Джабхе-йе Азади»), которые утверждали, что победа реформ не связана ни с именем М. Хатами, ни с каким-либо другим именем. Как выясняется, основные расхождения касаются будущей генеральной линии блока реформаторов.

Вместе с тем внутри блока реформаторов слышны и голоса критики в адрес партии «Этемад-е Мелли», которые утверждают, что ее действия не основаны на «коллективном разуме» и, следовательно, ведут к расколу многопартийного блока. По заключению газеты «Джамджам», среди реформаторов существует серьезное опасение относительно партийного раскола в преддверии президентских выборов в Иране. Между прочим, из лагеря умеренных реформаторов доносятся голоса, призывающие к компромиссу с властями. Например, заместитель секретаря партии «Каргозаран-е Сазандеги» Хосейн Мараши призвал к сотрудничеству с духовным лидером и с властями, поскольку «возвращение реформаторов к власти будет нелегким делом» [8]. Можно не сомневаться, что соглашательская политика некоторой части реформаторов может поставить под угрозу существование самого реформаторского блока.

Положение в стане реформаторов осложняется и тем, что среди них не существует консенсуса относительно оценки деятельности М. Хатами. Так, например, Аббас Абди, бывший член реформаторской партии «Мошарекят» («Соучастие»), обвинил реформаторов в том, что во время нахождения у власти они так и не смогли объяснить народу, в чем состоит суть реформ. Поэтому не удивительно, что реформаторские платформы партии «Этемад-е Мелли», с одной стороны, и партий «Мошарекят» и «Моджахедин-е Энкелабе Эслами» — с другой, диаметрально отличаются друг от друга! Аббас Абди идет еще дальше. По его мнению, в нынешних условиях реформаторы ничего нового не могут сказать народу, а единственной отдушиной для реформаторского блока была лишь критика девятого правительства. Конечно, на одной критике далеко не уедешь. Нужны новые идеи.

Все вышесказанное указывает на то, что раскол в блоке реформаторов — свершившийся факт. Тем не менее все будет зависеть от позиций М. Кяруби и М. Хатами, а именно, захотят ли они сотрудничать во имя реформ или будут преследовать свои узкопартийные цели, что может привести не только к расколу, но и к окончательному развалу блока реформаторов.

1. «Iran Daily», 8 September 2008.

2. «Абрар», 8 сентября 2008.

3. «Афтаб», 17 шахривар 1387 г.

4. «Иран», 8 сентября 2008.

5. «Иран», 7 сентября 2008.

6. «Ресалат», 10 сентября 2008.

7. Там же.

8. «Джамджам», 20 шахривара 1387 г.

62.88MB | MySQL:102 | 0,661sec