Мир дороже правды: Пан Ги Мун готов отложить арест аль-Башира

Похоже, что интрига с требованием прокурора Международного уголовного суда (МУС) Луиса Морено-Окампо выдать ордер на арест суданского лидера, обвиняемого в военных преступлениях и преступлениях против человечности, близка к завершению. Еще нет решения судей МУС, но генеральный секретарь ООН уже вовсю намекает, что он был бы не против того, чтобы отказать Луису Морено-Окампо в удовлетворении его запроса, так как требование прокурора «изменило политический ландшафт, и это в условиях, когда нельзя оценить возможное влияние данного решения на ход мирного процесса (в Дарфуре. — Авт.)» Более того, источник в окружении Пан Ги Муна приводит его слова о том, что «мир — это ключ к компромиссу». А мир подразумевает отказ от уголовного преследования О. аль-Башира, так как иного варианта попросту нет.

Не исключено, что к такому решению генсек ООН пришел после анализа плачевной ситуации с поставками продовольственной помощи, идущей жителям Дарфура по каналам Всемирной продовольственной программы (ВПП). Неделю назад заместитель представителя ВПП в Судане Моника Мидел заявила: «Повторяющиеся и целенаправленные нападения на автоколонны с продовольствием осложняют и делают опасной нашу деятельность, направленную на обеспечение питанием голодных людей».

По печальной статистике, приведенной Мидел, только с начала этого года бандиты угнали 100 грузовиков. Во многих случаях во время нападения бандиты в целях устрашения стреляли по водителям, которым уже давным-давно даны инструкции не оказывать сопротивления при нападении. В настоящее время ничего неизвестно о судьбе 43 водителей и 69 грузовиков. Моника Мидел добавила, что если эти нападения будут продолжаться, ВПП будет вынуждена прекратить распределение продуктовых пайков среди голодающих.

Требовать ареста в этой ситуации суданского президента может, по логике Пан Ги Муна, только безумец, хотя генсек ООН, разумеется, так не называет Луиса Морено-Окампо.

С другой стороны, дипломатические танцы, которые с хартумским режимом уже давно ведутся ООН и отдельными западными державами, пока что не смогли остановить кровавый хаос в Дарфуре. Вот и теперь аль-Баширу намекают, что, если он возьмет ситуацию под контроль и даст развернуться в полную мощь контингенту сил смешанной операции Африканского союза/Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД), то его простят и ордер не выдадут.

Проблема, однако, в другом. Аль-Башир и его окружение эту ситуацию с ордером МУС видят несколько по-иному: ООН слаба, Запад не хочет ее поддерживать, а ордер — лишь «детская» страшилка. Действительно, удалось же команде суданского президента «прокатить» такую же «ужасную» резолюцию СБ ООН № 1706, которая, напомним, требовала от Судана «дать согласие» на развертывание Миссии ООН в Судане (МООНВС) на территории Дарфура и укрепление МООНВС «военным персоналом численностью до 17300 человек и надлежащим гражданским компонентом, включая до 3300 сотрудников гражданской полиции и до 16 регулярных полицейских подразделений».

Так почему бы и в этот раз не повезет, считают аль-Башир и его команда. К тому же не надо забывать и сбрасывать со счетов непревзойденное умение суданского президента выпутываться из самых тяжелейших, заведомо проигрышных ситуаций. А иначе как объяснить тот факт, что аль-Башир, будучи профессиональным военным (сначала учился на летчика, затем перешел в десантные войска), не выиграл на поле сражения ни одной войны, но всегда выходил «сухим» из воды, обращая, как фокусник-иллюзионист, свои поражения в великолепные победы.

Он проиграл (в военном плане) главную войну Судана — 22-летний вооруженный конфликт Севера с Югом (второй в истории Судана, первый был в 1955-1972 гг. и закончился вничью), но на политическом поле блестяще обыграл своих оппонентов из Суданского народно-освободительного движения/Суданской народно-освободительной армии (СНОД/СНОА), добившись закрепления для себя и своей партии (Национальный конгресс Судана, НКС) значительных политических прерогатив в нынешней суданской конституции (действует с 2005 г.), действующей на базе Всеобъемлющего мирного соглашения 2005 г.

Вот и на этот раз явный военный проигрыш правительственных войск в Дарфуре, казалось бы, должен был привести к серьезным последствиям для аль-Башира, как минимум к его отставке. Но «главный десантник» суданской политики не только сохранил свой пост, он сегодня единственная надежда ООН на восстановление мира и безопасности на Западе Судана. А надежду, как известно, не судят, и умирает она всегда последней.

Вообще-то лучшего кандидата, чем суданский лидер, на звание «Политик года на Африканском континенте» найти трудно. Однако так ли безумен Луис Морено-Окампо, требуя ареста «последней надежды ООН»?

В нашем безумном мире только безумцы оказываются истинными защитниками прав миллионов людей, обреченных на смерть по вине различных социально-экономических и политических перипетий. Если прокурору МУС удастся его план и аль-Башир предстанет перед судом и будет осужден, то и Луис Морено-Окампо окажется в этом почетном списке «безумцев».

А это крайне важно, чтобы аль-Башир и его команда предстали перед лицом международного суда и были осуждены, ибо иначе их уверенность в безнаказанности своих поступков достигнет такой степени, что про спасение рядовых дарфурцев миру придется забыть и в лучшем случае молиться за упокоение душ безвинно погибших людей.

Логику Пан Ги Муна и ООН можно понять: у него нет под рукой надежной военной силы, чтобы навести порядок в Дарфуре, но принять ее категорически нельзя. Ибо в этом случае нам опять придется аплодировать чемпиону Африки по «политическим» шахматам, фельдмаршалу Судана президенту Омару аль-Баширу, так как все ситуация снова развивается по его сценарию, в котором, однако, практически не отведено место реальному решению дарфурского кризиса. Похоже, что аль-Баширу стало выгодно урегулировать ситуацию на Западе страны, не стремясь при этом к финалу мирного процесса, ведь тогда он уже перестанет быть незаменимой опорой ООН и ему вместе со своей командой придется платить по счетам.

В далеком 1989 г. мало кто в Судане мог предположить, что командующий 8-й парашютной бригадой армии Судана, действовавшей на Юге, бригадный генерал аль-Башир, замеченный главным идеологом суданского исламофундаментализма Хасаном ат-Тураби и ставший с его помощью во главе страны, всего через 10 лет отправит в отставку своего политического учителя и наставника и станет символом эпохи.

Теперь нужно, чтобы у этого символа наконец-таки появился достойный противник, способный сесть с ним за суданскую «шахматную доску» и выиграть дарфурскую партию. Станет ли этим противником Пан Ги Мун, Луис Морено-Окампо или кто-то другой, не так уж и важно, главное понять одну простую истину — дарфурский кризис можно решить и без аль-Башира, пусть это и будет невероятно сложно и трудно. А вот решить его с ним, похоже, уже не получится, так как кредит международного доверия стоимостью в сотни тысяч погибших дарфурцев, выданный суданскому лидеру, уже давно исчерпан.

52.27MB | MySQL:103 | 0,644sec