Ситуация в Ливии: декабрь 2020 г.

2 декабря исполняющая обязанности специального представителя ООН в Ливии американка Стефани Уильямс сообщила, что несмотря на подписанное в октябре соглашение о прекращении огня между сторонами внутриливийского конфликта стране  на тот день оставались около 20 тысяч «иностранных военных и/или наемников». По ее мнению, их присутствие в стране являлось «шокирующим нарушением ливийского суверенитета».

«В настоящее время 10 военных баз в вашей стране полностью или частично заняты иностранными силами», — сказала она, обращаясь к участникам организованного под эгидой ООН Форума ливийского политического диалога, призванного вывести страну из политического кризиса.

Новый раунд Форума проходил в виртуальном формате. Его первый раунд, проходивший в середине ноября прошлого года в Тунисе, позволил прийти к соглашению относительно проведения 24 декабря 2021 г. «национальных» выборов. Тем не менее его участники не смогли договориться по персоналиям, которые войдут в руководство Ливии на переходный период.

Говоря об иностранных силах в Ливии, американка заметила: «Вы можете верить, что эти иностранцы приглашены вами, но они оккупируют сейчас ваш дом». По ее оценке, в данном случае речь идет о «вопиющем нарушении эмбарго на поставки оружия» в Ливию. «Они завозят оружие в вашу страну, страну, которая не нуждается в том, чтобы в ней было больше оружия. Они находятся в Ливии не в ваших интересах, а преследуют собственные», — сказала она. С этой оценкой можно только согласиться. Хотя понятно, что именно США создали хаос в Ливии.

Соглашением о прекращении огня предусматривается вывод иностранных  наемников и роспуск милицейских формирований в 90-дневный срок.

Уже 3 декабря С.Уильямс в ходе второй сессии Форума констатировала, что соглашение о прекращении огня в Ливии в целом соблюдается, стороны конфликта вернулись за стол переговоров.

8 декабря Турция «решительно осудила» досмотр двумя днями ранее ее торгового судна «Мабрука» силами ЛНА. Она потребовала освободить судно, пригрозив в противном случае «серьезными последствиями». «Мы напоминаем еще раз, что если турецкие интересы в Ливии будут подвергнуты атаке, для атаковавших последуют серьезные последствия, и они будут рассматриваться как законные цели», — утверждалось в коммюнике МИД Турции. Задержанное судно шло под флагом Ямайки, но принадлежало турецкому судовладельцу. В составе его экипажа было 17 человек, в том числе 9 граждан Турции. Согласно турецким властям, судно перевозило груз гуманитарной помощи.

10 декабря судно «Мабрука» было отпущено властями восточного правительства Ливии. Его экипаж и судно были отпущены после выплаты штрафа за заход в ливийские территориальные воды «без предварительного разрешения» и вход в «зону, запрещенную для навигации» в районе порта Рас аль-Хилаль на востоке страны.

14 декабря стало известно о кончине в Марокко от коронавируса депутата ливийского парламента Омара Гармиля. Он оказался в королевстве в конце ноября для участия в межливийских переговорах, проходивших в Танжере. В них участвовали 120 депутатов Палаты представителей. По их завершении О.Гармиль был госпитализирован в Танжере. По имеющимся данным, О.Гармиль относился к той группе парламентариев, которая поддерживает восточное и правительство и базируется в Тобруке.

К тому дню в Ливии было зафиксировано около 91 тысячи заболевших коронавирусом, из них умерли 1314 человек.

14 декабря стало известно, что российский предприниматель Евгений Пригожин заплатил примерно 400 тысяч евро двум россиянам, проведшим 18 месяцев в ливийской тюрьме и освобожденных 10 декабря. Согласно российским СМИ, Максим Шугалей и Самер Суэйфан были арестованы в Ливии в мае 2019 г. по обвинению в попытке вмешательства в некие выборы при сотрудничестве с сыном Муаммара Каддафи Сейф аль-Исламом. Как сообщалось в коммюнике группы компаний «Конкорд», оба получили по миллиону рублей за каждый месяц, проведенный в тюрьме.

14 декабря ОПЕК сообщила, что вслед за соглашением о прекращении огня в ноябре добыча нефти в Ливии удвоилась с 656 тысяч баррелей в день в октябре до 1,1 млн баррелей в день. В сентябре этот показатель составлял  155 тысяч баррелей.

В тот же день в Женеве под эгидой Всемирного банка открылся Ливийский экономический диалог, призванный определить «конкретные цели» предстоящих экономических реформ. Сопредседателями встречи были Египет, США и Евросоюз. С ливийской стороны в ней участвовали представители двух Центральных банков (Триполи и Тобрука), Министерства финансов ПНС и национальной нефтяной компании NOC.

16 декабря базирующийся в Триполи Центральный банк Ливии (ЦБЛ) объявил о предстоящем начиная с 3 января «оздоровлении» курса ливийского динара по отношению к доллару посредством введения единого обменного курса. Предполагалось, что с указанной даты 1 доллар будет стоить 4,48 динара для «всех сделок, государственных, частных и личных». По состоянию на 16 декабря для государственных операций 1 доллар стоил 1,4 динара, для торговых и личных сделок 1 доллар стоил 3,9 динара. На «черном» рынке за 1 доллар давали 7 динаров и более. Все это давало повод для самых широких спекуляций.

Главным итогом встречи в Женеве стало решение о формировании единого административного совета двух банков.

15 декабря Совбез ООН единогласно потребовал удалить из Ливии «наемников и иностранных комбатантов». Соответствующую резолюцию поддержала и Россия. Заседание Совбеза прошло в режиме видеоконференции и было закрыто для СМИ.

Тогда же Совбез дал «зеленый свет» генсеку ООН Антониу Гутерришу в части назначения болгарина Николая Младенова и норвежца Тора Венесланда на должности новых спецпредставителей ООН в Ливии и на Ближнем  Востоке соответственно. С 2015 г. и до недавнего времени 48-летний Н.Младенов занимал пост спецпредставителя ООН на Ближнем Востоке. 22 декабря стало известно, что Н.Младенов отказался от нового поста по «причинам личного и семейного характера».

21 декабря, в 32-ю годовщину трагедии в небе над Локерби, американская юстиция объявила о предъявлении обвинения бывшему агенту ливийских спецслужб Абу Акиле Мухаммеду Масуду. Его подозревают в причастности к «делу Локерби». Он обвиняется в том, что изготовил бомбу, которая взорвалась на борту авиалайнера «Боинг-747» американской компании «Пан Ам», и запрограммировал ее таймер. Тогда погибли 259 пассажиров и членов экипажа, в том числе 190 американцев. На земле в результате падения обломков самолета погибли 11 местных жителей.

Министр юстиции США Билл Барр выразил «оптимизм» относительно экстрадиции в Соединенные Штаты обвиняемого, в настоящее время находящегося под арестом в Ливии. «У нас нет причин полагать, что это правительство (ПНС) захочет, чтобы его ассоциировали с этим чудовищным терактом», — сказал он.

В 1991 г. органы юстиции США и Шотландии выдвинули обвинения в причастности к «делу Локерби» агентам ливийских спецслужб Абдельбасету Али Мухаммеду аль-Меграхи и Амину Халифе Фхима. В 2000 г. они были судимы в специальном шотландском суде на нейтральной территории в Голландии. Фхима был оправдан, аль-Меграхи, признанный виновным в убийстве, получил пожизненное заключение, которое затем заменили на как минимум 27 лет тюрьмы. Он был освобожден в 2009 г. по медицинским причинам и умер в Ливии три года спустя.

22 декабря турецкий парламент продлил на 18 месяцев разрешение на пребывание турецких войск в Ливии, где их действия на стороне ПНС способствовали отступлению ЛНА от Триполи. В первый раз такое разрешение было дано в январе 2020 г. в ответ на просьбу о помощи со стороны главы ПНС Фаиза Сарраджа.

24 декабря в Ливии отметили 69-ю годовщину со дня достижения независимости. В тот день в Триполи при повышенных мерах безопасности прошел военный парад.

25 декабря в ответ на решение турецкого парламента командующий ЛНА фельдмаршал Х.Халифа призвал свои силы вновь прибегнуть к оружию  с тем, чтобы «изгнать (турецких) оккупантов». «Мы должны напомнить сегодня, что не будет мира в условиях присутствия колонизаторов на нашей земле», — сказал он в речи по случаю Дня независимости. «Офицеры и солдаты, готовьтесь!», — призвал он на построении в одной из казарм в Бенгази.

27 декабря Хафтару из Триполи ответил министр обороны Турции Хулуси Акар. Он заявил, что Турция ответит на любую атаку против ее сил, развернутых в Ливии. Согласно коммюнике Высшего государственного совета, входе переговоров в Триполи турецкий министр обсуждал с должностными лицами ПНС способы ответа на новое возможное наступление ЛНА.

28 декабря Франция призвала Х.Хафтара «воздержаться от какого-либо возобновления боевых действий» и «сконцентрироваться» на поиске политических путей конфликта. Аналогичный призыв был адресован и другой стороне.
27 декабря в Триполи состоялась встреча египетской делегации с высокопоставленными представителями ПНС. Эта встреча стала первой за последние 6 лет, в течение которых Каир поддерживал оппонента ПНС во внутриливийском конфликте – восточное правительство в Тобруке, олицетворением которого является командующий Ливийской национальной армией фельдмаршал Халифа Хафтар.

Как сообщило МВД ПНС, египетскую делегацию во главе с заместителем директора разведывательной службы АРЕ принял глава ведомства Фатхи Башага. В ней также участвовал глава ливийского Органа общей безопасности Имед Трабелси. Обсуждались вопросы «укрепления сотрудничества в сфере безопасности» и «поддержки режима прекращения огня», соглашение о котором было заключено в октябре 2020 г. под эгидой ООН.

Египетскую делегацию также принял глава МИД ПНС Мухаммед Тахер Сиала. Обсуждалась возможность «нормализации дипломатических отношений». Египет закрыл свое посольство в Триполи в 2014 г. в связи с отсутствием условий безопасности. По данным представителя МИД ПНС, египетская делегация обязалась «как можно скорее» вновь открыть посольство Египта в Триполи и восстановить авиационное сообщение между двумя столицами.

Таким образом, несмотря на ведущийся диалог на разном уровне между сторонами конфликта в Ливии, прозвучавшие воинственные заявления продемонстрировали хрупкость действующего перемирия.

52.26MB | MySQL:103 | 0,481sec