Алжир наносит Евросоюзу газовый удар

В условиях глобального роста мирового спроса на газ Алжир срывает его поставки в страны Европы. Так, с января 2021 года Испания и Италия жаловались на снижение объемов голубого трубопроводного топлива, получаемого из АНДР – на 15-30% в Италии и примерно на четверть в Испании.

Ситуация усугубляется тем, что там наблюдается значительный рост спроса на электроэнергию.

В результате в обеих странах сложилась довольно напряженная ситуация с энергоснабжением, и они пытаются найти необходимые им объемы сырья у других поставщиков.

Однако на мировом газовом рынке наблюдаются серьезные проблемы с его насыщением. В частности, это объясняется исключительным ростом спроса на газ в Азии, особенно Китае и Японии, страдающих от сильного похолодания и ростом цен на него на спотовом рынке. В связи с этим импорт СПГ в двух странах в последние два месяца достиг рекордного уровня.

И, наконец, свою существенную лепту внес и новый американский президент Джозеф Байден, одним из первых решений которого был удар, нанесенный по собственно газовой отрасли США, не только сланцевой, лишившейся значительной части прежних дотаций, но и «классической» (запрет на прокладку трубопровода из Канады).

Что же касается алжирской ситуации, то, по данным испанской прессы, руководство алжирской компании Sonatrach оправдывает снижение потока газа тем, что в ущерб европейскому рынку оно предпочитает рынок азиатский, чтобы извлечь выгоду из более привлекательных цен на сырье, предлагаемых Китаем и Японией.

Также упоминается о наличии лазеек, диктуемых имеющимися оговорками в долгосрочных контрактах, подписанных между национальными компаниями Naturgy и Sonatrach, дающими право Алжиру продавать свой газ другим потребителям в случаях, когда на спотовом рынке цены выше, чем по долгосрочным договорам.

Между тем, европейских потребителей удивляет и раздражает отсутствие по данному вопросу официальной реакции алжирских властей. Видимо, с этой целью по инициативе Рима посол Италии в Алжире Джованни Пуглизе провел 28 января встречу с министром энергетики АНДР Абдельмаджидом Аттаром.

Первый в своем интервью итальянским СМИ объяснил произошедшее стратегией, избранной руководством Sonatrach в отношении продажи газа на спотовом рынке в ущерб долгосрочным контрактам, которые так рьяно прежде отстаивало руководство АНДР.

Несмотря на это, министр энергетики АНДР открыто заявляет о том, что «Алжир является надежным партнером и имеет возможности выполнять наши международные обязательства по поставкам природного газа».

Впрочем, почему в таком случае Испания и Италия, два из трех ключевых потребителей голубого алжирского топлива, до сих пор не получили требуемого объема сырья, он не уточнил, но указал, что срыв поставок во многом обусловлен прежней стратегией руководства компании Sonatrach «на долгосрочные поставки».

То есть, по сути он открыто признал, что никакого форс-мажора с его точки зрения не было и что контракты не выполняются из-за более высокой цены, предложенной азиатскими конкурентами. Причем срыв поставок произошел фактически без всякого предупреждения.

При этом министр намекнул, что в соответствии с проведенными исследованиями, «к 2025 году более половины количества СПГ будет продаваться на спотовом рынке, исходя из более выгодных цен на сырье» и «Sonatrach придется адаптироваться к рынку. Бизнес-видение на ближайшие пять лет должно быть намечено сегодня. Ситуация на рынке вынуждает нас наступать, а не обороняться. Когда американский СПГ начал захватывать у нас нашу долю рынка в Европе, мы поняли, что на это нужно оперативно реагировать».

В переводе на русский язык это означает, что европейские потребители к этому времени могут недополучить половину требуемого объема алжирского газа, если, конечно, не станут платить «достойно».

В любом случае, произошедшее ставит вопрос о надежности Алжира как поставщика данного сырья.

Итак, что можно сказать определенно о данной ситуации?

1 Алжир не выполняет действующие контракты на поставки стратегических ресурсов для стран Евросоюза, являющихся в совокупности его главными торговыми партнерами.

АНДР демонстрирует себя недоговороспособным поставщиком в критический момент.

2 Срыв поставок, даже 10% от объема, не говоря уже о 30%, несет в себе серьезные проблемы для получателей.

3 Алжир создает своими действиями угрозу энергетической и в целом стратегической безопасности не просто Испании и Италии, но и Евросоюзу в целом, которому приходится реагировать на происходящее и покрывать их потребности из своих резервов. В условиях непростых отношений с Россией это создает для него дополнительную уязвимость и ставит под вопрос дальнейшее сохранение действительно независимого внешнеполитического курса и вынуждает корректировать свои связи с Москвой.

4 Впрочем, анализируя создавшееся положение, можно сделать вывод, что столь значительные объемы высвободившегося сырья АНДР не способны одномоментно перевести в СПГ. Во всяком случае, до сих пор у алжирской стороны не было свободных технологических, транспортных и «складских» мощностей для подобного масштабного увеличения переработки и транспортировки.

Причем данная ситуация как представляется, обусловлена не только спотовыми ценовыми скачками на газ. Столь серьезные «разрывы» обусловлены в том числе общими проблемами внутри газовой отрасли страны в целом, все больше страдающей в последние месяцы от различных аварий, вызванных отсутствием в нее инвестиций и отсутствием технологической модернизации.

С другой стороны, нельзя исключать, что уменьшение объемов поставок алжирского голубого топлива Европе связано и с попытками «выкрутить ей руки» и навязать выгодные руководству АНДР цены на сырье.

Впрочем, это уже детали. Главное, что АНДР своими действиями поставила страны Европы в тяжелое положение, а что конкретно на это именно повлияло – не так и важно.

Страна находится в отчаянном положении и пытается любыми способами пополнить стремительно скудеющую казну. Но для Европы эти объяснения несущественны. Главное, что своими действиями АНДР поставила под угрозу стратегическую безопасность не просто Испании и Италии, а Евросоюза в целом.

Куда важнее, что для Алжира подобное поведение может быть чревато. Разумеется, мы не проводим никаких параллелей с той же Ливией периода позднего М.Каддафи. Однако можно с высокой долей вероятности предположить, что из случившегося будут сделаны организационные выводы и явно не лояльные для нынешнего алжирского руководства.

Напомним, что прежде умеренно-лояльная реакция Брюсселя на действия алжирской оппозиции во многом объяснялась как раз энергетической зависимостью от АНДР. И, разумеется, в столь непростых условиях Евросоюзу неизбежно придется как-то решать вопрос недопоставками голубого топлива.

Между тем, бенефициаром данной ситуации может и должна стать Россия, способная снизить остроту вопроса по прокладке второй очереди «Северного потока».

Соответственно, это ставит вопросы относительно объемов дальнейших поставок Вашингтоном СПГ Европе.

В подобных условиях крупные поставщики газа имеют хороший шанс укрепить свои позиции на мировом энергетическом рынке вообще и европейском в частности.

52.23MB | MySQL:103 | 0,513sec