Ливия-РФ: визит Ахмеда Омара Майтыга в Москву

29 января Ливийское новостное агентство (WAL) распространило в Триполи коммюнике, в котором сообщается, что вице-президент Президентского совета ПНС, Ахмед Омар Майтыг встретился 28 января в российской столице с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

На встрече были рассмотрены последние события на ливийской арене и обсуждены развитие диалога, спонсируемого Организацией Объединенных Наций через комитет по диалогу, проведенного в Тунисе, а также результаты работы совместного военного комитета 5 + 5. Обе стороны выразили свою поддержку программе комитета за его усилия и призвали продолжить его встречи для урегулирования.

Стороны также обсудили государственные программы по запуску приостановленных проектов, и они ожидают, что российские компании будут играть важную роль в этих проектах.

Министр иностранных дел России выразил надежду на всеобъемлющее решение, учитывая, что в настоящее время наиболее вероятно достижение решений и создание единого национального правительства, пользующегося региональной и международной поддержкой, и что международное сообщество поддержит только те решения, которые принимают ливийцы.

В тот же день ливийский гость встретился в Москве с министром промышленности и торговли России, Денисом Мантуровым. На встрече обсуждались вопросы, относящиеся к промышленному сектору, особенно проекты, которые будут завершены с участием российских компаний, включая электроэнергетику, энергетику, инфраструктуру и инвестиции в области здравоохранения.

Министр промышленности Д.Мантуров подтвердил заинтересованность своей страны в развитии аспектов сотрудничества в интересах двух дружественных стран.

Визит высокопоставленного эмиссара ПНС, мисуратца, влиятельного бизнесмена, имеющего имидж опытного переговорщика, уже добивавшегося определенных успехов в диалоге с Киренаикой, на наш взгляд, можно рассмотреть под двумя углами.

Прежде всего, для самой РФ, корректировка прежнего, крайне негибкого и однобокого курса в Ливии, в последнее время, целиком и полностью отданного на откуп «военной партии», не просто желательна, а необходима, если Москва рассчитывает на хоть какое-то серьезной присутствие в ливийском политическом пространстве. Не в представлении агентства «Спутник» и ФАН, а реального. «Военная партия» ничего конструктивного в Ливии сделать не может по определению, она может лишь кому-то противостоять. И попутно пытаться рекламировать оружие и военную технику, о чем будет сказано ниже. В складывающейся в Ливии ситуации, продолжение присутствия структур МО РФ и ЧВК «Вагнер», возможно имеет смысл с точки зрения инициаторов и приносит им дивиденды, но для перспективы ливийско-российского сотрудничества, оно пагубно.

Поэтому активизация МИД РФ и подключение к процессу Минпромторга могут быть примером попытки найти пути для налаживания контактов с ПНС, их дальнейшего расширения в расчете начала формирования такого окна диалога с Триполи, который мог бы уравновесить прежние ставки на Х.Хафтара. Разумеется, действия эти находятся в самой начальной стадии, говорить о серьезных подвижках еще очень и очень рано, но то, что в Москве, хотя бы, начали говорить, да еще и с таким человеком, как А.Майтыг, есть событие положительное и более значимое, чем все прежние контакты с эмиссарами того же Акилы Салеха. При этом надо понимать, что упоминания о каких-то экономических моментах, в настоящий момент времени, есть формальное обрамление чисто политического процесса: у РФ нет конкретных предложений для ливийцев в этом плане, а то, что могло быть озвучено или предложено в ходе встреч, не подкреплено реальным содержанием, готовностью и самой возможностью российского государственного или частного бизнеса работать в Ливии. Кроме того, местные условия для такого прихода РФ в Ливию еще не подходящие, прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности.

Тем не менее, попытки наладить диалог с Триполи, через влиятельную мисуратскую партию, это лучшее, чем все то, что предпринимала российская дипломатия в Ливии с 2011 года.

Для самих ливийцев эти переговоры менее значимы, чем для РФ, но весьма показательны в главном: мы, критикуя официальную линию РФ на ливийском направлении, никогда не утверждали, что турки, с которыми, видимо, в Кремле и соревнуются в Ливии, в качеств основного и главного занятия, обладают монополией или подавляющим превосходством при выстраивании отношений с Триполи. Там была, есть и будет значительная прослойка влиятельных сил, которая предпочтет существовать вне турецкого поля, уравновешивая его. И то, что в РФ упорно не хотели принимать и понимать этого фактора, видеть, что ситуация гораздо комплекснее, чем «вот те, все террористы, а те – не все», и отдавать себе отчет, что в Триполи не все и не вся под турками, временами удручало.

Но, лучше позже, чем никогда, хотя, повторимся, речь идет лишь о признаке попытки смены вектора, не более того. «Военная партия», ее спонсоры и влияние никуда не делись, и нет никакой гарантии, что завтра ЛНА не собьет чей ни будь БПЛА у линии соприкосновения сторон, что вызовет новый виток обострения ситуации.

Косвенным «щелчком по носу» силовиков, а может и просто совпадением, может стать распространенная накануне приезда А. Майтига в Москву информация о захвате США образца ЗРПК «Панцирь-С1» в Ливии.

Пресс-секретарь Пентагона Джессика Макналти подтвердила, что министерству известно о том, что было опубликовано в британской газете The Times о краже США ракетного комплекса «Панцирь С1» российского производства, предназначенного для защиты различных гражданских и военных объектов, без подтверждения или опровержения этой информации.

«Государственный департамент может предоставить больше данных о политике Вашингтона в отношении Ливии», — сказала Макналти.

Примечательно, что в сообщении Times уточняется, что Соединенные Штаты смогли получить российскую систему «Панцирь-С1» в рамках операции, направленной на предотвращение попадания режима в руки террористических групп в Ливии, и согласно сообщению, операция прошла в июне 2020 года, когда система была перенесена из международного аэропорта Зувара на авиабазу Рамштайн в Германии американским военно-транспортным самолетом.

Примечательно, что в 2019 году африканское командование США AFRICOM объявило, что американский БПЛА MQ-9 Reaper был сбит недалеко от Триполи российскими системами ПВО. The Times предположила, что российские бойцы из ЧВК «Вагнер» сбили его как раз из «Панциря-С1».

Попробуем отделить «мух от котлет». ЗРПК «Панцирь», один из наиболее рекламируемых товаров российского ОПК в Ливии присутствовал в двух видах: около 20 единиц было поставлено в ЛНА из ОАЭ. Это версия ЗРПК на шасси немецкого грузовика MAN и она имеет характерные отличия от новых моделей комплекса в виде самого шасси и прямоугольной антенны станции обнаружения целей (СОЦ).  Почти все эмиратские «Панцири» были захвачены и уничтожены в ходе боев в Триполитании в 2019 году, по крайней мере, 2 из них достались ПНС в относительно целом виде. Затем, судя по данным, опубликованным в сети, в Ливию были переброшены ЗРПК «Панцирь-С1» из наличия МО РФ. Они смонтированы на шасси автомобиля  «КамАЗ» 6560 и имеют СОЦ пирамидальной формы. Несколько таких ЗРПК были также уничтожены в боях, их достоверно можно опознать на фотографиях, причем, он несут стандартную зеленую окраску российской техники. Возможно, один из них также мог попасть в руки бойцов ПНС.

Медийный ущерб причиненный репутации этой системы вооружения в ливийских и, отчасти сирийских событиях хорошо известен. И являет собой образец неэффективности контрпропаганды, непрофессионализма российских структур, призванных такие вещи купировать. Они ничего не смогли противопоставить десяткам роликов в интернете и разборов эпизодов боев, где «Панцири» были представлены в неприглядном виде. И вот теперь появляется новый оттенок: США заполучили этот ЗРПК. Сразу хотим подчеркнуть: в самом ЗРПК «Пацнирь-С1» для американцев нет ничего того, что бы они не знали. Несколько лет они имеют возможность ознакомиться с ним в тех же ОАЭ, и в Ираке, где «Панцири» обеих модификаций находятся бок о бок с американскими военнослужащими. Им прекрасно известны частоты работы и характеристики СОЦ и многофункциональной РЛС (МЛРС), отвечающей на наведение ракет. Все это многократно записано и изучено (в Израиле, кстати тоже). Тем не менее, если один из подобных ЗРПК действительно оказалась в распоряжении военных США, возникает тот же самый вопрос к тем, по чьей воле эта техника в Ливии оказалась: это, что реклама такая у вас? Или образец недальновидности, неумения организовать боевое применение техники ПВО, связи и управления?

Есть, правда, вероятность организации этого вброса этими самими структурами, участниками гибридных информационных войн, мол, вон, смотрите, какой у нас «Панцирь», если даже американцы захотели его заполучить! Если это так, то это также «умно», как и все, что было ими в информационном пространстве сделано до сегодняшнего дня.

Как бы там ни было, читать сообщения о развитии ливийско-российского политического и экономического сотрудничества было бы гораздо приятнее и содержательнее, чем подобные детективные истории, которые, если разобраться, неприглядны по содержанию.

 

52.24MB | MySQL:103 | 0,556sec