Ливия: к визиту председателя Президентского совета в Бенгази

Председатель Президентского совета Мухаммед аль-Манафи прибыл в Бенгази 11 февраля с его первым визитом в Восточную Ливию с тех пор, как он был назван Форумом ливйского политического диалога в Женеве в прошлую пятницу, новым главой представительной власти на переходный период.

Самолет авиакомпании Afriqiyah Airways с М.аль-Манафи приземлился в аэропорту Бенины в 8 часов утра, прибыв из Афин. Сразу оговоримся, нам неизвестны причины блиц-визита главы ПС в Грецию, его первую, судя по всему, зарубежную поездку. Аль-Манафи был послом от ПНС в этой стране, и визит мог носить частный характер. Никаких других причин его срочного визита в Афины мы не усматриваем.

Итак, почему Бенгази?

Сразу после своего избрания аль-Манафи пообещал,  что Президентский совет будет «представителем всех ливийцев без дискриминации или исключения», подтвердив свою приверженность датам выборов в декабре и «достижения национальное примирения».

«Я и остальные члены Президентского совета в сотрудничестве с премьер-министром будем стремиться действовать, как единая и слаженная рабочая группа, учитывая сложность нынешней ситуации и то, что она требует уступок. ради нации», — добавил глава ПС. Раз так, то Бенгази совершенно логично стал целью его визита и именно М.аль-Манфи, уроженец Тобрука, то есть «свой», и стал первым из представителей, назовем ее «западной» власти, прибывшим в Барку (Киренаику).

Командующий Ливийской национальной армией, самопровозглашенный фельдмаршал Халифа Хафтар принял аль-Манфи в своей резиденции, военном лагере «Аль-Раджма».

В ходе встречи были представлены мнения двух сторон, и Хафтар подчеркнул поддержку ЛНА мирного процесса и ее стремление сохранить демократию и мирную передачу полномочий – сообщает новостной канал 218.

Фельдмаршал подчеркнул свою поддержку нового Президентского совета и национального правительства, «единства, порожденное политическим диалогом с целью объединения институтов и выведения страны на выборы, ожидаемые в декабре».

Сенсация ли это? На наш взгляд, совершенно нет, и вот почему. Произошедшее больше походило на приезд победителя принять капитуляцию проигравшей стороны. Причем, именно силовой блок Киренаики, то, что в российских СМИ, по понятным причинам, именовали ЛНА и представляли, как чуть ли не «армию света и добра», хотя, ее большую часть (как и на западе Ливии) составляют вчерашние, самые, что ни на есть, преступники, умеренные террористы, маргиналы всех мастей, дезертиры, бандиты. Именно позиция ЛНА и ее командующего представляла основной момент для беспокойства за успешный ход мирного процесса, не позиция главы Палаты представителей Акилы Салеха и кучки его депутатов.  От Хафтара можно было ожидать всего, чего угодно, от провокаций до начала очередного наступления, он уже демонстрировал свою «гибкость», в Москве это должны хорошо помнить, когда он бесцеремонно и внезапно покинул переговоры, выставив МИД РФ в глупом виде. Но, видимо, получив четкие указания от своих кураторов «сидеть и не дергаться», Х.Хафтар лично сообщил новому главе ПС, что все понял, все признает, все поддерживает и целиком, и полностью «за», хотя ранее занимал непримиримую позицию.

Меняет ли произошедшее расстановку сил в самом болезненном для РФ аспекте: сохранят ли Хафтар и ЛНА свою роль и влияние, достаточные для продолжения военного присутствия Москвы в Ливии? По нашему мнению, нет, и рассчитывать на это могут только те, кто в 2016-2018 гг. решил ставить на этого человека, что было ошибкой. Надо понимать, что в той конструкции Ливии, которая окончательно утверждена и сейчас реализуется, причем, в серьезности ее авторов сомневаться не приходится, той ЛНА и тому Хафтару, в виде, устраивающем партию «ястребов» в Москве, места нет и не будет. Ливийская армия, а ни какая ни «национальная», будет объединена, зачищена от одиозных фигур и откровенных «отморозков», ее руководящие структуры, Генеральный штаб, основные учебные заведения, Министерство обороны, все деньги и заказы на приобретение оружия, боеприпасов и военной техники – все это будет находится в Триполи и контролироваться новым правительством. Теми людьми, которые не потерпят рядом с собой никакого Хафтара и вообще никаких «восточников». Южан, да, на второстепенных технических и паре другой номинальных должностей. А «Бенгазийский военный округ» обзаведется одним-двумя ВУЗами, достаточным количеством ставок для своих офицеров-местных выходцев, особо нужным или важным выделят посты в центральном аппарате, но, не ключевые. Все будет точно так, как было при Джамахирии, потому что раскол в военной элите есть калька того раскола и процессов, которые сотрясали ее гражданскую элиту, после свержения М.Каддафи.

Поэтому вопрос с пребыванием военного персонала РФ в Ливии будет решать не Хафтар. И не ему решать вопросы с выделением нефтяных концессий в Киренаике, и вообще, каких-либо бизнесов. Те, кто на это рассчитывал, совершенно не знали, на понимали и не представляли себе ливийских реалий.

И, разумеется, Триполитания никогда не простит Хафтару событий 2019 года. Чтобы он сейчас не говорил.

М.аль-Манафи послали в Бенгази, чтобы лично убедиться, что Хафтар будет сидеть в «Аль-Раджме» и не мешать, пока окончательно не решена его дальнейшая судьба. Возможно, он передал Хафтару некие гарантии его личной безопасности и/или предложения насчет его дальнейшей судьбы. При условии, что все действия по линии СВК «5 + 5» будут продолжены в согласованном формате и прибрежное шоссе на Сирт будет разблокировано в ближайшее время.

Что касается пребывания наемников и иностранных войск на территории Ливии, то с этим все ясно: останется только определить, кто есть наемники, а кто – нет. Меньше всего, с этой точки зрения, претензий к турецким военным, их статус легален. Все остальные – сирийцы, с обеих сторон, суданцы, чадцы и, увы, ЧВК «Вагнер», будут должны отправиться домой. Как и все самолеты на авиабазе в Эль-Джуфре и другое тяжелое вооружение. Вопрос этот настолько растиражирован и политизирован, вынесен на первые строчки всех ближайших планов, что «спустить его на тормозах» никак не удастся.

Глава Высшего государственного совета Халед аль-Мишри комментируя встречу Халифы Хафтара и Мухаммеда аль-Манафи заявил, что «первое стихотворение — неверное», как он выразился.

Х.аль-Мишри написал на своей странице в Facebook: «Мы отвергаем произошедшее и сожалеем о неудачном начале деятельности г-на Мухаммеда аль-Манафи, посетившего военного преступника Хафтара. Это — негативный сигнал для ливийцев, который не имеет ничего общего с консенсусом и воссоединением Родины после всех разрушений и трагедий, которые вызвал этот человек».

Надо понимать, что и Х.Хафтар, и М.аль-Манафи не являются фигурами самостоятельными. Их деятельность регламентируется и направляется внешними силами, определяющими, что и как будет происходить в Ливии. Соответственно, если эти силы решат, что присутствие военных РФ в Ливии им начнет мешать, они решат этот вопрос. Пока что, это присутствие не создавало для этих сил неудобств в вещах принципиальных, лишь раздражая, время от времени, что очень воодушевляло некоторых российских стратегов, всерьез считающих, что малочисленный контингент, десяток самолетов и несколько ЗРК ПВО могут составить проблему. Не составят. Не Хафтар и его ЛНА, ни А.Ф.ас-Сиси и Мухаммед бен Нахайян а именно это обстоятельство определяет, останется ЧВК «Вагнер» в Ливии, или нет. Пока не мешают, пусть сидят, если им нравится и им за это кто-то платит. Будут мешать, или перейдут за грань, которую нельзя переходить, выдавят силой.

Внешние силы «второго порядка», действующие в Ливии и формирующие значительную часть политического процесса тоже никуда не делись и активно участвуют во всем происходящем.

Министр иностранных дел Катара, Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани заявил 11 февраля, что недавние выборы временного исполнительного органа Ливии являются «важной вехой в стране», подтвердив неизменную поддержку Дохой «братьев в Ливии» и он надеется на то, что удастся, «как можно скорее сформировать правительство».

На совместной пресс-конференции со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу в Дохе, как сообщил турецкий канал TRT, глава МИД Катара оценил позицию Анкары в поддержке переходного процесса в Ливии и достижении в нем стабильности, подчеркнув продолжение «поддержки братьев в Ливии до конца кризиса», и ведя дело к «гладкому и прозрачному проведению выборов, отвечающих чаяниям ливийского народа».

В свою очередь, турецкий министр раскрыл основные направления своих переговоров со катарским коллегой, в том числе о том, как участвовать в поддержке переходного ливийского правительства и помогать ему «в достижении благосостояния ливийцев».

11 февраля, в рамках визита турецкого министра в Доху в качестве заключительной остановки его тура по Персидскому заливу. в который также входили Кувейт и Султанат Оман, М.Чавушоглу встретился с эмиром Катара шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани и обсудил региональные и международные события, а также отношения между двумя странами.

Двумя днями ранее эмир Государства Катар поздравил во время телефонного звонка Мухаммеда аль-Манафи с избранием на пост главы Президентского совета и подтвердил поддержку его страной безопасности и стабильности Ливии.

10 февраля, президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси позвонил Мухаммеду аль-Манафи, и подтвердил, что Египет будет и впредь оказывать поддержку ливийцам в вопросах экономики, безопасности и по военным вопросам.

А.Ф.ас-Сиси поздравил М.аль-Манафи, пожелав ему успехов на новом посту, и выразил надежду, что «избрание нового ливийского руководства знаменует собой начало новой эры, в которой все ливийские государственные институты работают согласованно и единообразно. что ставит национальные интересы выше любых соображений, стремясь положить конец разделению Ливии, что было одним из препятствий на последнем этапе и породило страдания ливийского государства и его народа, и проблемы для остальной части региона и соседних стран.

Со своей стороны, М.аль-Манафи выразил признательность за поздравления, отметив «гордость Ливии прочно установившимися братскими отношениями с Египтом и стремление укрепить эти отношения и расширить рамки сотрудничества между двумя странами в различных областях, а также предпринять все необходимое для улучшения координации и сотрудничества по различным региональным вопросам, представляющим общий интерес».

Он высоко оценил «эффективный и искренний вклад Египта в пути урегулирования ливийского кризиса на различных политических, военных и экономических уровнях, который привел к сближению взглядов между различными ливийцами, особенно благодаря основным принципам Каирской декларации, которые оказала наибольшее влияние на прекращение политического раскола, свидетелем которого стала Ливия, принимающая все встречи по конституционному треку, с целью переговоров по конституционной основе для государственного управления, в дополнение к проведению встреч Совместного военного комитета («5 + 5»)».

В заявлении пресс-службы ПС указывалось, что обе стороны соглашаются «продолжить координацию и интенсивные консультации между двумя сторонами с целью укрепления усилий ливийцев по руководству переходным этапом в предстоящий период».

Подводя итог визита М.аль-Манафи в Бенгази, можно сделать вывод: «зубы» у Киренаики вырваны. Хафтару подыскивают вариант его цивилизованного вывода из игры, а сам он согласился на капитуляцию. ЛНА будет готовится к интеграции с Ливийской армией, именно этим и занимается СВК «5 + 5», не успевая отвлекаться на мелочи, типа разминирования дорог. Предположим, что процесс будет напоминать то, как это происходило с инкорпорированием ННА ГДР в Бундесвер, и, кстати, с при активном участии военной миссии ЕС и НАТО. И под возможным присмотром миротворцев ООН/МНС Тут есть еще один важнейший аспект – демилитаризация Ливии. Не приведение к единому знаменателю ополчений и искоренение всей этой партизанщины, расплодившейся за десять лет, а общая демилитаризация, сбор оружия, разминирование и очистка местности от опасных предметов, миллионы единиц самого разного оружия, разошлись по рукам ливийского населения в 2011 году. Что до гражданской партии «восточников», их пара десятков депутатов может вообще не учитываться при вынесении вотума доверия правительству А.Х.ад-Дбейбы. Это и случится, реши они заартачиться.

62.89MB | MySQL:102 | 0,588sec